Тема урока: «Алюминий и его соединения»
ЦЕЛЬ УРОКА: изучить строение алюминия, химические свойства этого металла и его соединений, а также рассмотреть применение алюминия в жизни человека
Образовательная:
• Продолжить формирование системы знаний о строении и свойствах металлов.
• Расширить знания учащихся об алюминии, как элементе и веществе.
• Способствовать закреплению понимания взаимосвязи строения, свойств и применения металлов.
• Сформировать представление о строении атома алюминия на основании положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева, физических и химических свойствах алюминия, амфотерности соединений алюминия и природных соединений;
Развивающие:
• Развить умения формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку.
• Совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами.
• продолжить развивать умение работать с различными источниками информации и проводить лабораторные опыты;
Воспитательные:
• продолжить формировать коммуникативные качества, внимательность, Ученики ственность и аккуратность.
• Воспитать культуру общения через работу в парах “ученик - ученик”, “учитель - ученик”.
• Воспитать у учащихся наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу и культуру эксперимента.
• воспитание понимания важности и практической значимости знаний об алюминии и его сплавах для успешного овладения будущей профессией.
ТИП УРОКА: урок усвоения и закрепления новых знаний
Форма урока: фронтальная, групповая
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
• компьютерная презентация,
• таблица растворимости,
• электрохимический ряд напряжения металлов,
• периодическая система Д. И. Менделеева,
• коллекция “Алюминий”,
• химическое оборудование и химические реактивы;
• рабочие листы.
ХОД УРОКА.
Девиз урока: "Чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать" (Р. Декарт).
План изучения материала.
Алюминий как простое вещество.
Алюминий в природе.
Строение атома.
Физические свойства.
Химические свойства.
Получение и применение.
Соединение алюминия.
1. Организационный этап (1 мин.).
Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку.
2. Мотивирование к учебной деятельности (3 мин.):
1. Какой мир веществ мы изучаем? (Мир металлов (приводят примеры металлов)).
2. А теперь, ребята давайте попробуем, установить какому металлу мы посвятим наш сегодняшний урок.
Учитель сообщает интересные факты:
-Его часто применяют при производстве фейерверков, чтобы добиться яркого белого пламени с обилием красивых искр.
- Это третий по распространённости на Земле элемент.
- На его долю приходится более 8% земной коры.
- Найден в лунном грунте.
- Погремушку, изготовленную из этого металла, торжественно преподнесли сыну Наполеона III.
- Только очень богатые люди могли позволить себе употребить пищу из таких тарелок, изготовленных из этого металла.
- Мастера, принёсшего в дар римскому императору Тиберию чашу из этого металла, казнили.
- 1855 год, Парижская выставка – он демонстрировался как самый редкий и дорогой металл, который был почти в 10 раз дороже золота.
- Этот металл называют ещё «крылатый» или «самолётный металл».
О каком металле идёт речь?
Ученики : Алюминий. (слайд №2)
Учитель: Правильно, молодцы! Что вы знаете об алюминии? Почему алюминий, которого так много в природе, был в XIX веке очень дорогим металлом, а в XX веке стал повседневным?
Ученики систематизируют известную им информацию. (слайд №3)
2. Формулировка темы, цели урока, выдвижение гипотезы (2 мин.)
Какова же тема нашего урока?
Ученики : Алюминий и его соединения.
Учитель: Я хочу назвать урок: «Номер 13! Счастливый или нет?». Почему я дал такое название? (слайд№4)
Ученики: Порядковый номер алюминия в периодической системе химических элементов 13, с таким числом связаны суеверия.
Учителб; А по активности алюминий – это какой металл?
Ученики : Активный, так как находится в начале ряда активности металлов (работа с рядом активности металлов).
Учитель: Какие свойства мы можем изучить в рамках нашего урока?
