СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока "Виды творческой деятельности на уроках специальности и групповых занятиях как фактор повышения интереса учащихся к процессу обучения в ДШИ"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы развития творческих способностей на уроках фортепиано разработаны ещё недостаточно и  недостаточно освещены в методической литературе. Можно назвать лишь несколько авторов, исследования которых затрагивают некоторые аспекты этого вопроса: А.Д. Артоболевская «Хрестоматия маленького пианиста», Л. Боренбойм «Путь к музыке», В. Подвала «Давайте сочинять музыку», Е.И. Юдина «Мой первый учебник по музыке и творчеству». Эти авторы освещают важные методические аспекты работы над развитием творческих способностей у детей на уроках фортепиано.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока "Виды творческой деятельности на уроках специальности и групповых занятиях как фактор повышения интереса учащихся к процессу обучения в ДШИ"»

Нижнегорский отдел культуры и межнациональных отношений администрации Нижнегорского района

МКУ ДОД «Нижнегорская детская школа искусств»







Открытый урок

Тема: «Виды творческой деятельности на уроках специальности и групповых занятиях как фактор повышения интереса учащихся к процессу обучения в ДШИ.»







Исполнитель:

преподаватель по классу

фортепиано и читка с листа

МКУ ДОД «НДШИ»

Тохтарова Л.Р.





п. Нижнегорский. Декабрь. 2023 г.

План – конспект открытого урока.

Дата проведения: 19.12. 2023 г.

Место проведения: Нижнегорская детская школа искусств.

Преподаватель: Тохтарова Л.Р.

Специальность: фортепиано и читка с листа

Учащаяся: Колесниченко Василиса 7 лет

Класс: 1, предпрофессиональная программа;

Тема: «Виды творческой деятельности на уроках специальности и групповых занятиях как фактор повышения интереса учащихся к процессу обучения в ДШИ.»

Тип урока: тематический открытый урок;

Вид урока: традиционный;

Форма урока: индивидуальная;

Цель урока: показать важность и необходимость музыкального воспитания учащихся через развитие творческих способностей и навыков в классе фортепиано.

Задачи урока: обучающие:

- закрепление правильной постановки руки и её положения на клавиатуре, закрепление уже известного материала, осмысленная выразительная игра, усвоение новых знаний, обучение новым способам деятельности – игра 2 руками одновременно;

- развитие памяти, ритма и слуха, музыкальности, ориентации на фортепиано через творческие навыки, развитие музыкального и художественного мышления, эмоциональной сферы;

- воспитательные: воспитание любви к искусству, формирование эстетического вкуса, создание благоприятной атмосферы на уроке;

- развивающие: показать эффективность методов и приёмов работы, направленных на развитие творческих способностей через сочинение подтекстовок, транспонирование мелодий и разностороннее воспитание личности;

- оборудование: фортепиано, ноутбук, нотная литература, карточки, иллюстрации, нотная литература.

Методы и приёмы:

1. словесный - объяснение, диалог,

2.наглядный - показ за инструментом, иллюстрации и таблицы, 3.исполнение ученицей полностью или отрывков из произведений, 4. игра в ансамбле с преподавателем,

5. аналитический – сравнение, анализ услышанного и самоанализ, а также прослушивание записи другого исполнителя,

6. метод мотивирования (стимулирования): похвала, создание проблемных ситуаций, замечаний, пожеланий, хорошая оценка.

Использование педагогических технологий:

1.Технология развивающего обучения. Принцип последовательности в освоении учебного материала, осмысление учебного материала, его практическое освоение и творческий подход в работе с этим материалом.

2. Технология формирования мотивации к деятельности. При разработке планов и подбора материала к урокам учитывать характер потребностей обучающихся. Для этого содержание учебного материала должно быть доступным, исходить из имеющихся у них знаний и опираться на жизненный опыт детей.

3. Здоровьесберегающая технология. Общение с педагогом влияет на состояние здоровья ученика. Если процесс получения знаний интересен, то усвоение материала не создаёт эффекта перегрузки. Применение игровых технологий укрепляет мотивацию к изучению предмета, вызывает положительные эмоции.

Развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет развиваться интенсивнее.

Рациональная организация урока: динамическая пауза, включение игровых моментов, гимнастика для глаз и другие упражнения.

Чередование различных видов учебной деятельности: разбор нотного материала, повторение выученных пьес, игра упражнений и гамм.

Время урока - 35 минут.

