СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока в 5 классе. Тема «Поэма Гомера «Илиада»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока в 5 классе. Тема «Поэма Гомера «Илиада»»

План-конспект открытого урока в 5 классе.

Тема «Поэма Гомера «Илиада»


Цель урока: познакомить учащихся с историей Троянской войны, с поэмой Гомера «Илиада», определить характер войны с обеих сторон.

Задачи:

I. Обучающая

1.Совершенствовать навыки работы с историческим источником: анализировать его содержание и делать собственные выводы.

2. Способствовать развитию речевых коммуникаций.

II. Воспитывающая

1.Воспитание интереса к истории мировой культуры.

2.Воспитание эстетического вкуса учащихся.

3.Воспитание нравственных качеств на примере героев поэм.

III. Развивающая.

1. Развивать информационно-коммуникативные и речевые компетенции учащихся.

2. Развивать интерес к чтению произведений исторической тематики.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, видеофрагменты из фильмов «Троя», карточки с заданиями.


Тип урока: урок открытия новых знаний, урок-путешествие.

Ход урока:


I. Организационный этап.

II.Повторение пройденного материала.

Историческая разминка:

  1. Где расположена Древняя Греция? (На юге Балканского п-ва)

  2. Назовите независимые города Древней Греции (Афины, Микены, Тиринф, Пилос)

  3. Большое здание со множеством запутанных ходов и помещений (лабиринт)

  4. Море, названное в честь царя Афин (Эгейское)

  5. Богиня любви в Греции? (Афродита)

  6. Царь Спарты, муж Елены Прекрасной (Менелай)

  7. Знаменитый афинский мастер, живший на о.Крит (Дедал)

  8. Как называются ворота, которые вели в микенскую крепость (львиные)

  9. Богиня-воительница, в честь которой был назван город в Древней Греции (Афина)

III. Мотивационный этап.

Учитель: Ребята, мы с вами продолжаем знакомиться с историей Древней Греции. О чём же мы будем говорить сегодня? Я предлагаю вам послушать аудиозапись одного произведения и попробовать самим подойти к теме нашего сегодняшнего урока.

ЗВУЧИТ ФРАГМЕНТ АУДИОЗАПИСИ ПЕРВОЙ ПЕСНИ «ИЛИАДЫ».

Вопросы учителя классу (с целью вывести учеников к названию темы): Как вы думаете, ребята, каков жанр прослушанного вами произведения? Давайте подумаем вместе. Какая речь? Напевная, плавная, эпическая (т.е. торжественная). Для какого жанра худ. произведения характерны такие признаки? Для поэмы. На доске учитель записывает первое слово темы: ПОЭМА.

Учитель: теперь я попрошу вас посмотреть на интерактивную доску (Учитель выводит фото Гомера, (слайд № 1). Ребята, кто это? Дети догадываются, что это поэт, наверняка, автор поэмы. 

Учитель: верно, это автор произведения – слепой сказитель Гомер. Традиционно Гомер изображается слепцом. Наиболее вероятно, что это представление исходит не из реальных фактов жизни Гомера, а представляет собой реконструкцию, характерную для жанра античной биографии. Поскольку многие выдающиеся легендарные прорицатели и певцы были слепыми по античной логике, связывавшей пророческий и поэтический дар, предположение о слепоте Гомера выглядело весьма правдоподобным. 

Он жил в 8-м веке до н.э. в Греции. Никто не знает, где он родился и жил, но 7 греческих городов оспаривали право называться родиной Гомера. И каждый уважающий себя грек знал наизусть тысячи строк из его произведений.

На доске учитель записывает имя автора – ГОМЕР, – подчеркнув мелом место для одного оставшегося слова (название поэмы).

Учитель: Так о чём же его поэма?

На интерактивной доске фото битв (Слайд № 2), дети догадываются, что поэма Гомера – о Троянской войне, ведь на прошлом уроке они начали знакомиться с Троянской войной.

Учитель: Город Троя древние греки называли Илион, поэтому эпическую поэму о Троянской войне Гомер назвал «ИЛИАДА». (Это название учитель записывает в название темы на доску). 

Учитель: Таким образом, ребята, какова тема нашего урока? Дети называют: «ПОЭМА ГОМЕРА «ИЛИАДА».Слайд №3

Учитель: Давайте вместе с вами выведем цели нашего урока. 

Учитель: Любая война, в каком бы веке она ни велась, носит либо справедливый, либо несправедливый характер – захватнический или освободительный. Таким образом, какова цель нашего урока, ребята? 

Дети: выяснить, какой характер носила Троянская война для греков и для троянцев. – 1-я цель.

Учитель: в поэме Гомера много замечательных героев. Как вы думаете, чем ещё мы будем заниматься на уроке? Мы попытаемся охарактеризовать героев и на основе этих характеристик выясним, какие качества ценили в людях греки. – 2-я цель.

Учитель: таким образом, у нас сегодня 2 задачи: выяснить характер войны для греков и для троянцев, дать характеристику героям Троянской войны. (На доске Слайд № 4).

Учитель: Ребята, вы прекрасно справились с определением темы и целей урока.

Продолжаем наше путешествие, но оно невозможны без географических знаний. Давайте вспомним:

1.На каком полуострове расположена Древняя Греция? (Древняя Греция расположена на Балканском полуострове)

2.Уточним, что находится на востоке от Древней Греции? (Малая Азия).

3. Каким морем омывается на западе? (На западе Греция омывается Ионическим морем).

4. На востоке? (Эгейским морем).

Учитель: -А теперь давайте обозначим территории на контурных картах, которые лежат на партах. Чтобы сориентироваться в задании, воспользуйтесь картой на экране.