Ученики : Физические и химические свойства алюминия, а также свойства его соединений. (слайды№5,6,7)
Учитель: а так как алюминий – это химический элемент, то мы будем опираться на положение алюминия в периодической системе химических элементов. Какой вопрос нас будет интересовать сегодня на уроке?
Овет:На основе положения в периодической системе изучить алюминий и его соединения
Учитель: Это и будет темой нашего урока.
/ Запись темы урока в тетрадь/
Учитель: Какова же цель нашего урока?
Ученики: Изучить свойства алюминия и его соединений, рассмотреть области применения (слайд №10).
3. Актуализация опорных знаний об алюминии (10 мин.):
Учитель: Вернёмся к нашему рассуждению об активности алюминия (слайд №4). У вас на столах карточки с заданием. Прочитайте задание и выполните его (смотреть приложение 1).
/Учащиеся, выполнив задание, отвечают с места. Ученики ы сверяются (слайд №11) и переносятся учащимися в тетрадь/
Учитель: Какой вывод об активности алюминия мы можем сделать на этом этапе нашего исследования?
Ученики: Алюминий более активный металл, чем кремний, но менее активный, чем магний
4.Стадия «Осмысление новой информации».
Изучение физических свойств алюминия (2 мин.):
Учитель: Алюминий является рекордсменом по многим параметрам. Перечислите их.
Ученики: Пластичность, электро- и теплопроводность, металлический блеск.
Учитель: На демонстрационном столе образцы алюминия. Опишите внешние свойства этого металла.
/Учитель проносит по рядам и даёт возможность
прикоснуться к образцам алюминия/
Ученики: Мягкий, лёгкий, серебристо – белый, непрозрачный (слайд №5).
Учитель: а какими же химическими свойствами он обладает?
Изучение химических свойств алюминия (7 минут):
Учитель: Давайте вспомним, какие общие химические свойства характерны для металлов?
Ученики: Взаимодействие с неметаллами, водой, кислотами, солями.
Учитель: Обращает внимание учеников на слайд № 6,7 и работает с информационной схемой.
Учитель: Какое свойство в этой схеме характерно для алюминия в отличие от металлов?
Ученики: Взаимодействие со щёлочью.
Учитель: В подтверждении химических свойств алюминия давайте посмотрим видеофрагмент и выполним лабораторный опыт.
/Ученики смотрят видеофрагмент взаимодействия алюминия с бромом,
один ученик выходит к доске и записывает уравнение реакции/
Учитель: А теперь исследуем на практике отношение алюминия к кислотам и щелочам. Напомните правила безопасной работы с растворами кислот и щелочей.
Ученики: Соблюдай осторожность при работе с кислотами! В случае попадания на кожу – промой водой!
Учитель: А теперь по плану, обозначенному в инструктивной карточке, проведите исследование и сделайте вывод (смотреть приложение 2).
/Учащиеся проводят лабораторную работу, следуя инструкции.
Учитель консультирует и контролирует. Работа в парах/
Учитель: По плану, данному в задании, представьте результаты своего исследования.
/Ученики рассказывают о своих наблюдениях,
учитель дополняет об отношении алюминия к воде/
Учитель: Какой можно сделать общий вывод о химических свойствах алюминия? (с помощью лабораторных опытов мы выяснили, что алюминий реагирует с разбавленными растворами кислот и щелочей).
Учитель: Как видим, алюминий реагирует и с кислотами, и с щелочами. Как называется такая двойственность свойств? (Амфотерность).
Учитель: Алюминий проявляет амфотерные свойства. «Амфос» с греческого означает двойственность. Запишите, пожалуйста, в тетради, что алюминий проявляет амфотерные свойства (слайд №7).
3. Изучение соединений алюминия (8 мин.):
Учитель: А в каком виде встречается алюминий в природе – в свободном виде или в виде соединений? (Алюминий – активный металл, в природе встречается в виде соединений).
Учитель: А какие соединения алюминия вам известны?
Ученики: Оксид алюминия (Al2O3) и гидроксид алюминия (Al(OH)3).
