СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект по теме "Алюминий"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект по теме "Алюминий"»

Тема урока: «Алюминий и его соединения»

ЦЕЛЬ УРОКА: изучить строение алюминия, химические свойства этого металла и его соединений, а также рассмотреть применение алюминия в жизни человека

Образовательная:
• Продолжить формирование системы знаний о строении и свойствах металлов. 
• Расширить знания учащихся об алюминии, как элементе и веществе. 
• Способствовать закреплению понимания взаимосвязи строения, свойств и применения металлов. 
• Сформировать представление о строении атома алюминия на основании положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева, физических и химических свойствах алюминия, амфотерности соединений алюминия и природных соединений;
Развивающие: 
• Развить умения формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку. 
• Совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами. 
• продолжить развивать умение работать с различными источниками информации и проводить лабораторные опыты;
Воспитательные: 
• продолжить формировать коммуникативные качества, внимательность, Ученики ственность и аккуратность. 
• Воспитать культуру общения через работу в парах “ученик - ученик”, “учитель - ученик”. 
• Воспитать у учащихся наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу и культуру эксперимента.
• воспитание понимания важности и практической значимости знаний об алюминии и его сплавах для успешного овладения будущей профессией. 



ТИП УРОКА: урок усвоения и закрепления новых знаний

Форма урока: фронтальная, групповая

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: 
• компьютерная презентация, 
• таблица растворимости, 
• электрохимический ряд напряжения металлов, 
• периодическая система Д. И. Менделеева, 
• коллекция “Алюминий”, 
• химическое оборудование и химические реактивы; 
• рабочие листы. 


ХОД УРОКА.
Девиз урока: "Чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать" (Р. Декарт).

План изучения материала.

  1. Алюминий как простое вещество.

  2. Алюминий в природе.

  3. Строение атома.

  4. Физические свойства.

  5. Химические свойства.

  6. Получение и применение.

  7. Соединение алюминия.

1. Организационный этап (1 мин.).

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку.

2. Мотивирование к учебной деятельности (3 мин.):

1. Какой мир веществ мы изучаем? (Мир металлов (приводят примеры металлов)).

2. А теперь, ребята давайте попробуем, установить какому металлу мы посвятим наш сегодняшний урок.

Учитель сообщает интересные факты:

-Его часто применяют при производстве фейерверков, чтобы добиться яркого белого пламени с обилием красивых искр.

- Это третий по распространённости на Земле элемент.

- На его долю приходится более 8% земной коры.

- Найден в лунном грунте.

- Погремушку, изготовленную из этого металла, торжественно преподнесли сыну Наполеона III.

- Только очень богатые люди могли позволить себе употребить пищу из таких тарелок, изготовленных из этого металла.

- Мастера, принёсшего в дар римскому императору Тиберию чашу из этого металла, казнили.

- 1855 год, Парижская выставка – он демонстрировался как самый редкий и дорогой металл, который был почти в 10 раз дороже золота.

- Этот металл называют ещё «крылатый» или «самолётный металл».

О каком металле идёт речь?

Ученики : Алюминий. (слайд №2)

Учитель: Правильно, молодцы! Что вы знаете об алюминии? Почему алюминий, которого так много в природе, был в XIX веке очень дорогим металлом, а в XX веке стал повседневным?

Ученики систематизируют известную им информацию. (слайд №3)

2. Формулировка темы, цели урока, выдвижение гипотезы (2 мин.)

 Какова же тема нашего урока?

Ученики : Алюминий и его соединения.

Учитель: Я хочу назвать урок: «Номер 13! Счастливый или нет?». Почему я дал такое название? (слайд№4)

Ученики: Порядковый номер алюминия в периодической системе химических элементов 13, с таким числом связаны суеверия.

Учителб; А по активности алюминий – это какой металл?

Ученики : Активный, так как находится в начале ряда активности металлов (работа с рядом активности металлов).

Учитель: Какие свойства мы можем изучить в рамках нашего урока?

