Урок литературного чтения в 3 классе
Тема: С.А. Есенин «Поет зима – аукает».
Цель: Ввести учащихся в мир поэзии С.А. Есенина на примере стихотворения «Поет зима – аукает».
Задачи: 1. Формировать умение видеть образные языковые средства – метафоры, олицетворения, сравнения.
2. Развивать навык слушания.
3. Учить чувствовать и понимать образный язык поэтической речи.
4. Воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: портрет С.А. Есенина, проектор, ноутбук, презентация, музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года».
Ход урока
Организация начала урока.
Вхождение в урок.
Звучит музыка П.И. Чайковского
- Настал новый день. Улыбнитесь друг другу. Почувствуйте, как добро входит в вас, заряжает энергией. Придает бодрость, будит воображение.
Наш урок мне хочется начать со стихотворения.
В этом имени слово «есень».
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Сень берез и синь – рассвет.
Что-то есть в нем и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут – «Сергей Есенин»,
Всей России встают черты…»
(А. Браун)
- Творчеству какого поэта посвящен урок?
(Открывается доска. Слайд)
Портрет С.А.Есенина
- Сегодня на уроке мы еще раз соприкоснемся с чудесным, неповторимым миром поэзии С.А. Есенина.
- Какие стихи Есенина вы знаете?
(Дети читают отрывки из стихов)
- Назовите тему этих произведений. (Природа)
- А какое оно, Есенинское слово? Именно, певучее.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку станут слова, которые принадлежат Сергею Есенину. Прочитайте их. (Слайд)
Эпиграф:
«Оставляю песенку про Русь,
Запевая, обо мне подумай,
И тебе я в песне отзовусь…»
- Любуясь картинами родной природы, Есенин стремился передать свое восхищение красотой русской природы в своих стихах. Его стихи по сей день живут с нами, многие из них мы поем.
Анализ зимнего пейзажа.
- Посмотрите на картину. Поделитесь мыслями. Какие чувства у вас она вызывает?
- Какие образные слова и выражения, возникли у вас, глядя на этот пейзаж?
- Молодцы, вы умеете воспользоваться словом, чтобы сказать красиво.
- А теперь послушаем, как сказал об этом настоящий мастер слова Сергей Есенин.
4. ТЕМА УРОКА.
Чтение стихотворения «Поет зима – аукает» учителем.
- Как бы вы озаглавили это стихотворение?
- первое название, которое дал С. Есенин этому произведению, было «Воробышки».
Впоследствии он убрал его, но образ остался.
- Поделитесь своими мыслями.
- Какое чувство вызвало стихотворение?
- Давайте вместе понаблюдаем, как Есенин добивается того, чтобы и мы почувствовали, что чувствовал он сам.
- Сколько строф в этом стихотворении?
- Сколько предложений в каждой строфе?
- В каждой строфе поэт рисует картину и в каждой свои герои.
Самостоятельная работа.
Возьмите простой карандаш.
- Прочитайте стихотворение про себя и подчеркните те образы, которые рисует поэт.
(Проверка.)
ОБРАЗЫ.
Зима
Облака
Метелица
Воробышки
Вьюга
Весна
- Поработаем над первой строфой.
- Прочитайте про себя. Вслух.
- Какие образы рисует нам автор в 1 строфе? (Образ зимы и облаков).
- Какой прием использует Есенин, создавая образ зимы? (Олицетворение).
- Докажите словами из текста.
- «Мохнатый лес» - это какой лес?
- Что значит «баюкает стозвоном сосняка»?
- Произнесите хором так, чтобы был слышен звон стволов промерзших сосен, слова «стозвоном сосняка».
- Чувствуете, как с помощью определенных звуков и звукосочетаний создается впечатление озноба, звенящего на морозе дерева.
- Видите, строка звучит красиво. Что чувствует поэт? (Звукопись, з-с).
- Можно ли сказать, что и облака очеловечены? (Конечно, они седые, как человек и наделены чувствами).
- Как вы понимаете выражение «с тоской глубокою плывут облака»?
-Сочетания каких звуков позволяют представить, как плавно плывут облака по небу? (лы-ле-ла). (Звукопись).
-Разделяет ли поэт эту тоску?
-Какое чувство возникло? Настроение?
- Глубокая тоска – это настроение 1 строфы.