(Слайд №5)

- Молодцы! Все справились!

Теперь я приглашаю вас отправиться туда, где происходили события, описываемые в поэме. Вы уже знаете, где находилась Древняя Греция. Где же находился Илион (Троя)? Этот город действительно существовал,

(Слайд №6) Легендарный город Троя был открыт Г. Шлиманом.

( Слайд №7)

В результате увлечения древностями он пришел к убеждению, что «Илиа­ду» Гомера следует рассматривать не просто как литературное произ­ведение, но и как серьезный исторический источник. В 1867 году эта мысль настолько овладела им, что Шлиман обратился к поискам Трои.

14 июня 1873 года он нашел на месте Трои, под холмом Гиссарлык, первые золотые изделия явно древнее классической эпохи: знаменитую золотую диадему из 16 353 отдельных частей. (Слайд 8) Так началось откры­тие микенской цивилизации. Экспедиция Шлимана работала в Трое более 10 лет.

Учитель: -В героической поэмах Гомера “Илиада” боги являлись такими же действующими лицами, как и смертные люди. Поэма “Илиада” начинается с мифа о “яблоке раздора”. Давайте вспомним предыдущий параграф, и проговорим с вами о начале Троянской войны. Что же, на ваш взгляд, послужило мифологической причиной Троянской войны? А что же послужило действительной причиной Троянской войны.

(Слайд №9)

Мифическая причина-является «яблоко раздора»

Рассказ ученика о мифической причине Троянской войны.

(Слайд №10)

Действительная причина Троянской войны-стремление греков укрепить свои позиции на полуострове Малая Азия.

Рассказ ученика о действительной причине Троянской войны.

Учитель:-В “Илиаде” воспеваются военные события и подвиги героев. Давайте обратимся к учебнику и заполним таблицу

Работа с учебником учащиеся заполняют таблицу (страница 125-129 учебника А. А. Вигасина).

(Слайд №11)

Заполнить таблицу (участники Троянской войны)

Греки

Троянцы



(Ахиллес, Гектор, Агамемнон, Патрокл, Парис, Менелай, Андрамаха, Приам)

Динамическая пауза:

А теперь проверим выполненное задание, но не обычным способом, а в виде разминки. Прошу всех встать из-за парт. На мониторе будут появляться имена героев, вам необходимо определить это герой греческой армии или троянской. Вы должны показать направление, куда улетит слово рукой. Внимание! Приготовились.

Слайд №20

Самым ярким событием Троянской войны было сражение Гектора и Ахиллеса.

Давайте посмотрим на экран.

Слайд № 21

Видеофрагмент


Задание:

Давайте с вами определим,чем были вооружены воины, участвовавшие в Троянской войне.

У меня на столе лежат картинки. Вы должны выбрать те оружия и доспехи, которыми пользовались воины в Троянскую войну.

-Чем же заканчивается поэма Гомера? Но Троянская война на этом не закончилась. А вы хотели бы узнать, чем закончилась Троянская война? Об этом нам расскажет миф о троянском коне. Познакомимся с началом мифа (учитель раздает тексты мифа). Читают

«После гибели Гектора троянцам стало трудно защищать город. Тогда воин Одиссей предложил действовать хитростью.

Троянцы увидели, что греки сели на корабли и отплыли от берега. Двинулись троянцы к покинутому лагерю, радуясь, что долгая осада закончилась. Лагерь был пуст… Только огромный деревянный конь стоял посередине. Почему враги бросили его? Не вернуться ли назад? Тут подвели пленного грека.

-Меня возненавидел Одиссей – сказал он, - вот почему я спрятался и ждал отплытия наших кораблей… Знайте – это конь посвящен самой богине Афине. Втащите его в Трою, он принесет вам счастье»


-Скажите, что могло произойти дальше? Выскажите свои предположения. А узнать, правы ли вы были, нам поможет видеофрагмент фильма «Троя», посвященного Троянской войне.

Слайд №22

Возвращаемся в целям нашего урока. Так какая же война была для греков?(завоевательная) А для троянцев?(освободительная)

Закрепление материала:

Возьмите в руки листики. Подпишите их. В столбик напишите цифры 1,2,3… Если вы согласны с утверждением, ставим +, если не согласны, ставим _. Приготовились? Поехали.

  1. Предметом, явившимся причиной раздора между тремя богинями было яблоко? (+)

  2. Богиня, которую Парис объявил победительницей была Афина? (-)

  3. Греческий поэт, автор поэмы «Илиада» - это Гомер? (+)

  4. Главный герой греков, сын Фетиды – это Ахиллес? (+)

  5. Жена Гектора Елена Прекрасна? (-)

  6. Самый большой греческий остров – это Кипр? (-)

  7. Другое название города Трои – Илион? (+)

  8. Троянская война закончилась победой троянцев? (-)

Поменяйтесь листиками с соседом. Проверяем.

V. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Слайд № 23

§26, подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы Гомера (по выбору).

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Учитель: -Давайте подведем итог урока:

  1. Саморефлексия: Оцените работу  всего класса и свою работу, воспользовавшись цветовой схемой и таблицей.

Комментарий:

в колонку Оценка работы класса и группы ставим знак «+» ;

в колонку Моя работа – вписываем свою фамилию.

Цветовая схема

Оценка работы группы


Оценка работы класса


Моя работа

 Отлично!



 

 

 Хорошо!



 

 

 Можно и нужно лучше!



 

 



VII. Учитель выставляет оценки, предлагает сравнить их с самооценкой, задать вопросы.

Учитель: - Сегодня все отлично поработали, молодцы. Спасибо всем за урок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!