СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект по биологии "Среда обитания, внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект по биологии "Среда обитания, внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных"»

План-конспект урока по биологии на тему:

«Среда обитания, внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных»

Класс: 8
Тема: Среда обитания, внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных.

Цель урока: изучить внешнее строение и жизнедеятельность земноводных в связи с их жизнью на суше и в воде.

Задачи:

Образовательные:

1. Изучить внешнее строение земноводных.

2. Формировать представления о жизнедеятельности земноводных.

3. Изучить особенности скелета и мускулатуры земноводных.

4. Ознакомить с ролью земноводных в природе и жизни человека.
5. Организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению понятий.

Развивающие:

1. Продолжить развивать научное мировоззрение учащихся на основе изучения темы урока.

2. Продолжить развивать навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения в ходе изучения новых тем.

3. Развитие умений выделять главное, сравнивать, анализировать.

4. Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, речь, внимание и память.

5. Активизировать познавательную деятельность обучающихся путем решения проблемных вопросов.

Воспитательные:

1. Воспитание интереса к жизни животных, желание узнать о них больше.

2. Формировать культуру диалогового общения.

3. Содействовать трудовому воспитанию учащихся через работу с рабочей тетрадью.

4. Содействовать развитию коммуникативных навыков у учащихся, умению целеполагания и рефлексии.

5. Воспитывать бережное отношение к животным.

Методы:

1. Словесные: рассказ, беседа, конспектирование опорных понятий.

2. Наглядные: демонстрация презентации, использование иллюстраций.

3. Частично-поисковые (самостоятельная работа с материалом) и составление информационного листа.

4. Проблемные (проблемные вопросы).

Тип урока: освоение нового материала.

Оборудование: Биология: учеб. пособие для 8-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения / И. Г. Бедарик, А. Е. Бедарик, В. Н. Иванов. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2018. — 240 с.: ил.

План урока:

I. Ориентировочно-мотивационный этап

1. Организационный момент (1 мин)

2. Проверка домашнего задания (7 мин)

3. Совместное целеполагание (2 мин)

4. Мотивация (1 мин)

5. Актуализация опорных знаний и субъектного опыта учащихся (4 мин)

II. Операционно-познавательный этап

1. Изучение нового материала (15-18 мин)

2. Закрепление нового материала (8 мин)

III. Оценочно-рефлексивный этап

1. Рефлексия (3 мин)

2. Выводы учителя (2 мин)

3. Домашнее задание (1 мин)

I. Ориентировочно-мотивационный этап

1. Организационный момент:

  • Взаимное приветствие учителя и учащихся

  • Фиксация отсутствующих

  • Организация внимания учащихся

2. Проверка домашнего задания.

3. Совместное целеполагание:

Сегодня тема нашего урока «Среда обитания, внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных». Ребята, исходя из нашей темы, какую цель мы перед собой можем поставить на уроке? (изучить внешнее строение и жизнедеятельность земноводных в связи с их жизнью на суше и в воде).

4. Мотивация:

Ребята, я прошу вас серьезно отнестись к нашей теме, ведь знания, полученные на сегодняшнем уроке, будут полезны для вас.
II. Операционно-познавательный этап
1. Изучение нового материала.

Класс Земноводные, или Амфибии, — первая группа позвоночных животных, освоившая наземную среду жизни, но сохранившая тесную связь с водной средой. К ним относятся лягушки, тритоны, саламандры и им подобные животные. Живут земноводные почти повсеместно, кроме Крайнего Севера, Сибири и высокогорных районов. Предпочитают регионы с тёплым и влажным климатом.

Из 13 видов земноводных, обитающих на территории нашей страны, наиболее распространены лягушки. Чаще всего лягушек можно встретить на берегах пресноводных водоёмов, в сырых участках леса, луга. Поведение лягушек во многом определяется влажностью. В сухую погоду некоторые виды лягушек прячутся от солнца. После захода солнца или в мокрую, дождливую погоду наступает время их охоты.

Активны лягушки в тёплое время года. С наступлением осени они уходят на зимовку. Одни лягушки зимуют на дне незамерзающих водоёмов, в верховьях рек и ручьёв, собираясь десятками и сотнями особей, другие на зимовку зарываются в почву.

