СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект С. Есенин "Поет зима - аукает ..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект к уроку по литературному чтению для 3 класса С. Есенин "Поет зима - аукает ..."

Просмотр содержимого документа
«План - конспект С. Есенин "Поет зима - аукает ..."»

Урок литературного чтения в 3 классе



Тема: С.А. Есенин «Поет зима – аукает».



Цель: Ввести учащихся в мир поэзии С.А. Есенина на примере стихотворения «Поет зима – аукает».



Задачи: 1. Формировать умение видеть образные языковые средства – метафоры, олицетворения, сравнения.

2. Развивать навык слушания.

3. Учить чувствовать и понимать образный язык поэтической речи.

4. Воспитывать любовь к родной природе.







Оборудование: портрет С.А. Есенина, проектор, ноутбук, презентация, музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года».













Ход урока

  1. Организация начала урока.

  2. Вхождение в урок.

Звучит музыка П.И. Чайковского

- Настал новый день. Улыбнитесь друг другу. Почувствуйте, как добро входит в вас, заряжает энергией. Придает бодрость, будит воображение.

Наш урок мне хочется начать со стихотворения.

В этом имени слово «есень».

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Сень берез и синь – рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней грусти,

Юности и чистоты…

Только скажут – «Сергей Есенин»,

Всей России встают черты…»

(А. Браун)



- Творчеству какого поэта посвящен урок?

(Открывается доска. Слайд)

Портрет С.А.Есенина

- Сегодня на уроке мы еще раз соприкоснемся с чудесным, неповторимым миром поэзии С.А. Есенина.

- Какие стихи Есенина вы знаете?

(Дети читают отрывки из стихов)

- Назовите тему этих произведений. (Природа)

- А какое оно, Есенинское слово? Именно, певучее.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку станут слова, которые принадлежат Сергею Есенину. Прочитайте их. (Слайд)

Эпиграф:

«Оставляю песенку про Русь,

Запевая, обо мне подумай,

И тебе я в песне отзовусь…»

- Любуясь картинами родной природы, Есенин стремился передать свое восхищение красотой русской природы в своих стихах. Его стихи по сей день живут с нами, многие из них мы поем.



  1. Анализ зимнего пейзажа.

- Посмотрите на картину. Поделитесь мыслями. Какие чувства у вас она вызывает?

- Какие образные слова и выражения, возникли у вас, глядя на этот пейзаж?

- Молодцы, вы умеете воспользоваться словом, чтобы сказать красиво.

- А теперь послушаем, как сказал об этом настоящий мастер слова Сергей Есенин.



4. ТЕМА УРОКА.

Чтение стихотворения «Поет зима – аукает» учителем.

- Как бы вы озаглавили это стихотворение?

- первое название, которое дал С. Есенин этому произведению, было «Воробышки».

Впоследствии он убрал его, но образ остался.

- Поделитесь своими мыслями.

- Какое чувство вызвало стихотворение?

- Давайте вместе понаблюдаем, как Есенин добивается того, чтобы и мы почувствовали, что чувствовал он сам.

- Сколько строф в этом стихотворении?

- Сколько предложений в каждой строфе?

- В каждой строфе поэт рисует картину и в каждой свои герои.



Самостоятельная работа.

Возьмите простой карандаш.

- Прочитайте стихотворение про себя и подчеркните те образы, которые рисует поэт.

(Проверка.)

ОБРАЗЫ.

Зима

Облака

Метелица

Воробышки

Вьюга

Весна

- Поработаем над первой строфой.

- Прочитайте про себя. Вслух.

- Какие образы рисует нам автор в 1 строфе? (Образ зимы и облаков).

- Какой прием использует Есенин, создавая образ зимы? (Олицетворение).

- Докажите словами из текста.

- «Мохнатый лес» - это какой лес?

- Что значит «баюкает стозвоном сосняка»?

- Произнесите хором так, чтобы был слышен звон стволов промерзших сосен, слова «стозвоном сосняка».

- Чувствуете, как с помощью определенных звуков и звукосочетаний создается впечатление озноба, звенящего на морозе дерева.

- Видите, строка звучит красиво. Что чувствует поэт? (Звукопись, з-с).

- Можно ли сказать, что и облака очеловечены? (Конечно, они седые, как человек и наделены чувствами).

- Как вы понимаете выражение «с тоской глубокою плывут облака»?

-Сочетания каких звуков позволяют представить, как плавно плывут облака по небу? (лы-ле-ла). (Звукопись).