План урока:

1.Вступительное слово педагога по теме открытого урока;

Вступление: Вопросы развития творческих способностей на уроках фортепиано разработаны ещё недостаточно и недостаточно освещены в методической литературе. Можно назвать лишь несколько авторов, исследования которых затрагивают некоторые аспекты этого вопроса: А.Д. Артоболевская «Хрестоматия маленького пианиста», Л. Боренбойм «Путь к музыке», В. Подвала «Давайте сочинять музыку», Е.И. Юдина «Мой первый учебник по музыке и творчеству». Эти авторы освещают важные методические аспекты работы над развитием творческих способностей у детей на уроках фортепиано.

2. Организационный момент, включающий цель для учащегося: подготовиться к уроку и сосредоточиться для активного творческого участия; цель для преподавателя: настроить учащегося на плодотворную работу на уроке.

Представление учащейся.

Разминка. Упражнение «Шалтай-болтай», «Острова».

3.Проверка домашнего задания.

3.1 А. Руббах «Воробей», ансамбль Н.Торопова «Новогодняя песенка»

3.2 Г. Галынин «Зайчик»

3.3 Игра интервалов: терции, кварты, квинты

3.4 Физкультминутка №1

3.5 Упражнение 1 на легато по 2 звука. Ансамбль Б. Поливода «Сон»

3.6 «Шесть маленьких упражнений на правую и левую руки»

3.7 И. Беркович Сонатина

3.8 Завершение опроса по домашнему заданию. Оценка.

4. Основная часть урока:

А. Филипенко «Две лягушки». Знакомство с новым произведением.

4.1 Физкультминутка №2. Упражнения для глаз.

4.3 Стихотворные загадки на знание штрихов: нон легато, легато, стаккато

4.4 К. Черни Этюд30. знакомство с новым этюдом.

4.5 Счёт вслух в размере четыре четверти половинными длительностями на примере Б. Поливода «Вечерний звон». Й. Гайдн «Мишка».

4.6 « Хочешь ли ты ещё поиграть ансамбли?»

4.7 Домашнее задание. Оценка за урок.



3.1 Физкультминутка №1

- упражнения на раскрепощение плечевого пояса, свободу и гибкость запястья, упражнения за инструментом на закрепление правильной постановки руки;

3.2 Проверка домашней работы – исполнение А. Руббах «Воробей», Г. Галанин «Зайчик», «Терции», «Кварты», «Квинты».

3.3 Физкультминутка №2

3.4 Упражнение №1 на легато по 2 звука.

3.5 «Шесть маленьких упражнений на правую и левую руки».

3.6 А. Филипенко «Две лягушки». Знакомство с новой пьесой.

3.7 Физкультминутка №3

3.9 « Шесть маленьких упражнений для правой и левой руки». Подготовка к игре гаммы До мажор.

4. Игра с преподавателем ансамблей: Б. Поливода «Сон», М. Торопова «Новогодняя песенка» и других по желанию ученицы.

5. Задание на дом.

6. Рефлексия.

Ход урока.

  1. Вступительное слово преподавателя;

  2. Тема урока, представление учащейся, организационный момент: проверка готовности к уроку. Вопрос к ученице: нравится ли ей заниматься в классе фортепиано и что именно любит больше всего делать на уроке.

Представление учащейся: Колесниченко Василиса. 1 класс фортепиано и читка с листа. Имеет хорошие музыкальные данные, устойчивое чувство ритма, внутренний музыкальный слух, хорошую музыкальную память. Эмоционально отзывчива на музыку. Хорошо учится по хору и сольфеджио. Находится на домашнем обучении.

Разминка. Упражнение «Шалтай-Болтай» направленное на свободу двигательного аппарата. Выполняются стоя, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, кисти сжаты в кулачки. Сжимаем и разжимаем кулачки несколько раз, затем руки сбрасываем вниз и чуть нагнувшись болтаем руками со словами «Шалтай-Болтай».

- Преподаватель: Как ты думаешь, умеют ли пальцы говорить?

- Не умеют. Как же говорить без слов?

- А ведь пальцами можно «проговорить» или простучать, «прохлопать» ритмический рисунок стихов, песенки. Давай стишок «Острова» проговорим на крышке пианино двумя руками.

«Раз-два, острова, 3-4 мы приплыли, 5-6 сходим здесь, 7-8 сколько сосен, 9-10 мы пришли, Досчитал до десяти.»

