СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект родительского собрания на тему «Одаренность ребенка: выявить и поддержать»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект родительского собрания на тему «Одаренность ребенка: выявить и поддержать»»

Форма: комбинированный (беседа с применением игровых элементов).

Название мероприятия: «Одаренность ребенка: выявить и поддержать»

Целевая установка: обеспечение психологической подготовки родителей, необходимой для стимулирования и развития потенциальных творческих возможностей ребенка.

Место проведения:

Оборудование и реквизит:

Возраст: 1-4 класс.

Ход мероприятия.

Этап

Время

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности родителей

1

Организационный этап

3 мин.

Приветствие.

Здравствуйте! Сегодня мы поговорим об одаренности детей, как её выявить и с чего начать её поддержание.

Для начала я предлагаю выполнить упражнение «Снежинка».


Главное условие- не смотреть ни на кого и слушать инструкцию. Перед каждым из вас лежит лист бумаги. Все листы одинакового размера, формы, качества.


Теперь:

Сложите лист пополам.

Оторвите правый верхний уголок.

Опять сложите лист пополам.

Снова оторвите правый верхний уголок.

Сложите лист пополам.

Оторвите правый верхний уголок.

Продолжайте эту процедуру до тех пор, пока она будет возможна.

Теперь раскройте свою снежинку. Посмотрите, есть ли у кого-то такая снежинка как у вас? Снежинки должны быть совершенно одинаковыми.


Нашли?



- А как вы думаете почему?






Этот вывод- начало разговора о том, что дети все разные и у каждого есть свои таланты.











Выполняют упражнение «снежинка».










(Участники отвечают, что не нашли.)

Поступают разные ответы, и постепенно, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была одна.


2

Вступительное слово

2 мин.


Сегодня на родительском собрании мы поговорим о том, какая роль в воспитании талантливых детей принадлежит вам, уважаемые родители. Вам повезло, что ваши дети неординарны, что они наделены удивительной способностью учиться, петь, танцевать, рисовать или осваивать спортивные виды деятельности. Именно в семье формируется отношение родителей к неординарности, одаренности и талантливости ребенка, впоследствии от этого будет зависеть оценка ребенком собственных возможностей, его активное или пассивное отношение к своему таланту. Поэтому родителям необходимо с раннего детства уважать ребенка, подчеркивать в нем его индивидуальность.

    Под термином «одаренность» понимается высокий уровень развития способностей, значительно отличающихся от среднего. Одаренный ребенок обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности, творчества.


Как вы думаете, что значит одарённый ребенок?


Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.



Детская одаренность – социально – общественная проблема. История знает случаи, когда многие выдающиеся люди уже с детства блистали незаурядными способностями. С другой стороны, выдающиеся умственные или творческие проявления ребенка могут оказаться лишь чем – то временным. В ходе возрастного развития вместе с укреплением свойств интеллекта и качеств личности, подъемом их на новый уровень происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей.

Необходимо диагностировать и выявлять одаренных детей не только потому, что они являются творческим и умственным потенциалом своей страны, но и для того, чтобы устранить дискомфорт, который может возникнуть в общении с обыкновенными детьми.

























Ответы родителей.


























3

Информирование родителей об отличии одарённых детей от обычных детей.

5 мин.

Давайте с вами подумаем в чём же может отличаться одаренный ребенок от обычных детей? Предлагаю вам разделиться на 2 группы и пообсуждать отличия.



3слайд. Давайте рассмотрим, чем же отличаются одаренные дети от обычных детей (показатели одаренности):


  • любознательность и потребность в познании выходят за рамки возможностей традиционного обучения;

  • высокие интеллектуальные и творческие показатели;

  • высокий уровень развития абстрактного мышления и речи (способность в языковой форме делать выводы);

  • легкость в общении, коммуникабельность;

  • активность;

  • высокая мотивация к учебной деятельности;

  • стихийное стремление к построению целостной картины мира.



Родители делятся на 2 группы и обсуждают в чём отличие одарённых детей от обычных и записывают на лист. Один из группы презентует работу. Выбирается наиболее приемлемый вариант.

























4

Информирование родителей о видах одарённости

5 мин.


Существуют следующие виды одаренности!


Слайд 4. Виды одаренности:

  • Одаренность  спортивная и организационная одаренность;

  • Интеллектуальная одаренность различных видов;

  • Хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность;

  • Лидерская одаренность, т.е. способность привлекать, притягивать к себе других людей, вызывать у них чувство симпатии;

  • Одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.



















5

Информирование родителей о проблемах одарённых детей.

3 мин.



Казалось бы, ребенку с активным познавательным интересом, повышенной умственной активностью и творческой жилкой, опережающему своих сверстников по уровню интеллекта, – такому ребенку уготовано детство более счастливое, чем у других. Однако чаще всего это оказывается не так. У детей с ранним развитием умственных способностей возникают специфические проблемы дома и в школе, в отношениях с другими детьми.






Слайд 5Проблемы одаренных детей


1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренного ребенка. Нарушения в поведении одаренных детей могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.


2. Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.


3. Ощущение неудовлетворенности. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они очень критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда — ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.


4. Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать. С другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям.








6

Информирование родителей о роли семьи в раскрытии детской одарённости.

3 мин.

Слайд 6. Роль семьи в раскрытии детской одаренности.

   Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. Необходимо понимать, что одаренные дети – это особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего одаренного сына или дочери, пока не поможет счастливый случай.

   Поэтому, родителям необходимо с самого раннего возраста уважать ребенка, тактично, в меру подчеркивать в нем его индивидуальность, позволять детям как можно чаще высказывать свои творческие идеи, быть восприимчивым слушателем, одним словом – понять своего неординарного ребенка, быть для него примером и подражанием во всем. 

