СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого внеурочного занятия по Основам православной культуры в 3 классе Тема «Государственные символы России»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание урока способствует раскрытию сущности понятий «государственные символы» и «патриотизм»,   даёт возможность закрепить ранее изученные материалы по христианству: христианские святыни, символы веры христианской. Особенностью данного урока является не только работа с материалом учебника по ОПК, но и впоследствии создание учащимися стенгазеты для презентации этого продукта в младших классах.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого внеурочного занятия по Основам православной культуры в 3 классе Тема «Государственные символы России»»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Сырейка

муниципального района Кинельский Самарской области


План-конспект открытого внеурочного занятия


по Основам православной культуры в 3 классе

Тема «Государственные символы России»

Место проведения: ГБОУ СОШ с.Сырейка м.р. Кинельский

Уровень : Окружной семинар учителей ОРКСЭ, тема семинара: «Способы интеграции курса ОРКСЭ и базовых учебных предметов»

Дата проведения: 15 декабря 2015 года

Автор: учитель обществознания, ОПК Буракова Лариса Александровна

Аннотация

Содержание урока способствует раскрытию сущности понятий «государственные символы» и «патриотизм»,   даёт возможность закрепить ранее изученные материалы по христианству: христианские святыни, символы веры христианской. Особенностью данного урока является не только работа с материалом учебника по ОПК, но и впоследствии создание учащимися стенгазеты для презентации этого продукта в младших классах.

Цель урока: 

Воспитывать гражданственность и патриотизм у младших школьников при знакомстве с государственными символами Российской Федерации и уважительное отношение к христианским святыням.

Задачи:

- актуализировать знания о государственной символике России;

- организовать учебное пространство для создания стенгазеты «Государственные символы РФ», применяя полученные знания;

- развивать логическое мышление, внимание;

- воспитывать трудолюбие, культуру учебного труда;

- вести работу с понятиями новых слов, выделять главное при выполнении и порядке работы;

- развивать речь обучающихся;

- расширять кругозор знаний учащихся; обогащать словарный запас;


УМК: Книга для ученика по курсу «Основы православной культуры» 3 класс, Авторы-составители: архимандрит Георгий (Шестун), Е.П.Бельчикова, Т.М.Сливкина.-Самара:ООО» Медиа-Книга», 2014

Оформление:

  • Герб ГБОУ СОШ с.Сырейка

  • Мультимедийная презентация «Государственные символы Российской Федерации»

  • Цветные смайлики на спинках стульев

Необходимое оборудование и программное обеспечение:

  • Компьютер

  • Проектор

  • Экран

  • Раздаточные конверты-кейсы для индивидуальной работы

  • Конверты-треугольники наподобие конвертов времен ВОв, в которых

расшифрованы символы для составления семейного герба

  • Лист ватмана, клей, ножницы, маркеры

  • Книга для ученика по курсу «Основы православной культуры» 3 класс, Авторы-составители: архимандрит Георгий (Шестун), Е.П.Бельчикова, Т.М.Сливкина.-Самара:ООО» Медиа-Книга», 2014

  • Карта России

  • Толковые словари на парте

Урок – ОНЗ (открытие новых знаний)

Время урока: 1 учебный час (40 минут)

Формирование УУД:

Личностные

Учащиеся должны:

-проявлять интерес к новому материалу, принять план работы для последовательного выполнения заданий по теме урока;

-формировать ценностное отношение к культурному наследию христианства.

Метапредметные

Учащиеся должны:

-уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных действий;

-овладеть навыками смыслового чтения текстов различных жанров и стилей, осознанного построения речевых высказываний;

-овладеть логическими действиями анализа, сравнения, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Предметные

Учащиеся должны:

-уметь описывать государственные символы РФ;

-понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества.

Применяемые педагогические технологии:

- кейс-технология;

- здоровьесберегающая технология (переключение внимания при смене видов деятельности, перемещение по кабинету при выполнении творческого задания, при рассаживании за столом.);

- постановка проблемного задания.

Формы работы учащихся:

-фронтальная, индивидуальная;

-чтение и анализ текстового и иллюстративного материала;

-просмотр материала электронной презентации с последующим обсуждением;

-выполнение заданий творческой направленности.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Учащиеся приветствуют учителя, друг друга, рассаживаются.