Тут тебе домашнее задание: отгадать загадку, прохлопать ритмический рисунок загадки. «Шёл, шёл без дорог. Где шёл, там и лёг. До весны пролежал, а потом побежал». Это твоё творческое задание.

3.2 Проверка домашнего задания:

- А. Руббах «Воробей»- повторение. Передать весёлый характер музыки. Следи за исполняем «стаккато».

- Г. Галынин «Зайчик». Повторяем ноты басового ключа по карточкам. Игра по нотам, затем – наизусть. Творческое задание: отрывок из пьесы сыграть и продолжить до повторения отрывка в другой октаве двумя руками. Есть похожий отрывок в этой пьесе, но от другой ноты. Тебе творческое задание: сыграть и продолжить этот отрывок до повторения в другой октаве двумя руками вместе.

Чтобы пианино звучало как большой оркестр, нужно уметь играть одной рукой сразу несколько нот одновременно. Нужно научиться делать это и правой и левой рукой и двумя руками вместе, но сейчас мы будем играть терции и белые кварты и квинты. Терции и квинты это интервалы. Давай поиграем в «Интервальное лото»: найди карточки с терциями, квартами и квинтами и разложи их на лист с интервалами. Посмотрим, как ты их найдёшь и расположишь по местам. Сыграй правой рукой до и ми 2 и 4 пальцами одновременно, затем перенеси их на октаву выше, рисуя в воздухе радугу, ещё выше. Затем возвращайся по тем же следам назад. То же проделаем левой рукой. Прислушайся, как звучат оба звука одновременно. Тебе нравится как они звучат? Красиво? Как ты думаешь, звуки сливаются или нет? Да, сливаются, есть интервалы, которые звучат по - другому. О них мы поговорим на другом уроке. Теперь поиграем белые кварты и квинты. Все интервалы играем с педалью. Прислушивайся к тому, чтобы одновременно звучали 2 звука. То же самое поиграем левой рукой. Игра интервалов укрепляет свод кисти, способствует сцеплению пальца с клавишей, активизирует слуховой контроль. Учимся играть с педалью. Дома поиграй терции 1 и 3 пальцами правой и левой руки. Подумай, какими пальцами будешь играть кварты, а квинты играй также 1 и 5 пальцами. Кисти рук сильно не наклоняй к 5 пальцу. Дома играй без педали.

3.3 Физкультминутка №2.

Упражнение «Лебедь»: руками машем как лебедь.

Свободные повороты головы вправо, влево: «Нет, нет, нет».

Наклоны головы к правому и левому плечу, избегая резких движений: «Ай, яй, яй».

Упражнение «Колечки»: поочерёдно соединять кончики 1 пальца с остальными, образуя «окошко».

Молодец, домашнее задание выполнила на «5».

3.4 Повторение упражнения на легато по 2 ноты правой и левой рукой по отдельности. Добиваться плавности и связности двух звуков, напевая слово «ма-ма». Говоря слово «мама» мы сильнее выговариваем 1 слог, так и в игре 1 звук играем ярче чем 2. Дома играй другими пальцами, которые написаны во 2 ряду. Слушай себя и добивайся мягкого перехода на 2 звук. Придумай слова для подпевания при игре.

3.5 «Шесть маленьких упражнений на правую и левую руки».

Закрепление терминов «Реприза», штриха «Акцент» на первую долю, считать вслух. это нужно для умения играть пьесы с четвертными долями и развития пальцев.

Оценка за домашнее задание.

3.6 А. Филипенко «Две лягушки». Знакомство с новой пьесой. Анализ текста: размер, темп, характер, движение мелодии, ритмический рисунок, ключевые знаки. Игра со счётом вслух.

Выбрать аккомпанемент из предложенных педагогом интервалов. Дома играть со счётом вслух.

3.7 Физкультминутка №3. Упражнение для глаз: подвигать вперёд, назад, вверх, вниз, поморгать, остановить взгляд, не моргая, посмотреть вперёд, вдаль.

Отгадай стихотворные загадки на штрихи: «Зайчик прыгает легато». Что не так? «Лодка плавает стаккато»? «Дятел долбит сук легато»? Самолёт летит стаккато»? «Нон легато плывёт рыбка»? Здесь по-моему ошибка? Ребёнок исправляет ошибки и движениями показывает. Дома вспомни, где в природе, в жизни, в делах ты видела похожие штрихи: легато, нон легато, стаккато (тиканье часов, дождик). Попроси помочь родных, где можно увидеть, услышать в природе и в жизни, в делах эти штрихи.










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!