Ученики : Физические и химические свойства алюминия, а также свойства его соединений. (слайды№5,6,7)

Учитель: а так как алюминий – это химический элемент, то мы будем опираться на положение алюминия в периодической системе химических элементов. Какой вопрос нас будет интересовать сегодня на уроке?

Овет:На основе положения в периодической системе изучить алюминий и его соединения 

Учитель: Это и будет темой нашего урока.

/ Запись темы урока в тетрадь/

Учитель: Какова же цель нашего урока?

Ученики: Изучить свойства алюминия и его соединений, рассмотреть области применения (слайд №10).

3. Актуализация опорных знаний об алюминии (10 мин.):

Учитель: Вернёмся к нашему рассуждению об активности алюминия (слайд №4). У вас на столах карточки с заданием. Прочитайте задание и выполните его (смотреть приложение 1).

/Учащиеся, выполнив задание, отвечают с места. Ученики ы сверяются (слайд №11) и переносятся учащимися в тетрадь/

Учитель: Какой вывод об активности алюминия мы можем сделать на этом этапе нашего исследования?

Ученики: Алюминий более активный металл, чем кремний, но менее активный, чем магний 

4.Стадия «Осмысление новой информации».

  1.  Изучение физических свойств алюминия (2 мин.):

Учитель: Алюминий является рекордсменом по многим параметрам. Перечислите их.

Ученики: Пластичность, электро- и теплопроводность, металлический блеск.

Учитель: На демонстрационном столе образцы алюминия. Опишите внешние свойства этого металла.

/Учитель проносит по рядам и даёт возможность

прикоснуться к образцам алюминия/

Ученики: Мягкий, лёгкий, серебристо – белый, непрозрачный (слайд №5).

Учитель: а какими же химическими свойствами он обладает?

  1.  Изучение химических свойств алюминия (7 минут):

Учитель: Давайте вспомним, какие общие химические свойства характерны для металлов?

Ученики: Взаимодействие с неметаллами, водой, кислотами, солями.

Учитель: Обращает внимание учеников на слайд № 6,7 и работает с информационной схемой.

Учитель: Какое свойство в этой схеме характерно для алюминия в отличие от металлов?

Ученики: Взаимодействие со щёлочью.

Учитель: В подтверждении химических свойств алюминия давайте посмотрим видеофрагмент и выполним лабораторный опыт.

/Ученики смотрят видеофрагмент взаимодействия алюминия с бромом,

один ученик выходит к доске и записывает уравнение реакции/

Учитель: А теперь исследуем на практике отношение алюминия к кислотам и щелочам. Напомните правила безопасной работы с растворами кислот и щелочей.

Ученики: Соблюдай осторожность при работе с кислотами! В случае попадания на кожу – промой водой!

Учитель: А теперь по плану, обозначенному в инструктивной карточке, проведите исследование и сделайте вывод (смотреть приложение 2).

/Учащиеся проводят лабораторную работу, следуя инструкции.

Учитель консультирует и контролирует. Работа в парах/

Учитель: По плану, данному в задании, представьте результаты своего исследования.

/Ученики рассказывают о своих наблюдениях,

учитель дополняет об отношении алюминия к воде/

Учитель: Какой можно сделать общий вывод о химических свойствах алюминия? (с помощью лабораторных опытов мы выяснили, что алюминий реагирует с разбавленными растворами кислот и щелочей).

Учитель: Как видим, алюминий реагирует и с кислотами, и с щелочами. Как называется такая двойственность свойств? (Амфотерность).

Учитель: Алюминий проявляет амфотерные свойства. «Амфос» с греческого означает двойственность. Запишите, пожалуйста, в тетради, что алюминий проявляет амфотерные свойства (слайд №7).

3. Изучение соединений алюминия (8 мин.):

Учитель: А в каком виде встречается алюминий в природе – в свободном виде или в виде соединений? (Алюминий – активный металл, в природе встречается в виде соединений).

Учитель: А какие соединения алюминия вам известны?

Ученики: Оксид алюминия (Al2O3) и гидроксид алюминия (Al(OH)3).