2 Проверка домашнего задания:

Кто такой Давид и кто такой Голиаф?

Как можно тренировать силу физическую?

А как силу духовную?

Что вы запомнили о полководце А.В.Суворове?

Кто из вас занимается спортом? Какие есть успехи?

Как-то тренируете силу воли? Получается?

Можно тренировать силу физическую без воспитания силы воли?

Дети дают ответы, поправляют и дополняют ответы друг друга при необходимости.

3. Актуализация знаний.

Учитель предлагает всем выбрать по одному цветному смайлику-жетону, обращает внимание на то, что на стульях есть такие же значки и предлагает занять место соответственно своему смайлику.

Вопрос классу:

- Что помогло вам, когда вы рассаживались сейчас за столом? (знаки, символы).

4. Объявление темы и работа по ней.

Тема нашего сегодняшнего занятия «Государственные символы».

Мы узнаем о различных символах – государственных и духовных.

РАЗДАТЬ КОНВЕРТЫ-КЕЙСЫ

Вопрос классу:

-Что такое символ? (ответы детей). Давайте поправим наши определения понятия «символ», возьмем в помощники СЛОВАРИ.

Работа со словарями.

Задание классу:

Найдите каждый в своем словаре слово «символ» и выпишите пояснение на карточку, которая есть у вас в конверте-кейсе.

ЧИТАЕМ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Среди символов много очень разных изображений. Возьмите из конверта-кейса красный конвертик, какой символ там находится, что он означает? ( у каждого – свой символ: аптека; пешеходный переход; осторожно, дети; пункт медпомощи; пункт питания; остановка транспорта ).

Символы помогают ориентироваться в пространстве города, на дороге. Но есть символы, которые помогают нам найти правильную дорогу, правильно повести себя в духовном пространстве. Эти символы указаны Господом, их свято почитают, уважают и хранят с глубокой древности. Послушайте историю.

ПРОСМОТР ЭЛЕКТРОННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Царство Израиль началось с того, что иудейский царь Давид в торжест-венном шествии под музыку труб и пение доставил в Иерусалим Ковчег Завета (слайды 2,3,4,5).

Вопрос классу:

Ребята, можно понять по иллюстрациям на слайдах, какие чувства испытывают люди, сопровождающие ковчег? (ответы детей)

Ковчег Завета (слайд 6) — согласно Библии — ковчег (ларец, сундук), в котором хранились каменные Скрижали (доски) Завета с Десятью заповедями, сосуд с манной небесной и посох Аарона. Исследователи считают, что Ковчег был сделан из древесины акации .

Задача (слайд 7)

Он имел 2,5 локтя в длину и по 1,5 локтя в ширину и высоту. (Длина «локтя»  40 см). Вычислите примерный размер ковчега. Покажите руками, помогая друг другу, размер ковчега.

ПОКАЗЫВАЕМ НА ПАРТЕ РАЗМЕР КОВЧЕГА.

В Ковчеге находились тавлы (скрижали) Моисея, жезл Аарона, сосуд с манной небесной.

Тавлы, то есть скрижали (слайд 8) с высеченными на них заповедями, правилами поведения людей, которые они получили от Бога через Моисея. Бог обещал защиту и поддержку людям в сложных ситуациях, если люди будут соблюдать эти правила.

Ааронов жезл (слайд 9). Во время странствования в пустыне некоторые знатные представители иудейского племени желали стать главными священниками. Чтобы разрешить спор, решено было прибегнуть к суду Божию, и жезлы всех начальников были положены на ночь в палатку. Поутру оказалось, что среди них жезл Аарона дал ростки и зацвёл миндальными цветами. Это сочли указанием от Бога, что Аарон достоин стать руководителем племени.

Манна небесная – (слайд 10) - пища, которую Бог посылал 

голодавшим  иудеям каждое утро с  неба во время их пути через пустыню  Египетскую в   Палестину .

Давид был очень мудрым человеком, он понимал, что для того, чтоб государство было крепким, нужно, чтобы люди были связаны в единую семью не только границами страны, но и общими правилами отношения друг к другу и Богу (слайд 11). Поэтому он так торжественно пронес Ковчег Завета в Иерусалим.

У каждой страны есть свои символы. Они называются государственными.

