План-конспект открытого урока
ТЕМА. Круг. Окружность.
Цели и задачи урока:
- расширение геометрических понятий, учащихся;
- познакомить учащихся с новыми понятиями: круг, окружность, радиус;
- учить пользоваться циркулем для вычерчивания окружности при соблюдении правил безопасности при работе с колющими и режущими предметами;
- развитие памяти, логики и наглядно – образного мышления учащихся;
- воспитание трудолюбия, внимания и дисциплинированности, учащихся на всех этапах урока.
Оборудование: - учебник по математике 3 класс 1 часть; составители М. И. Моро.М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова;
- модели геометрических фигур;
- циркули;
- рисунки колеса, часов, монетки, тарелки и т. д;
- индивидуальные карточки с геометрическим материалом;
- презентация «Круг. Окружность».
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
Организационный момент.
СЛАЙД № 2
II. Актуализация знаний.
1.Математический диктант.
СЛАЙД № 3-15
СЛАЙД № 16-17 ПРОВЕРКА М.Д.
2.Геометрический материал.
СЛАЙД № 18
-Сегодня на уроке мы будем путешествовать по стране «Геометрии».
А) - Что изучает наука геометрия?
• Ответы детей: различные геометрические фигуры и действия с ними.
Б) –Какие геометрические фигуры вы знаете?
СЛАЙД № 19
• Дети называют фигуры, а на экране демонстрируются образцы.
В) -Дайте определение квадрата; прямоугольника; треугольника.
• Учащиеся отвечают выученные определения геометрических фигур:
- треугольник – геометрическая фигура, в которой три угла и три стороны;
- квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны;
- прямоугольник – это четырёхугольник, у которого все углы прямые, а противоположные стороны равны.
-Молодцы, ребята! Мы с вами знаем много геометрических фигур и умеем с ними работать.
3. Работа с раздаточным материалом
СЛАЙД № 20
А) – Посмотрите на экран.
-Какие геометрические фигуры вы видите?
· Дети перечисляют фигуры, которые видят на рисунке: круг, треугольники, прямоугольники, квадрат.
-Сколько прямоугольников (треугольников) вы видите?
· Ответ детей: 4 прямоугольника и 4 треугольника.
4.Нахождение периметра и площади фигур (Инд.задания) Приложение № 1
СЛАЙД № 21 Задания.
Определение темы урока.
СЛАЙД № 22
1.- А теперь снова посмотрите на экран. С какой фигурой мы ещё не работали?
СЛАЙД № 23
· Ответ детей: мы ещё не работали с кругом
- Правильно ребята, продолжим нашу работу.
2.Работа с демонстрационным материалом.
-Итак, у каждого на парте круг. Мы знакомы с ним с детства.
-Какие предметы имеют форму круга?
· Дети перечисляют (колесо, часы, тарелка и т.д)
Вывод: Большое количество предметов, окружающих нас, имеют форму круга.
Предостеречь: шар - это другая геометрическая форма и показать для примера глобус и мяч. Можно использовать межпредметную связь с уроком окружающего мира: например солнце имеет форму шара. Коротко обсудить с детьми различие этих понятий.
3.Определение темы урока.
- Какова тема нашего урока?
· Ответ детей: тема нашего урока «Круг».
VI. Работа над новым материалом.
СЛАЙД № 24
1.Практич.работа
– Возьмите цветной карандаш и обведите границы вырезанного круга. Вот так: показ на доске.
- Что мы получили?
· Ответ детей: мы получили круг (если дети не догадались, что это по-другому называется окружность, то учитель сам говорит об этом).
Правило (вводится учителем)
СЛАЙД № 25
Границы круга в геометрии называют окружностью. |
Вывод: - Что такое окружность?
· Учащиеся хором повторяют определение окружности.
2. Физминутка
СЛАЙД № 26
. Наши глаза, а вернее зрачки, тоже имеют форму круга. Они выполняют огромную работу и очень устают.
– А что надо делать, чтобы наши глаза не уставали?
• Ответы детей: нужно ежедневно делать специальную гимнастику для глазных мышц.
Сегодня я покажу вам несколько новых упражнений, которые позволяют глазам отдохнуть.( На экране).
-Теперь наши глаза отдохнули и снова готовы к работе.
3. Построение окружности с помощью циркуля.
СЛАЙД № 28 (Загадка)
– А теперь мы будем учиться строить окружность с помощью циркуля.
СЛАЙД № 29-31
А) описание циркуля:
СЛАЙД № 32
Б) Правила безопасности с циркулем.
- Прежде чем приступить к работе с циркулем вспомним правила безопасности.
СЛАЙД № 33
б) Руководство учителя. Практич. работа
-Возьмём циркуль и линейку, иголку циркуля приложим к 0, а ножку отодвинем на 2см.
- А теперь перенесём циркуль в тетрадь. Постарайтесь, чтобы острый конец циркуля стоял на одном месте и не сдвигался.
в) – там, где стояла иголка циркуля, поставим точку. Обозначим точку латинской буквой О.
-Теперь поставим точку в любом месте окружности и обозначим латинской буквой «М». Соединим точки «О» и «М» при помощи линейки.
Отрезок ОМ – это радиус окружности.