  - Сейчас, я предлагаю Вам разыграть сценку































- Какие выводы можно сделать, по увиденному?


- Уважаемые родители, Ваш ребенок обязательно имеет склонность к одной из областей человеческой деятельности.


Как можно выявить, в какой области талантлив Ваш ребенок?

Слайд 7. Анкета одарённости А. И. Савенкова.

Проявление специальных способностей

    Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей А. И. Савенков предлагает рассматривать следующие личностные свойства и характеристики (на вопросы отвечать «да», «нет»):      Инструкция: в начале теста перечень характеристик, которые обычно наблюдаются у одарённых детей в разных сферах (изобразительно–художественной, музыкальной одарённости, литературной, артистической, технической, лидерской, спортивной, интеллектуальной). Для того, чтобы определить в какой сфере у вашего ребёнка одарённость, поставьте «+» напротив утверждений, который соответствует особенностям вашего ребёнка.

Обработка данных: то, в какой сфере у вас большее количество плюсов, именно этот вид одарённости у вашего ребёнка. Если у вас одинаковое количество плюсов по разным видам одарённости (например, художественно-эстетическая и артистическая), то у вашего ребёнка есть большие творческие возможности.

    - Как отмечает исследователь Н.С. Лейтес, выражение «одаренные ученики» весьма условно, поскольку рано проявившиеся у ребенка способности могут не получить ожидаемого развития, остаться не реализованными. Вместе с тем у других детей подлинные выдающиеся способности могут обнаружиться позднее, в будущем. Нужно знать и помнить о том, что человек не рождается с готовыми способностями. Врожденными являются лишь задатки, т.е. анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. На их основе под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром развиваются его способности. Наша с вами задача уметь увидеть эти задатки, помочь развиться тем предпосылкам способностей, которые заложены природой.




















«Настоящая семья». Приглашаю 2 родителя. Дается немного времени на подготовку..

Мать: Почему ты грубишь мне? Я же не виновата, что у тебя плохое настроение.

Сын: Оставь меня в покое. Когда человеку плохо, лучше его не трогать.

Мать: Если тебе тяжело сейчас, нужно найти причину этого. Давай поговорим, и тебе станет легче.

Сын: С тобой невозможно говорить открыто, потом ты будешь упрекать меня.

Мать: Каждый из нас должен учиться разговаривать без упреков и грубости. Но мы этому не научимся, если не будем рассказывать друг другу о своих проблемах.

Сын: Не всем можно делиться с родителями.

Мать: В настоящей семье люди могут говорить друг другу обо всем и ничего не бояться.

Сын: А у нас настоящая семья?


Ответы родителей








7

Информирование родителей о гигиене детей

3 мин.

Очень часто родители пытаются реализовать в детях свои несостоявшиеся желания и мечты. Сейчас мы с вами вспомним, о чем вы мечтали в детстве.


Упражнение "В детстве я мечтала……» 


  Слайд 9. Большую роль в развитии детской одарённости играют учреждения дополнительного образования детей.  

  Дополнительное образование формирует социальный опыт обучающихся в неформальных условиях, позволяет расширить социальные связи, освоить определённые социальные роли. Дополнительное образование организует практическую совместную деятельность и обеспечивает индивидуальное развитие ребёнка в соответствии с его желаниями и потребностями.     Дополнительное образование предоставляет каждому обучающемуся возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учётом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявления, развития и поддержки одарённых детей.






Слайд 10. Направления развития одарённости детей в системе дополнительного образования:

  • создание мотивации к развитию и обучению, т. е. побуждать ребёнка ставить цели, задачи и определять способы их выполнения;

  • развивать самостоятельность, активное отношение к окружающему миру;

  • организация индивидуального стиля деятельности.

В системе дополнительного образования можно выделить следующие формы обучения одарённых детей:

  • система творческих конкурсов, олимпиад, выставок;

  • творческие лаборатории;

  • обучение в малых группах или индивидуальное обучение по программам творческого развития в определённой области;

  • работа по творческим и исследовательским проектам;

  • каникулярные сборы, лагеря, творческие лаборатории;

  • научно-практические конференции и семинары.


- В заключении,  предлагаю  игру "Составь  слово" . Нужно составить слова из слогов, относящих к теме  . (Мо-ти-ва-ция, кре-атив-ность, о-да-рен-ность, нас-той-чи-вость, спо-соб -ности











Родители  бросают мяч друг другу со словами: "В детстве я мечтала…»

-   Говоря о детстве, нельзя не вспомнить о кружках, которые Вы, родители, наверное, посещали. (примеры кружков называют родители)















































8

Рефлексия

3 мин.

- У нас с Вами получился очень насыщенный разговор. Мы рассмотрели многие аспекты развития детской одаренности. Я попрошу Вас оценить сегодняшнюю работу.


Будьте добры, закончите три предложения:

- Из сегодняшнего разговора я поняла…

- Мне не понравилось…

- Хотелось бы продолжить разговор на тему…

- А теперь все пожелания  сложите в «Чудесный ларец» знаний, умений и навыков, приобретенных на данном родительском собрании.








Выполняют задание.







9

Заключительный этап

2 мин.

- Большое спасибо за работу. Еще хочу раздать Вам памятки «Советы родителям одаренных детей», « Как творчески развивать ребенка». 

 Слайд 11. И в заключении послушайте замечательные строки.

 Дети – это чудо света,

Я увидел это сам

И причислил чудо это

К самым чудным чудесам

Мы пред будущим в ответе

Наша радость, боль и грусть,

Наше будущее – дети…

Трудно с ними, ну и пусть!

В наших детях наша сила.

Неземных миров огни.

Лишь бы будущее было

Столь же светлым, как они.

Слайд 12. Спасибо за внимание!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!