Учитель: Al2O3 – глинозём (старинное название). Рассмотрите оксид алюминия и опишите его физические свойства.

Ученики : Белое вещество, в воде не растворяется, с очень высокой температурой плавления (дополняет учитель).

Учитель: На основании имеющихся у вас знаний выскажите предположения о характере оксида алюминия и его химических свойствах.

Ученики : Степень окисления алюминия в его оксиде +3, проявляет амфотерные свойства. Соединения, проявляющие двойственную природу, взаимодействуют и с кислотами, и с основаниями. С водой не реагирует (слайд №9).

Учитель: Запишите уравнения химических реакций доказывающие амфотерные свойства оксида алюминия.

/Ученики выходят к доске и записывают уравнения химических реакций, учитель помогает/

Учитель: А теперь изучим амфотерные свойства гидроксида алюминия. Давайте вспомним, как можно получить гидроксид алюминия (нерастворимое основание)?

Ученики: При взаимодействии соли с растворимым основанием (щёлочью).

/Учитель проводит демонстрационный опыт

и комментирует/

Учитель: Получим гидроксид алюминия, чтобы исследовать его свойства. Для этого раствор хлорида алюминия соединим с раствором гидроксида натрия. Что наблюдаем?

Ученики : Выпадает осадок гидроксида алюминия. Записывают уравнение на доске и в тетради.

Учитель: Убедимся в том, что гидроксид алюминия – амфотерное основание. В одну из пробирок добавим раствор щёлочи. Что наблюдаем?

Ученики : Осадок гидроксида алюминия растворяется.

/Учитель записывает уравнение на доске, а учащиеся в тетрадь/

Учитель: Во вторую пробирку добавляем раствор соляной кислоты. Что наблюдаем?

Ученики : Осадок гидроксида алюминия растворяется, как и в предыдущей пробирке. Записывают уравнение на доске и в тетради. Формулируют вывод.

Вывод: Гидроксиды, которые реагируют с растворами и кислот, и щелочей, называются амфотерными. Al(OH)3 – типичный амфотерный гидроксид.

4. Применение алюминия и его соединений (2 мин.):

Учитель: На чём основано применение веществ?

Ученики: На их свойствах.

Учитель: Области применения алюминия весьма многочисленны. Ознакомьтесь самостоятельно в контексте учебника на с.188-189 (слайд № 10).

5. Закрепление изученного материала (2 мин.). 
1.Вопросы: 
• Ученый, впервые получивший алюминий. (Эрстед). 
• Минерал состава Al2O3, обладающий очень высокой прочностью и твердостью. (Корунд). 
• Способ получения металлов из оксидов с помощью алюминия. (Алюминотермия). 
• Латинское слово, от которого образовано название химического элемента Al. (Алюмен). 
• Процесс разложения веществ с участием электрического тока. (Электролиз). 
• Чем является алюминий в химических реакциях? (Восстановитель). 

2. Взаимоконтроль (3 мин.):

Учитель: Вам предлагается тест, результаты которого позволят вам выяснить, насколько успешно и плодотворно вы провели своё исследование по теме: «Алюминий и его соединения».

/Далее взаимопроверка с помощью экрана компьютера (слайд №11) /

Учитель: Покажите карточки с результатами своих тестов.

/Учащиеся поднимают карточки/

6. Домашнее задание (1 мин.):

Учитель: Дома, пользуясь материалом §33 и дополнительными сведениями из литературных и электронных ресурсов, составьте доклад выполните задание 4 на с.171 учебника.


Проделать опыты: поместить в столовый уксус, нашатырный спирт и в воду по кусочку алюминиевой фольги. Описать происходящие изменения с течением времени. Написать уравнения реакций.

7. Подведение итогов урока (1 мин.):

Даётся общая оценка работы класса на уроке, особое внимание учитель обращает на:

- самых активных учеников;

- учеников, имеющих глубокие знания по химии;

- учеников, первыми выполнивших задание;

Выставляются отметки за работу на уроке и по результатам тестирования.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!