СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект по математике 5 класс "Задачи на движение"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План - конспект по математике 5 класс "Задачи на движение"»

Шипицина Наталия Дмитриевна

План - конспект

Предмет: Математика.

Класс: 5

Тема урока: Решение задач на движение


Цели:

-образовательные: формировать умения решать текстовые задачи на движение, используя схематическую запись условия задачи.

-развивающие: способствовать развитию умения анализировать; способствовать развитию логического мышления; развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности;

-воспитательные: способствовать воспитанию ответственного отношения к труду; способствовать воспитанию культуры мышления и речи.


Задачи: Создание условий для развития мышления, познавательного интереса, способности систематизации и коррекции знаний.

Тип урока: Урок общеметодологической направленности

План урока:

1. Организационный этап. Мотивация начальной деятельности.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся

3. Первичное закрепление знаний

4. Проверка понимания и закрепления.

6. Рефлексия (подведение итогов занятия)



Описания хода урока по этапам


1. Организационный этап. Мотивация начальной деятельности.


  • Приветствую обучающихся: «Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сейчас разделитесь на группы по 3-4 человека, у каждой группы будет свой номер»

  • Записываем в тетрадях дату и тему урока «Решение задач на движение»»

У каждой группы есть лист, куда будут вписываться баллы за ответы команды.




































2. Мотивация учебной деятельности учащихся

  • «Сейчас отправляемся в математическое путешествие! Первая остановка «Разминочная»»

  • У вас на партах лежат листки с заданием. Найдите слова по теме «Решение задач на движение»».

Представители групп выдают свои ответы.

Остановка «Разминочная»




























  • «Как вы думаете, какие еще слова могут быть в этой таблице?». Учащиеся выдают свои ответы.

  • «Ребят, а какие существуют виды задач на движение?»

Вспоминаем пройденный материал; учащиеся отвечают на вопрос. Возможные варианты – движение в противоположном направлении, в противоположном направлении навстречу друг другу, в одном направлении с отставанием, в одном направлении вдогонку.


3. Первичное закрепление знаний

Остановка «Задачная»

Задача №1.

Из Цветочного города до Огурцовой реки, расстояние между которыми 645 км, одновременно вышли два поезда на встречу друг другу, в которых ехали Незнайка и Знайка соответственно. Известно, что скорость первого поезда, в котором ехал Незнайка, 62 км/ч. Найди расстояние, пройденное вторым поездом, если Незнайка и Знайка встретились через 5 часов.


Решение:
Чтобы узнать пройденный путь первым поездом, применим формулу: S = V · t. Запишем формулу в удобной для решения задачи форме: V · t = S
1) 62 · 5 = 310 (км) – прошел поезд, в котором ехал Незнайка.

Теперь из расстояния между Цветочным городом и Огурцовой реки вычтем пройденный путь первым поездом, тогда мы узнаем расстояние, пройденное вторым поездом.
2) 645 - 310 = 335 (км)

Ответ: расстояние 335 км.

Какой вид задачи на движение здесь присутствует?

- встречное движение



Задача №2.

В интик и Шпунтик одновременно выехали навстречу друг другу. Винтик двигался со скоростью 85 км/ч и проехал до встречи 170 км. Сколько километров проехала Шпунтик, если он двигался со скоростью 93 км/ч? Сколько всего км преодолели герои?

Решение:
Чтобы узнать время, за которое Винтик приехал, применим формулу: t = S : V.
1) 170 : 85 = 2 (ч) - время, за которое Винтик приехал .

Теперь, зная время в пути Винтика, можно вычислить какой путь проехал Шпунтик, для этого применим формулу: S = V · t
2) 93 · 2 = 186 (км)

3) 186+170=356 (км) – общее расстояние.

Ответ: Шпунтик проехал 186 км; общее расстояние 356 км.

Какой вид задачи на движение здесь присутствует?

- встречное движение

Задача №3.

Незнайка и Звёздочка собрались на берег Лунного моря. В первый день они проехали 900 км, а во второй день – 600 км. На весь путь они затратили 20 часов. Сколько часов они были в пути каждый день, если они ехали с одинаковой скоростью?



Решение:
В первом действии узнаем, какое расстояние преодолели Незнайка и Звёздочка всего, для этого сложим пройденный ими путь за два дня:
1) 600 + 900 = 1500 (км) – полный путь.
Теперь узнаем, какое расстояние преодолевали Незнайка и Звёздочка за 1 час
2) 1500 : 20 = 75 (км) – за один час.
Затем поочерёдно произведём вычисление времени нахождения в пути в первый и во второй день:
3) 900 : 75 = 12 (ч)
4) 600 : 75 = 8 (ч)

Ответ: В первый день - 12 часов, во второй день - 8 часов.


Какой вид задачи на движение здесь присутствует?

- движение в одном направлении


Задача №4.

От Цветочного города в противоположных направлениях одновременно вышли Незнайка и Знайка на автомобилях. Скорость Незнайки на автомобиле была 42 км/ч, скорость Знайки – 53 км/ч.
Какое расстояние будет между ними через 4 часа?

Решение:
Сначала узнаем расстояние, пройденное Незнайкой и Знайкой по формуле: S = V · t.
1) 42 · 4 = 168 (км)
2) 53 · 4 = 212 (км)
Теперь вычислим расстояние между ними, сложив результаты первого и второго действия:
3) 212 + 168 = 380 (км)

Ответ: расстояние между теплоходами 380 км.

Какой вид задачи на движение здесь присутствует?

- на движение в противоположных направлениях


Задача №5.

Винтик, Шпунтик и Незнайка плыли по Лунному морю на лодке со скоростью 10 км\ч, через 2 часа они достигли конечной точки маршрута. В обратный путь они пошли пешком со скоростью 4 км/ч. Сколько времени потратят Винтик, Шпунтик и Незнайка на обратный путь?

Решение:
Сначала узнаем, какое расстояние преодолено на лодке, для этого применим формулу: S = V · t.
1) 10 · 2 = 20 (км)
Вторым действием рассчитаем расстояние пройденное пешком
2) 20 : 4 = 5 (ч)

Ответ: На обратный путь потрачено 5 часов.


Какой вид задачи на движение здесь присутствует?

-  на движение туда и обратно


4. Проверка понимания и закрепления.

Остановка «Закрепительная»

Раздаются карточки, на которых написано упражнение для закрепления пройденного материала.




Заполнить таблицу


S

V

t

1

135 км

9 км/ч

?

2

?

12 м/с

4 с

3

132 м

?

11 мин

4

?

А км/ч

В ч

Учащиеся выдают ответы и комментируют формулы, которыми пользуются.


5. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Остановка «Домашняя»

Домашнее задание.
Придумать задачи на движение, связанные с кино или мультфильмами.


6. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Остановка «Конечная»

Команды подсчитывают баллы и озвучивают учителю.

Ученики отвечают на вопрос: Как я себя чувствовал на уроке?

«Спасибо всем за урок!»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!