-Разделяет ли поэт эту тоску?

-Какое чувство возникло? Настроение?

- Глубокая тоска – это настроение 1 строфы.

-Прочитайте 2 строфу про себя. Вслух.

-Найдите строчки, в которых изображена метель.

-Какой прием использует поэт? (Сравнение).

- прочитайте. Снег похож на гладкий шелковый ковер. Красив ли он?

- Докажите свое мнение словами 2 строфы.

-Рад ли автор этой красоте? Почему нет?

- Чем вызвана эта тревога автора?

- Найдите строчки, в которых говорится о воробышках. Какие они? (игривые)

- Как вы понимаете слово «игривые»?



(Слайд. «Воробьи летом». Включается грамзапись «чириканье воробьев»).



- Найдите сравнение. («Как детки сиротливые»).

- Почему так сказал поэт?

- Почему воробьи прижались именно у окна?

- « строфа тревожна. Какое чувство она вызывает? (тревогу)

- Тревога – это настроение 2 строфы.



  1. ФИЗМИНУТКА



- Прочитайте про себя 3 строфу. Вслух.

- Как автор называет воробышек?

- Как вы понимаете слово «пташки»?

- Подберите синоним к слову «озябли».

- Как греются птички?

- Какие звуки передают дрожь воробышков? (з-ш-ж – звукопись).

-Какое чувство вызывают у поэта воробышки?

- Жалость – это настроение 3 строфы.

- почему так жалко поэту воробышков?

- Отчего им может быть страшно?

( Слайд. «Воробьи зимой»)

- Как поэт называет воробьев?

- Какое значение несут суффиксы в этих словах?

- Чувствуется отношение автора к воробышкам, любовь и жалость к этим птицам.

- Какой прием использует поэт, когда говорится о вьюге?

- С кем сравнивает автор вьюгу?

- Какие звуки передают злость вьюги в последних двух строках? (з-с-звукопись, слышен свист ветра, а звук ставен передают звуки – ст-т-ст)

- Прочитайте 4 строфу. Чтение про себя. Вслух.

- Почему пташки дремлют у мерзлого окна? Что им снится?

- Какой снится воробышкам в студеную зимнюю пору весна?

- Есенин не жалеет для нее добрых слов и противопоставляет ее зиме. Эта строфа – самая светлая.

- Какое чувство преобладает в этой строфе? Надежда. На что? (На ожидание теплых, светлых, весенних дней. Весна придет, надо надеяться и ждать).



- Весь смысл стихотворения держится на приеме контраста. Здесь их два: беспомощные и нежные воробышки противопоставляются бешеной вьюге и снежным вихрям; реальная суровая зима противопоставляется сну – мечте воробышков о весне.



- Итак, какими приемами воспользовался С. Есенин, чтобы мы могли лучше представить зимние картины и разделить его чувства?

( Олицетворение, сравнение, метафору, эпитет, звукопись).

- Только ли образы рисует автор? Он рисует еще и чувства.



- А теперь выразительно прочитаем все стихотворение, стараясь передать главное чувство в каждой строфе. Какие это чувства? (Слайд)

1. Глубокая тоска.

2. Тревога.

3. Жалость.

4. Надежда.



- Как надо читать 1 строфу?

- Возьмите карандаш. Запишем – медленно, напевно, чтобы слушатели сочувствовали зимующим птицам. А о воробышках? (ласково, с жалостью). О вьюге? (со злостью в голосе). О весне? (ласково, мечтательно).



Чтение стихотворения детьми.

Хором.

Квартетом.

Дуэтом.

Трио.

(Чтение детей оценивает жюри).



- К какой части стихотворения подходят наши картины?

- Озвучьте их словами из текста.

- Подумайте, почему Есенин отказался от названия «Воробышки»? (Много образов, чувств).

- А теперь как бы вы назвали это стихотворение?



6. Итог.

- Вернемся к портрету.

- Какие чувства у читателя пробуждают произведения С. Есенина?

- Да, Есенин – поэт очень нежный. Мы благодарны поэту за его необычайно щедрый талант.



Поэт проводит читателя по «лестнице чувств», позволяя ему разделить с ним тоску и тревогу, жалость и надежду.

Не вечна зима, придет время, и воробышков, и людей согреет красавица весна. Надо терпеть и ждать.



  1. Домашнее задание.

(по выбору)

- Выучить стихотворение наизусть.

- Побыть в роли композиторов - сочинить музыку к стихотворению.

Пропеть его.

- Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!