Учитель: Al2O3 – глинозём (старинное название). Рассмотрите оксид алюминия и опишите его физические свойства.
Ученики : Белое вещество, в воде не растворяется, с очень высокой температурой плавления (дополняет учитель).
Учитель: На основании имеющихся у вас знаний выскажите предположения о характере оксида алюминия и его химических свойствах.
Ученики : Степень окисления алюминия в его оксиде +3, проявляет амфотерные свойства. Соединения, проявляющие двойственную природу, взаимодействуют и с кислотами, и с основаниями. С водой не реагирует (слайд №9).
Учитель: Запишите уравнения химических реакций доказывающие амфотерные свойства оксида алюминия.
/Ученики выходят к доске и записывают уравнения химических реакций, учитель помогает/
Учитель: А теперь изучим амфотерные свойства гидроксида алюминия. Давайте вспомним, как можно получить гидроксид алюминия (нерастворимое основание)?
Ученики: При взаимодействии соли с растворимым основанием (щёлочью).
/Учитель проводит демонстрационный опыт
и комментирует/
Учитель: Получим гидроксид алюминия, чтобы исследовать его свойства. Для этого раствор хлорида алюминия соединим с раствором гидроксида натрия. Что наблюдаем?
Ученики : Выпадает осадок гидроксида алюминия. Записывают уравнение на доске и в тетради.
Учитель: Убедимся в том, что гидроксид алюминия – амфотерное основание. В одну из пробирок добавим раствор щёлочи. Что наблюдаем?
Ученики : Осадок гидроксида алюминия растворяется.
/Учитель записывает уравнение на доске, а учащиеся в тетрадь/
Учитель: Во вторую пробирку добавляем раствор соляной кислоты. Что наблюдаем?
Ученики : Осадок гидроксида алюминия растворяется, как и в предыдущей пробирке. Записывают уравнение на доске и в тетради. Формулируют вывод.
Вывод: Гидроксиды, которые реагируют с растворами и кислот, и щелочей, называются амфотерными. Al(OH)3 – типичный амфотерный гидроксид.
4. Применение алюминия и его соединений (2 мин.):
Учитель: На чём основано применение веществ?
Ученики: На их свойствах.
Учитель: Области применения алюминия весьма многочисленны. Ознакомьтесь самостоятельно в контексте учебника на с.188-189 (слайд № 10).
5. Закрепление изученного материала (2 мин.).
1.Вопросы:
• Ученый, впервые получивший алюминий. (Эрстед).
• Минерал состава Al2O3, обладающий очень высокой прочностью и твердостью. (Корунд).
• Способ получения металлов из оксидов с помощью алюминия. (Алюминотермия).
• Латинское слово, от которого образовано название химического элемента Al. (Алюмен).
• Процесс разложения веществ с участием электрического тока. (Электролиз).
• Чем является алюминий в химических реакциях? (Восстановитель).
2. Взаимоконтроль (3 мин.):
Учитель: Вам предлагается тест, результаты которого позволят вам выяснить, насколько успешно и плодотворно вы провели своё исследование по теме: «Алюминий и его соединения».
/Далее взаимопроверка с помощью экрана компьютера (слайд №11) /
Учитель: Покажите карточки с результатами своих тестов.
/Учащиеся поднимают карточки/
6. Домашнее задание (1 мин.):
Учитель: Дома, пользуясь материалом §33 и дополнительными сведениями из литературных и электронных ресурсов, составьте доклад выполните задание 4 на с.171 учебника.
Проделать опыты: поместить в столовый уксус, нашатырный спирт и в воду по кусочку алюминиевой фольги. Описать происходящие изменения с течением времени. Написать уравнения реакций.
7. Подведение итогов урока (1 мин.):
Даётся общая оценка работы класса на уроке, особое внимание учитель обращает на:
- самых активных учеников;
- учеников, имеющих глубокие знания по химии;
- учеников, первыми выполнивших задание;
Выставляются отметки за работу на уроке и по результатам тестирования.