Внешнее строение и способы движения лягушки. Тело лягушки короткое, широкое, без выраженного хвоста. Окраска тела может быть зелёной или буро-зелёной на спинной стороне и белой или жёлтой на брюшной стороне. Заострённая спереди большая плоская голова без резких границ переходит в туловище. В отличие от рыб, голова земноводных подвижно сочленена с туловищем. На голове лягушки расположена пара выпуклых глаз, защищённых веками: кожистым прозрачным — верхним, подвижным — нижним. Лягушка часто мигает, при этом влажная кожа век смачивает поверхность глаз, предохраняя их от высыхания. Эта особенность развилась у лягушки в связи с её наземным образом жизни. Впереди глаз находится пара ноздрей с клапанами, препятствующими попаданию воды. Ноздри сообщаются через внутренние отверстия с ротовой полостью. Форма глаз и расположение ноздрей позволяют лягушке видеть и дышать атмосферным воздухом, не выходя из воды. Позади глаз на голове лягушки есть небольшие кружки, затянутые кожей. Это барабанные перепонки, наружная часть органа слуха.

Туловище лягушки имеет две пары конечностей: передние и задние. Задние конечности значительно длиннее передних, они играют важную роль в передвижении животного. Сидящая лягушка опирается на слегка согнутые передние конечности, задние при этом сложены и находятся по бокам тела. Быстро распрямляя задние конечности, лягушка совершает прыжок. Передние конечности при этом предохраняют животное от удара о землю при приземлении. Плавает лягушка, подтягивая и выпрямляя задние конечности, а передние при этом прижимает к телу.

Каждая конечность состоит из трёх отделов. В передней конечности различают плечо, предплечье и кисть. Кисть четырёхпалая. Задняя конечность образована бедром, голенью и стопой. Стопа заканчивается пятью пальцами, которые у лягушки соединены плавательной перепонкой.

Покровы тела. Кожа у всех земноводных голая. У лягушки кожа всегда влажная из-за слизистых выделений кожных желёз. Благодаря слизи на поверхности кожи создаётся плёнка, в которой растворяется атмосферный кислород. Этот кислород лягушка использует при кожном дыхании. Испаряясь, слизь понижает температуру тела земноводного на 5–8 °С по сравнению с температурой окружающей среды. Поэтому лягушка холодная на ощупь. Слизь также содержит вещества, которые подавляют рост болезнетворных микроорганизмов.

Кожа лягушки соединена с мускулатурой лишь в определённых участках. В пространствах между кожей и мускулатурой может запасаться много воды. Вода попадает в организм лягушки из окружающей среды через кожу и с пищей. Лягушка никогда не пьёт. В коже лягушки расположены пигментные клетки. Именно они придают озёрной лягушке зеленоватую окраску на спинной стороне и более светлую — на брюшной. Благодаря такой окраске лягушки не заметны в своей среде обитания.

Скелет лягушки состоит из тех же основных отделов, что и скелет окуня, однако в связи с полуназемным образом жизни и развитием ног он имеет ряд особенностей.

Скелет головы лягушки — череп — содержит меньше костей, чем череп рыбы. Череп с позвоночником соединён подвижно благодаря наличию одного шейного позвонка. За шейным следуют семь туловищных и один крестцовый позвонок. В хвостовом отделе все позвонки слились в одну косточку, лежащую в области таза. Шейный и туловищные позвонки имеют боковые отростки (рёбра у лягушки не развиты).

Пояс передних конечностей состоит из грудины и парных вороньих костей, ключиц и лопаток. Пояс задних конечностей образован сросшимися тазовыми костями и плотно прикрепляется к позвоночнику. Пояса конечностей служат опорой передним и задним конечностям.

Кости скелета конечностей называются так же, как их отделы. Мышечная система лягушки представлена пучками мышц в разных частях тела. При помощи мышц осуществляется захват и заглатывание пищи, передвижение животного по суше и воде и другие виды движения.


Классификация Земноводных





Отряд Безногие -
червяги

Отряд Безногие -
жабы, лягушки

Отряд Хвостатые -
тритоны, саламандры,
амбистомы




Класс Земноводные (Амфибии): Общая Характеристика

Общие признаки:

1. Размножение происходит в воде, личинки также развиваются в водной среде.
2. Яйцеклетки лишены плотных оболочек.
3. Органы дыхания – лёгкие.
4. Парные конечности наземного типа.
5. Холоднокровные животные.