Радиус окружности - это отрезок соединяющий центр окружности с любой точкой на окружности. |
СЛАЙД № 34
- А теперь повторим эту работу. Поставим ещё одну точку в любом месте на окружности. Обозначим её «В», проведём отрезок ОВ.
-Что получили?
· Ответ детей: мы получили ещё один радиус.
-А теперь сравните два радиуса этой окружности. Какой вывод мы можем сделать?
· Ответ детей: они равны; сколько бы мы ни проводили таких отрезков, они все будут равны
Вывод: радиусы одной окружности равны. |
ОМ = ОВ
- Итак, с какими новыми понятиями вы познакомились на нашем уроке?
· Ответы детей: мы узнали, что такое окружность, радиус; узнали, в чём различие круга и шара.
V. Закрепление нового м-ла
1.Уточнение новых понятий по учебнику.
а) Страница 94 – чтение нового материала.
СЛАЙД № 35
б)Повторение алгоритма раб. с циркулем.
СЛАЙД № 36
в)Самостоятельная работа ( начертить окружность радиусом 3 см)
СЛАЙД № 37
г) Упражнение. № 2 (стр. 94,.)-устно
СЛАЙД № 38
д) Задача №4 (с.95)-коллективно
На 1 кг масла | Кол-во масла | Всего кг семян |
| | | | |
одинаковое | | 6 кг | | 30 кг |
? кг | | 25 кг |
1) 30 : 6 = 5 (кг) – семян на 1 кг масла
2) 25 : 5 = 5 (кг)
О т в е т: 5 кг масла из 25 кг семян.
VI. Итог урока.
СЛАЙД № 39 (карточки) Приложение № 2
- Какова была тема нашего урока?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как вы думаете, где могут найти применение знания, полученные на уроке?
СЛАЙД № 40
VII.Домашнее задание. с.95, № 5, № ?
СЛАЙД № 41-42
Приложение 1
| |
Сформулируйте и запишите ВЫВОДЫ: 1.Сколько можно провести в окружности радиусов? Вывод: _________________
2.Все радиусы в одной окружности имеют _______________ длину.
3. Что такое окружность? _____________________ | Сформулируйте и запишите ВЫВОДЫ: 1.Сколько можно провести в окружности радиусов? Вывод: _________________
2.Все радиусы в одной окружности имеют _______________ длину.
3. Что такое окружность? _____________________ |
| |
Сформулируйте и запишите ВЫВОДЫ: 1.Сколько можно провести в окружности радиусов? Вывод: _________________
2.Все радиусы в одной окружности имеют _______________ длину.
3. Что такое окружность? _____________________ | Сформулируйте и запишите ВЫВОДЫ: 1.Сколько можно провести в окружности радиусов? Вывод: _________________
2.Все радиусы в одной окружности имеют _______________ длину.
3. Что такое окружность? _____________________ |
| |
Сформулируйте и запишите ВЫВОДЫ: 1.Сколько можно провести в окружности радиусов? Вывод: _________________
2.Все радиусы в одной окружности имеют _______________ длину.
3. Что такое окружность? _____________________ | Сформулируйте и запишите ВЫВОДЫ: 1.Сколько можно провести в окружности радиусов? Вывод: _________________
2.Все радиусы в одной окружности имеют _______________ длину.
3. Что такое окружность? _____________________ |
| |
Сформулируйте и запишите ВЫВОДЫ: 1.Сколько можно провести в окружности радиусов? Вывод: _________________
2.Все радиусы в одной окружности имеют _______________ длину.
3. Что такое окружность? _____________________ | Сформулируйте и запишите ВЫВОДЫ: 1.Сколько можно провести в окружности радиусов? Вывод: _________________
2.Все радиусы в одной окружности имеют _______________ длину.
3. Что такое окружность? _____________________ |
Приложение 2
| |
Одна сторона прямоугольника равна 5 дм, другая равна 2 дм. Чему равен периметр прямоугольника?
| Сторона квадрата равна 3 дм. Чему равен периметр и площадь квадрата? |
| |
Одна сторона прямоугольника равна 4 дм, другая равна 3 дм. Чему равна площадь прямоугольника?
| Длина прямоугольника 4 дм, ширина 9 см. Найди его площадь |
| |
Длина прямоугольника 8 дм, ширина 7 дм. Найди его площадь. | Длина стороны квадрата 2 см. Узнайте площадь и периметр квадрата. |
| |
У прямоугольника длина 7 см, ширина 5 см. Узнайте площадь прямоугольника.
| Найдите площадь прямоугольника со сторонами 6 см и 8 см.
|
| |
Длина прямоугольника 8 дм, ширина 5 дм. Найди его площадь. | Вычисли площадь прямоугольника, длины сторон которого равны 6 мм и 8 мм. |
| |
Ширина прямоугольника 7 дм, а длина 2 дм. Вычисли площадь.
| Длина прямоугольника 9 дм, ширина 7 см. Найди его площадь. |
| |
У прямоугольника длина 7 см, ширина 5 см. Узнайте площадь прямоугольника.
| Найдите площадь прямоугольника со сторонами 6 см и 8 см. |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новолакская средняя общеобразовательная школа №1»
План-конспект открытого урока
в 3 «Б» классе на тему:
«Круг. Окружность.»
Автор учитель начальных классов
Лелуева Дженнет Срупашаевна.
с. Новолакское 2019 год