СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План – конспект открытого урока русского языка по теме: «А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре». Разработала: Алигаджиева Раисат Гусейновна, учитель русского языка и литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План – конспект  открытого урока 

русского языка

по теме:

                                                  «А.С.Пушкин «Борис Годунов»:

сцена в Чудовом монастыре».

Разработала: Алигаджиева Раисат Гусейновна,

 учитель русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«План – конспект открытого урока русского языка по теме: «А.С.Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре». Разработала: Алигаджиева Раисат Гусейновна, учитель русского языка и литературы»


План – конспект открытого урока

русского языка

по теме:

«А.С.Пушкин «Борис Годунов»:

сцена в Чудовом монастыре».

Разработала: Алигаджиева Раисат Гусейновна,

учитель русского языка и литературы


Цели: Тип урока – изучение нового материала.

Целью урока стало знакомство с трагедией А.С.Пушкина «Борис Годунов»

В реализации поставленной цели помогали следующие задачи:

  1. Воспитательные:

  • воспитывать интерес и уважение к литературе;

  • воспитывать ценностное отношение к слову;

  • развивать коммуникативные УУД:

  • создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  1. Развивающие:

  • развивать критическое мышление;

  • развивать внимание;

  • развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развивать творческие, речевые способности учащихся;

  • формировать логическое мышление;

  • развивать  умение опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  1. Образовательные:

  • развивать умение формулировать определение понятий;

  • формировать умение отличать особенности литературных жанров;

  • развивать умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать технику чтения.



Методические приемы: рассказ учителя, реализация межпредметных связей с историей, русским языком, искусством, словарная работа, элементы анализа текста.








Ход урока



На прошлом уроке мы с вами познакомились с балладой Пушкина песнь о вещем олеге . Дома вы должны были подготовить её пересказ . Вызываю к доске и задаю вопросы : Что послужило основой этого произведения ? Что такое летопись ? Почему его назвали песнь ? В каком жанре написана ? Каковы различия летописи и баллады ? Каковы сходства летописи и баллады? Какова основная тема этого произведения ?


Сегодня у нас новая тема: драма Пушкина Борис Годунов . Пушкин как и в песне о вещем Олеге обращается к истории .С позиции истории и литературы одновременно мы будем рассматривать произведение, написанное в период Михайловской ссылки . Рассказывается в нем о таком периоде русской истории, который называли «смутное время». Почему время называли «смутным»? Как создавалась трагедия? Кто её действующие лица? На эти вопросы ответят некоторые ученики. Прослушаем их сообщения .




ВЫСТУПАЮЩИЙ 1

В 1584 году умер русский царь Иван Грозный. На престоле оказался его сын Федор Иоаннович, отличавшийся кротким добродушным нравом, но недалеким умом, поэтому он мало подходил на роль правителя огромной державы. Подлинным правителем страны стал царский шурин (брат жены) Борис Годунов, на сестре которого был женат Федор Иоаннович. После Ивана Грозного остался еще один сын, маленький царевич Дмитрий, который вместе с матерью был отправлен в город Углич на Волге. Здесь в 1591 году произошло потрясающее событие. В соборной церкви ударили в набат. Народ сбежался, думая, что пожар. На дворцовом дворе увидели тело царевича Димитрия, над убитым вопила в отчаянии мать и кричала, что убийцы подосланы Борисом Годуновым, называла Битяговских – отца и сына. Рассвирепевший народ убил их По стране же поползли слухи, будто в смерти Дмитрия повинен Борис Годунов

(Слайд 5)

ВЫСТУПАЮЩИЙ 2 (Смутное время)

После того, как в 1598году царь Федор Иоаннович скончался, царская династия Рюриковичей пресеклась. (слайд-схема) Годунов, показавший себя умелым правителем, был избран главой страны. Но царствование Бориса оказалось несчастливым. Из-за трех неурожайных лет на страну обрушился страшный голод, там и тут вспыхивали крестьянские мятежи, устраивались боярские заговоры. Не прекращались слухи об убийстве царевича людьми Годунова. ( Смута)

В 1603 году до Москвы дошел новый слух, вскоре подтвердившийся, что в Польше объявился человек, выдающий себя за чудом спасшегося Дмитрия. Человеком этим был беглый инок Чудова монастыря Григорий Отрепьев.

(Слайд 6)


ВЫСТУПАЮЩИЙ 3 ( Григорий Отрепьев)

Григорий Отрепьев родился в Галиче. Считается, что Григорий был на год или два старше царевича. В монастыре, расположенном неподалеку от родительского поместия, постригся в монахи

Однако простая и непритязательная жизнь монаха его не привлекала: после скитания по монастырям он поступил в аристократический Чудов монастырь в Москве.

Именно там будущий претендент начинает подготовку к своей роли: он расспрашивал чудовских монахов о подробностях убийства царевича, а также о правилах и этикете придворной жизни. Позже «чернец Гришка» начинает весьма неосмотрительно хвалиться тем, что когда-нибудь займёт царский престол. Похвальбу эту донесли до царских ушей, и Борис приказывает сослать монаха в отдалённый Кириллов монастырь, но кем-то предупреждённый Григорий бежит в Польшу, где и объявляет себя «чудесно спасшимся царевичем».