Скелет задних конечностей включает бедро, голень, стопу (предплюсну, плюсну и фаланги пальцев).

Скелет передних конечностей составляют плечо, предплечье и кисть (запясть, пястье, фаланги пальцев).

Пояс задних конечностей представлен тазовыми костями и лобковыми хрящами, которые срастаются и присоединяются к боковым отросткам крестцового позвонка.

Пояс передних конечностей состоит из парных лопаток, парных ключиц и парных коракоидов. Ключицы и коракоиды соединяются с грудиной.

Череп широкий, плоский, вместе с верхними челюстями является единым образованием. Нижняя челюсть подвижная.

Позвоночник включает шейный, туловищный, крестцовый и хвостовой отделы. Шейный (способность поднимать и опускать голову) и крестцовый (прикрепеление задних конечностей к позвоночнику) отделы представлены одним позвонком. Хвостовой отдел выражен у хвостатых, у безногих мал, у бесхвостых представлен косточкой.

Отделы склете




Характеристика класса Земноводные (на примере лягушки)

Признак

Строение и функции

Внешнее строение

Тело состоит из головы, туловища и двух пар конечностей. Шеи нет. На голове находится пара глаз с веками, одна пара ноздрей и две барабанные перепонки. Между пальцами на задней конечности образуются плавательные перепонки

Покров тела

Кожа голая, содержит железы, выделяющие слизь, предохраняющую ее от иссушения и обладающую антибактериальным действием. Через кожу также происходит газообмен

Скелет

Череп в основном состоит из хрящевой ткани. С помощью двух мыщелков он соединен с позвоночником. В позвоночнике четыре отдела: шейные (1 позвонок), туловищный, крестцовый (1 позвонок) и хвостовой (у лягушки редуцирован). Ребер нет. Передняя и задняя конечность включает пояс и свободную конечность. Предплечье и голень – единая кость

Пищеварительная система

Ротоглоточная полость, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник, клоака. Есть зубы, язык и слюнные железы (появляются впервые). В слюне ферментов нет. Есть печень и поджелудочная железа

Дыхательная система

Носовая и ротоглоточная полость, гортань и легкие – полые мешки с крупноячеистыми стенками. В газообмене участвует кожа (у лягушек доля кожного дыхания составляет 50 %). У личинок есть наружные жабры.

При вдохе лягушка открывает ноздри, опускает дно ротовой полости и набирает в неё воздух. После этого ноздри закрываются клапанами, дно ротовой полости поднимается и воздух поступает в легкие. Затем легкие спадаются, сокращаются брюшные мышцы и происходит выдох

Кровеносная система

Сердце трехкамерное (2 предсердия и 1 желудочек). В левом предсердии кровь артериальная, в правом – венозная, в желудочке – смешанная. Два круга кровообращения. От сердца отходят три пары артерий: сонные артерии, системные дуги аорты и легочные артерии. Есть передние и задние полы вены

Выделительная система

Парные первичные почки, от которых отходят выводные протоки, впадающие в клоаку (служат у самок только для выделения, у самцов являются одновременно и семяпроводами). Есть мочевой пузырь, открывающийся в клоаку независимо. Основной продукт выделения – мочевина

Нервная система

Спинной и головной мозг и нервы. В переднем мозге произошло полное разделение полушарий. Крыша переднего мозга содержит нервные клетки. Мозжечок развит слабо. Остальные отделы как и у всех позвоночных

Органы чувств

Глаза с веками, есть третье веко- мигательная перепонка. Роговица выпуклая, хрусталик – линзовидный, двояковыпуклый. Орган слуха состоит из среднего (барабанная перепонка, одна слуховая косточка –стремечко) и внутреннего уха. У личинок есть боковая линия

Половая система

Парные половые железы – семенники (у самцов) и яичники (у самок) и протоки, впадающие в клоаку. Размножение происходит весной. Наружное оплодотворение. Развитие с личинкой – головастиком (похож на рыб – есть жабры, боковая линия, один круг кровообращения, сердце двухкамерное)


III. Оценочно-рефлексивный этап

1. Рефлексия

Вспомните, как вы работали на уроке. Всё ли вам было понятно? Довольны ли вы своей работой?

Обсуждаем некоторые ответы.

2. Выводы учителя:

Сегодня на уроке вы работали хорошо. Цель, которую мы с вами поставили в начале урока, была достигнута.