Вопрос классу:

Какие государственные символы нашего государства вы можете назвать? Составлением гербов, флагов и гимнов занимаются науки: гербы изучает геральдика, флаги - вексиллология, гимны - гимнология.

(Слайды 12 -17 - герб, флаг, текст гимна РФ и Самары, Кинеля, нашей школы.)

А вот теперь и вам предстоит поработать. Давайте сделаем стенгазету о государственных, областных и районных символах .

Выберите по цвету конверты-кейсы. Достаньте из них заготовки - конструктор. Каждому попалась отдельное задание. Догадайтесь, что вам нужно собрать из заготовок, выполните работу аккуратно и покажите нам.

Синий конверт - флаг РФ;

Желтый конверт - герб РФ;

Розовый конверт - герб Самары;

Зеленый конверт - герб Кинеля;

Оранжевый конверт - гимн РФ;

Красный конверт - герб школы.

А теперь все готовые части мы поместим на ватман.

Дети оформляют стенгазету «Государственные символы Российской Федерации».

Задание на чтение: вспомните или выясните, что обозначают цвета нашего российского флага (с.84 пособия).

При наличии времени – поясняем свой символ (т.е. тот, который ученик создал для стенгазеты ). (Если некогда – идем во 2 класс на классный час с сообщением по теме) .

Слушаем.

Домашнее творческое задание:

К следующему занятию попробуйте нарисовать и принесите герб вашей семьи. Я приготовила вам подсказки. Здесь говорится о том, какой смысл имеют изображения птиц и зверей в геральдике (раздать конверты-треугольники с расшифровкой символов).

КОШКА - независимость

ВОЛК - злость и жадность

МЕДВЕДЬ - предусмотрительность

БЫК - плодородие земли

ОВЦА - кротость

ОЛЕНЬ - символ воина, перед которым бежит неприятель.

ОРЕЛ - власть, великодушие

ВОРОН - долголетие

ПЕТУХ - воинственность, задиристость

ЦАПЛЯ - пугливость

ПАВЛИН - тщеславие, любовь похвастаться

ПЕЛИКАН - родительская любовь к детям

ЖУРАВЛЬ с камнем в одной лапе - бдительность

ДЕЛЬФИН - сила

ПЧЕЛЫ И МУРАВЬИ - трудолюбие

ДУБ - крепость и сила

ПАЛЬМА - долговечность

И супер задание для очень любознательных - узнайте, почему вот такие треугольники можно считать символом Великой Отечественной войны. Можно обратиться за помощью к родителям и учителям.

5. Рефлексия.

Итог занятия.

- Для чего людям необходимы символы?

- Кого называют патриотом? (ответы детей).

- Почему важно знать государственные символы? (ответы детей).

- Для чего необходимо знать и уважать религиозные святыни? (ответы детей).

- Какой фрагмент занятия вам больше всего понравился? Почему? (Ответы детей)

Патриот - человек, который любит свою родину, предан ей и своему народу. И от всех нас зависит будущее нашей Родины. Чем больше мы будем узнавать историю нашего государства, стремиться делать каждый день полез-ное, лучшее для людей, для нашей страны, тем богаче, сильнее, станет наша Родина.

Спасибо за занятие.



Заместитель руководителя ОО ______________ /А.А.Семенова/




























6. Физминутка.

Прилетели ангелочки – 
Становились на носочки!
Вверх руками потянулись 
И друг другу улыбнулись.
Крылышки расправили – 
В стороны направили,
Наклонились до земли, 
Словно тяжести несли.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Поскакали в высоту, 
Чтобы там поймать звезду.
Глубоко вздохнули, 
Плечи развернули,
Повели руками, 
Чуть над головами.
А теперь им всем пора - 
Делать добрые дела!



8. Рефлексия.

- Сегодня мы с вами познакомились с православной традицией – гостеприимство. Чем она хороша?

- Что интересного вы сегодня узнали на занятии?

- С какой еще православной традицией мы с вами уже знакомы? (семейное чтение)

- Что общего у этих двух традиций? (Люди собираются вместе, общаются друг с другом)

- Я желаю вам быть желанными гостями и гостеприимными хозяевами! Берегите эти православные традиции, придерживайтесь их и тогда в наших сердцах будет больше тепла и доброты.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!