Русский язык. Согласные звуки и буквы
Класс: 1
Цели деятельности учителя | Формировать представление об особенностях согласных звуков; уточнить способы различения согласных звуков; показать смыслоразличительную роль согласных в слове |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний (условно) |
Планируемые образовательные результаты | Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Предметные: научатся определять согласную букву и звук в слове, отличать согласный звук от гласного, объяснять различия; Метапредметные: развивать умение анализировать, выявлять сходства-различия понятий, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать его, оценивать свою деятельность. |
Образовательные ресурсы | Презентация «Согласные буквы и звуки», литературный материал, звуковые карточки. |
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Минутка чистописания. Словарно-орфографическая работа. Учитель читает стихотворения, объясняет, какую букву и слово прописывают в тетради:
ду дв
дуб два
1.Вот Дом, гДе Добрые Друзья, НаД Домом Дым, а в Доме Дверь. Мы догадались – ты и я, - Что надо Д писать теперь. | 2. Или: «Я на Дом похожа очень – Стены есть, фунДамент прочный. Если мне Добавить «А», Соглашусь «Да-Да!» всегДа». | У Лукоморья он один – Зеленый, крепкий исполин. Царя деревьев лесоруб Всегда обходит. Это - … (дуб). | А вот это цифра два, Полюбуйся какова! Выгибает круто шею, Волочится хвост за нею. |
Составление предложения с записанными словами .
2. Языковая разминка (презентация). Игра «Найди лишнее слово». Ученики анализируют слова, находят лишнее слово в каждом столбике, аргументируют ответ.
3. Словарный диктант «Разгадай-ка». Деление слов на слоги. Ответы на вопросы.
Дым, мыло, радуга, аист, сорока.
1. Я мохнатый, я кудлатый, Я зимой над каждой хатой, Над пожаром и заводом, Над костром и пароходом, Но нигде-нигде меня Не бывает без огня (дым) | 2. Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Дело ясное вполне: Пусть отмоет руки мне (мыло) | 3.Что за чудо-красота! Расписные ворота Показались на пути, В них ни въехать, ни войти (радуга) | 4. Это старый наш знакомый, Он живет на крыше дома – Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый, Он летает на охоту За лягушками к болоту. (Аист) | 5. Длииннохвостая она, Со спины черным-черна, Брюхо белое да плечи, Тарахтенье вместо речи. Хоть кого увидит – вмиг Подымает стрёкот-крик (Сорока) |
III. Самоопределение к деятельности
1. Беседа по пройденному материалу.
- На экране написаны буквы, разделите их на две группы. По какому признаку разделили? (гласные и согласные)
- Назовите буквы каждой группы.
- Сколько в русском языке букв?
- Сколько букв, обозначающих гласные звуки?
- А сколько гласных звуков?
- Что вы знаете о гласных звуках? Из чего они состоят? (Из голоса) Как они произносятся? (Свободно, не встречая преград)
- Могут ли гласные сами образовывать слог? (да). Приведите пример из словарного диктанта (Слог а- в слове аист)
2. Самоопределение.
- Послушайте стихотворение и скажите, о чем мы будем говорить сегодня (презентация)
-Верно, будем говорить о согласных звуках и буквах. Вспомним, чем они отличаются от гласных и будем их узнавать.
Физминутка «По дорожке, по дорожке»
IV. Работа над материалом урока.
1. Выделение звуков из речи. Выполнение упр. 1, с. 74 (устно). Работа в парах.
- Назовите предметы. Поработайте в парах. Произнесите каждый звук слова соседу, понаблюдайте, как произносятся звуки.
- Что вам помогло произнести звуки? (губы, зубы, язык – речевой аппарат)
- Какие согласные звуки произнесли?
- Как произносятся согласные – свободно? Или встречают преграду на пути? (встречают преграду)
- Что мы слышим, произнося согласные звуки? Голос, шум, или голос и шум? (шум или голос и шум)
2. Определение согласных букв в словах.
- В словарном диктанте подчеркните согласные буквы.
3. Чтение сведений о языке (правил), с. 74
- Что мы еще не сказали о согласных звуках? (Они не могут образовывать слог самостоятельно)
4. Выполнение упр. 4, с. 75 (письменно). Работа в парах.
- Составьте слова, посоветуйтесь с товарищем.
- Что общего у слов первой и второй группы? (один слог) Второй и третьей группы? (Два слога)
- Значение каких слов вам непонятно?
- Запишите любые 5 слов из упражнения. Подчеркните согласные буквы.
6. Твердые и мягкие согласные. Выделение в речи.
- Посмотрите на доску. Помните, у нас были помощники-герои разных историй, мышонок Мыша и медвежонок Миша. Где в звуковых схемах я записала «Мыша», а где «Миша»? Как догадались? (В «Мише» мягкий звук обозначен зеленым цветом)
- Вспомним, какие бывают согласные? (Твердые и мягкие)
7. Упражнение из презентации (устно).
–На экране написаны слова, нужно найти слова, которые начинаются на твердый согласный звук.
Физминутка «Твердые-мягкие»
V. Закрепление изученного
1. Выполнение упр.5, с. 76 (письменно).
- Назовите предметы. Какой одинаковый согласный есть в этих словах? А еще?
- Запишите слова, подчеркните буквы, которыми обозначены одинаковые согласные звуки.
- Какой мягкий звук встретился? Подчеркните букву, которая его обозначает двумя чертами.
Доп. материал
2. Игра «Буква заблудилась» (презентация)
3. Выполнение упр. 2, с. 74 (устно)
- Прочитает скороговорку медленно. Прочитайте быстрее.
- Какой звук произносится в каждом слове? (С)
- Что такое сени?
- Кто сможет рассказать скороговорку?
VI. Итоги урока. Рефлексия
– Какие звуки называются согласными? Как отличить согласный звук от гласного?
- Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек.