СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект по литературному чтению "Михаил Зощенко "Не надо врать""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План - конспект по литературному чтению "Михаил Зощенко "Не надо врать"". я использую для открытого урока. пожелайте удачи)))

Просмотр содержимого документа
«План - конспект по литературному чтению "Михаил Зощенко "Не надо врать""»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

«Произведение Михаила Зощенко «Не надо врать»»

  1. Организационный момент

Сегодня мы изучим произведение «Не надо врать». У вас есть маршрутный лист (смотрите в приложение 1). Каждый из частей нашего урока вы будите ставить отметку. «+», если вы справились; «+-», если были затруднения; а «-» если не справились.

  1. Изучение нового

Первый этап нашего урока- «ваше мнение». Посмотрите на картинки, на название рассказа. Как вы думаете, о чём будет рассказ? Сейчас я сказал именно «рассказ». Как вы думаете, что такое рассказ.

РАСКАЗ- небольшое литературное произведение повествовательного характера, в котором рассказывается об одном, но главном событии героя.

Что мы будем читать узнали, и жанр произведения тоже, но главное это кто его написал- «Автор»

Детские и юношеские годы. Родился от 28 июля (9 августа) 1894 года в Питере. Биография Зощенко для детей начальных классов рассказывает, что его родители были дворянами, а мать до замужества играла в театре. Кроме того, она писала детские рассказы.

Тем не менее обеспеченной семья не была – отец зарабатывал на жизнь своим талантом художника, но выходило немного – сына выучили в гимназии, которую он окончил в 1913 году, а вот на университет уже не хватило – он был отчислен за неуплату. Зощенко начал зарабатывать довольно рано, посвящая летние каникулы работе контролера на железной дороге.

Началась война и молодого человека призвали в армию. Воевать ему особенно не хотелось, но четыре боевые награды он все равно получил и даже вернулся на фронт после того, как его списали в запас.

А потом была революция 1917 года и возможность уехать из Архангельска, где он служил комендантом почтамта, во Францию. Зощенко от нее отказался.

Краткая биография Зощенко указывает, что за свою юность писатель сменил около 15 профессий, служил в Красной армии и к 1919 году стал телефонистом.

Литературная деятельность. Писать он начал еще восьмилетним мальчиком – сначала это были стихотворения, потом рассказы. Уже в 13 лет он стал автором рассказа “Пальто” – первого из многих, написанных под впечатлением от неурядиц в семье и сложного детства.

Уже много позже, работая телефонистом, он одновременно посещает литературную студию Корнея Чуковского, который уже тогда писал для детей – сегодня его произведения изучают в 3-4 классе. Чуковский высоко ценил юмористические рассказы молодого автора, но личная встреча удивила его: Зощенко оказался очень печальным человеком.

В студии Михаил Михайлович познакомился с Вениамином Кавериным и другими писателями, которые стали костяком “Серапионовых братьев”. Эта литературная группа выступала за то, чтобы творчество было свободно от политики.

Зощенко Михаил Михайлович стал популярным очень быстро – его книги издаются и переиздаются (за двадцать пять лет, с 1922 года, количество переизданий достигло сотни), а фразы становятся крылатыми. Зенит славы пришелся на 20-е годы, когда его творчеством увлекся сам Максим Горький.

В тридцатые годы ситуация несколько меняется – после поездки на Беломорканал он пишет мрачную “Историю одной жизни”, еще до этого его “Письма к писателю” вызвали волну возмущения, а одну из пьес сняли с репертуара. Постепенно он погружается в депрессию.

В этот период писатель увлекся психиатрией. Он написал “Возращенную молодость” и “Голубую книгу”, но если у психологов, особенно зарубежных, они вызвали живой интерес, то в среде писателей – снова критику.

После этого Зощенко пишет, в основном, детские рассказы, а по окончании войны – сценарии к фильмам и спектаклям. Но гонения на писателя продолжаются, его произведения критикует сам Иосиф Сталин. Постепенно писатель угасает – и в 1958 году его не стало.

Личная жизнь. Писатель был женат. Его жена, Вера Кербиц-Кербицкая поддерживала Зощенко после смерти матери и подарила единственного сына Валерия.