3. Домашнее задание: § 37.

Литература:

1. Учебная программа для общеобразовательных учреждений с русским (белорусским) языком обучения. «Биология. VII–XI классы». – Минск: НИО, 2009.

2. Елкина Л.В. Биология. Весь школьный курс в таблицах. - Мн.: Современная школа, 2009

3. Заяц Р.Г. и др., Биология. - Минск: Вышэйшая школа, 2006.

4. Биология: Кн. Для учащихся. В 3 Кн. 1: Пер. с нем. / Под общ. Ред. Б63 К. Певз-Хоке, Э. Цабель. - Мн.: Нар. Асвета, 2002.

5. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. Учеб. Для средней общеобразоват. Школы. - 2-е изд., перераб. И доп.- М.- Мн.: Мнемозина, 2003.

6. Тейлор Д., Грин Н., Стаут У. Биология. Т 2. - М.: Мир, 2004.

7. Резанов А. Г. Зоология в таблицах, схемах и рисунках. 7-8 класс- М. «Издат- школа 2000», 1999 г.

8. Интернет-ресурсы.





Класс Земноводные (Амфибии): Общая Характеристика

Общие признаки:

1. Размножение происходит в воде, личинки также развиваются в водной среде.
2. Яйцеклетки лишены плотных оболочек.
3. Органы дыхания – лёгкие.
4. Парные конечности наземного типа.
5. Холоднокровные животные.

Класс Земноводные (Амфибии): Общая Характеристика

Общие признаки:

1. Размножение происходит в воде, личинки также развиваются в водной среде.
2. Яйцеклетки лишены плотных оболочек.
3. Органы дыхания – лёгкие.
4. Парные конечности наземного типа.
5. Холоднокровные животные.

Класс Земноводные (Амфибии): Общая Характеристика

Общие признаки:

1. Размножение происходит в воде, личинки также развиваются в водной среде.
2. Яйцеклетки лишены плотных оболочек.
3. Органы дыхания – лёгкие.
4. Парные конечности наземного типа.
5. Холоднокровные животные.

Класс Земноводные (Амфибии): Общая Характеристика

Общие признаки:

1. Размножение происходит в воде, личинки также развиваются в водной среде.
2. Яйцеклетки лишены плотных оболочек.
3. Органы дыхания – лёгкие.
4. Парные конечности наземного типа.
5. Холоднокровные животные.

Класс Земноводные (Амфибии): Общая Характеристика

Общие признаки:

1. Размножение происходит в воде, личинки также развиваются в водной среде.
2. Яйцеклетки лишены плотных оболочек.
3. Органы дыхания – лёгкие.
4. Парные конечности наземного типа.
5. Холоднокровные животные.

Класс Земноводные (Амфибии): Общая Характеристика

Общие признаки:

1. Размножение происходит в воде, личинки также развиваются в водной среде.
2. Яйцеклетки лишены плотных оболочек.
3. Органы дыхания – лёгкие.
4. Парные конечности наземного типа.
5. Холоднокровные животные.

Класс Земноводные (Амфибии): Общая Характеристика

Общие признаки:

1. Размножение происходит в воде, личинки также развиваются в водной среде.
2. Яйцеклетки лишены плотных оболочек.
3. Органы дыхания – лёгкие.
4. Парные конечности наземного типа.
5. Холоднокровные животные.

Класс Земноводные (Амфибии): Общая Характеристика

Общие признаки:

1. Размножение происходит в воде, личинки также развиваются в водной среде.
2. Яйцеклетки лишены плотных оболочек.
3. Органы дыхания – лёгкие.
4. Парные конечности наземного типа.
5. Холоднокровные животные.

Класс Земноводные (Амфибии): Общая Характеристика

Общие признаки:

1. Размножение происходит в воде, личинки также развиваются в водной среде.
2. Яйцеклетки лишены плотных оболочек.
3. Органы дыхания – лёгкие.
4. Парные конечности наземного типа.
5. Холоднокровные животные.

Класс Земноводные (Амфибии): Общая Характеристика

Общие признаки:

1. Размножение происходит в воде, личинки также развиваются в водной среде.
2. Яйцеклетки лишены плотных оболочек.
3. Органы дыхания – лёгкие.
4. Парные конечности наземного типа.
5. Холоднокровные животные.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!