-Прочитайте 2 строфу про себя. Вслух.
-Найдите строчки, в которых изображена метель.
-Какой прием использует поэт? (Сравнение).
- прочитайте. Снег похож на гладкий шелковый ковер. Красив ли он?
- Докажите свое мнение словами 2 строфы.
-Рад ли автор этой красоте? Почему нет?
- Чем вызвана эта тревога автора?
- Найдите строчки, в которых говорится о воробышках. Какие они? (игривые)
- Как вы понимаете слово «игривые»?
(Слайд. «Воробьи летом». Включается грамзапись «чириканье воробьев»).
- Найдите сравнение. («Как детки сиротливые»).
- Почему так сказал поэт?
- Почему воробьи прижались именно у окна?
- « строфа тревожна. Какое чувство она вызывает? (тревогу)
- Тревога – это настроение 2 строфы.
ФИЗМИНУТКА
- Прочитайте про себя 3 строфу. Вслух.
- Как автор называет воробышек?
- Как вы понимаете слово «пташки»?
- Подберите синоним к слову «озябли».
- Как греются птички?
- Какие звуки передают дрожь воробышков? (з-ш-ж – звукопись).
-Какое чувство вызывают у поэта воробышки?
- Жалость – это настроение 3 строфы.
- почему так жалко поэту воробышков?
- Отчего им может быть страшно?
( Слайд. «Воробьи зимой»)
- Как поэт называет воробьев?
- Какое значение несут суффиксы в этих словах?
- Чувствуется отношение автора к воробышкам, любовь и жалость к этим птицам.
- Какой прием использует поэт, когда говорится о вьюге?
- С кем сравнивает автор вьюгу?
- Какие звуки передают злость вьюги в последних двух строках? (з-с-звукопись, слышен свист ветра, а звук ставен передают звуки – ст-т-ст)
- Прочитайте 4 строфу. Чтение про себя. Вслух.
- Почему пташки дремлют у мерзлого окна? Что им снится?
- Какой снится воробышкам в студеную зимнюю пору весна?
- Есенин не жалеет для нее добрых слов и противопоставляет ее зиме. Эта строфа – самая светлая.
- Какое чувство преобладает в этой строфе? Надежда. На что? (На ожидание теплых, светлых, весенних дней. Весна придет, надо надеяться и ждать).
- Весь смысл стихотворения держится на приеме контраста. Здесь их два: беспомощные и нежные воробышки противопоставляются бешеной вьюге и снежным вихрям; реальная суровая зима противопоставляется сну – мечте воробышков о весне.
- Итак, какими приемами воспользовался С. Есенин, чтобы мы могли лучше представить зимние картины и разделить его чувства?
( Олицетворение, сравнение, метафору, эпитет, звукопись).
- Только ли образы рисует автор? Он рисует еще и чувства.
- А теперь выразительно прочитаем все стихотворение, стараясь передать главное чувство в каждой строфе. Какие это чувства? (Слайд)
1. Глубокая тоска.
2. Тревога.
3. Жалость.
4. Надежда.
- Как надо читать 1 строфу?
- Возьмите карандаш. Запишем – медленно, напевно, чтобы слушатели сочувствовали зимующим птицам. А о воробышках? (ласково, с жалостью). О вьюге? (со злостью в голосе). О весне? (ласково, мечтательно).
Чтение стихотворения детьми.
Хором.
Квартетом.
Дуэтом.
Трио.
(Чтение детей оценивает жюри).
- К какой части стихотворения подходят наши картины?
- Озвучьте их словами из текста.
- Подумайте, почему Есенин отказался от названия «Воробышки»? (Много образов, чувств).
- А теперь как бы вы назвали это стихотворение?
6. Итог.
- Вернемся к портрету.
- Какие чувства у читателя пробуждают произведения С. Есенина?
- Да, Есенин – поэт очень нежный. Мы благодарны поэту за его необычайно щедрый талант.
Поэт проводит читателя по «лестнице чувств», позволяя ему разделить с ним тоску и тревогу, жалость и надежду.
Не вечна зима, придет время, и воробышков, и людей согреет красавица весна. Надо терпеть и ждать.
Домашнее задание.
(по выбору)
- Выучить стихотворение наизусть.
- Побыть в роли композиторов - сочинить музыку к стихотворению.
Пропеть его.
- Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.