Но интересным фактом из жизни Зощенко является то, что он был неверным супругом. В его жизни была еще одна любовь – Лидия Чалова, которую Зощенко продолжал любить даже после расставания.

Однако в самые сложные годы его жизни, особенно последние, Михаила Зощенко продолжала поддерживать именно законная супруга, которую впоследствии похоронили рядом с писателем.


Итак, а сейчас предлагаю пройти тест (приложение 2). Поставьте отметку.

Дети читают произведение


  1. Закрепление материала


Сейчас мы заполним «Лист читателя» (приложение 3).


Дата чтения


Автор

Михаил Зощенко

Название

Не надо врать

Главные герои

Минька, Леля, Отец

Сюжет

Минька только пошел в школу. Он был младше других детей, поэтому его обижали мальчишки. Из-за этого однажды он не услышал домашнее задание. Оказалось, что дома нужно было выучить стихотворение. Как назло, на другом уроке учитель спросил Миньку. Тот, конечно, не знал, а признаться постеснялся. Ему стали подсказывать одноклассники… Но он не очень хорошо их слышал и перевирал все слова в стихотворении. Все над ним смеялись. И ещё учитель поставил ему двойку. И это была первая двойка в жизни Миньки.

Мальчик даже е совсем понимал, что это значит. Вот он и спросил у сестры. Та сказала, что это очень плохо… И что ему не видать подарка на день рождения, который у него совсем скоро. Лёля предложила, как «знающая» жизнь, заклеить страницы в дневнике. Мол, её подруга так делала – и ничего. Минька возмутился обману! Но Лёля уговаривала его, ведь они после дня рождения сразу расклеят страницы.

В итоге, Минька не решился на обман. Но он так переживал, что забыл дневник в парке на скамейке. В школе его ругали за то, что он потерял дневник. Завели новый для нерадивого ученика, снова поставили туда двойку. Когда Минька её увидел, то так разозлился, что бросил дневник в классе за шкаф.

И вот вечером к ним пришла гостья. Женщина принесла дневник, который нашла в парке. Конечно, папа увидел двойку, понял, почему дневник забыт. Тут Минька всё рассказал, например, про второй дневник за шкафом.

И чуть позже пришёл к ним его учитель с вестью о том, что они нашли дневник, что сын их обманщик. Но папа достойно отвечал, что всё уже знает… Минька пообещал себе никогда не врать. И сдержал слово.


Вывод

Рассказ учит простой честности, хотя сохранять её порой непросто.


Моё мнение









































Приложение 1

Маршрутный лист

Каждый из частей нашего урока вы будите ставить отметку. «+», если вы справились; «+-», если были затруднения; а «-» если не справились.

1

Ваше мнение


2

Биография автора


3

Викторина


4

Читаем текст


5

Тест


Приложение 3

Дата чтения


Автор

Михаил Зощенко

Название

Не надо врать

Главные герои

Сюжет


Вывод


Моё мнение










1. В каком году родился Михаил Зощенко?
  • 1893

  • 1894

  • 1913

  • 1917

2. В каком году будущий писатель закончил гимназию?
  • 1893

  • 1894

  • 1913

  • 1917

3. Со скольки лет он начал писать?
  • с восьми

  • с тринадцати

  • с пятнадцати

  • с двадцати трех

4. Когда он написал первый рассказ "Пальто"?
  • в восемь

  • в тринадцать

  • в пятнадцать

  • в двадцать три

5. Как звали писателя, чью литературную студию посещал Зощенко?
  • Вениамин Каверин

  • Максим Горький

  • Корней Чуковский

  • Иван Бунин

8. Как называлась первая книга Зощенко, не принятая критиками?
  • "Возвращенная молодость"

  • "Голубая книга"

  • "История одной жизни"

  • "Письма к писателю"

9. Как звали жену Зощенко?
  • Лидия Чалова

  • Вера Кербиц-Кербицкая

  • Белла Ахмадулина

  • Ирина Муравьева

10. Как звали возлюбленную Зощенко?
  • Лидия Чалова

  • Вера Кербиц-Кербицкая

  • Белла Ахмадулина

  • Ирина Муравьева

Следующий вопросОтветить

11. В каком году писатель умер?
  • 1946

  • 1958

  • 1960

  • 1961


приложение 2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!