Эти реальные исторические события послужили основой создания драмы Бориса Годунова .


Учитель (История создания трагедии «Борис Годунов»)

С начала 19 века в России резко возрос интерес к собственной истории в связи с появлением «Истории Государства Российского» Н.М.Карамзина, старшего друга Пушкина. Его многотомный труд А.С.Пушкин хорошо знал и высоко ценил. Он не мог пройти мимо такого сюжета как «смутное время».

Ценя труд Карамзина, Пушкин следовал в своей драме в изложении исторических событий за историком. Но драма Пушкина – это не иллюстрация к карамзинской истории, а оригинальное, самобытное произведение, содержание которого составляют события последних лет правления неординарного царя Бориса Годунова. Нам с вами предстоит прочесть одну из сцен этого произведения, в которой главными персонажами являются старец Пимен, монах- летописец Чудова монастыря, под началом которого состоит молодой инок Григорий Отрепьев, будущий Дмитрий Самозванец.

Это произведение написано в жанре драмы . Драма – это один из трех литературных родов , произведение предназначенное для постановки на сцене . Более подробно прослушаем об этом жанре . откр на стр 368-369.



А.С.Пушкин «Сцена в Чудовом монастыре»


Перед анализом этого эпизода проведем словарную работу, так как в тексте встречается много архаизмов

Клобух – высокий монашеский головной убор с покрывалом

Днесь – сегодня , теперь

Присмо – всегда

Смирять – сделать послушным , приводить в покорность

Отрок – мальчик –подросток

Инок – монах , отшельник

Келья – монашеская комната

Сетовать – жаловаться

Ратный – военный , боевой


А сейчас я предлагаю вашему вниманию монолог Пимена (читает заранее подготовленный ученик).

(Вопросы к монологу Пимена)


В какой период жизни изображен Пимен? (Пимен говорит о последнем сказании. Монах изображен в период жизни, когда он осознает, что ему пора «отдохнуть», «Погасить свечу», он чувствует близость смерти и осознает, что скоро предстанет «пред Всевышним», и это придает особую убедительность его речам).

Как Пимен относится к своему труду летописца? ( …долг, завещанный от Бога», он понимает необходимость сохранения памяти: «Да ведают потомки православных / Земли родной минувшую судьбу…») Труд летописца – исполнение долга, завещанного Богом.)



Послушаем диалог Пимена и Григория в исполнении учащихся.(инсценировка) До слов «И в тихую обитель затвориться…


Каждое лицо в драматическом произведении говорит само за себя, чувствует и поступает в соответствии со своим характером


ВОПРОСЫ К ОБРАЗУ ПИМЕНА.

  1. Кратко восстановите биографию Пимена. (Её легко восстановить по тексту)

Какое событие изменило судьбу Пимена ( С тех пор как Пимен стал свидетелем «злого дела, кровавого греха – убийства царевича Дмитрия, он «Мало вникал в дела мирские).

Как Пимен относится к Григорию? (Покровительственно, с заботой, как учитель к ученику)

Как характеризуют Пимена раздумья и размышления Григория? («как я люблю его спокойный вид, когда, душой в минувшем погруженный, он летопись свою ведет» «все тот же вид смиренный, величавый, добру и злу внимая равнодушно»)

Прав ли Григорий , сравнивая Пимена с дьяком, который»не ведает ни жалости , ни гнева». (Нет, не прав. Пимен не равнодушен к людям. Это проявляется в его отношении к Ивану Грозному, смиренному царю Федору, общему греху, нареченного царя – убийцы «владыкою»).

Только ли царей винит в преступлениях Пимен? ( «Прогневали мы Бога, согрешили…») Пимен – носитель народной мудрости. Как горе воспринимает Пимен совершенное противно всем законам «венчание Бориса на престол»


Вопросы к образу Отрепьева


Что за сон видит Григорий ? Не пророческий ли он?

Как сон Григория раскрывает его честолюбивые замыслы ? (Москва видится ему «с высоты», людей он воспринимает, как обитателей «муравейника»)

Что послужило причиной решения Григория выдать себя за наследника престола? (Кроме честолюбивых помыслов, слова Пимена о том, что царевич Дмитрий – ровесник Григория)

Какие слова Григория говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений ? («…Зачем и мне не тешиться в боях,/ Не пировать за царскою трапезой?»; «А мой покой бесовское мечтанье тревожило,/ И враг меня мутил…»).

Как Григорий оправдывает свое желание стать самозванцем ? (Григорий мысленно обращается к царю Борису:»И не уйдешь ты от суда мирского,/ Как не уйдешь от Божьего суда»).

Какие черты мы замечаем в Григории ? (подтвердите текстом). (Жажда власти, стремление к богатству, неразборчивое честолюбие).

Мог ли по вашему автор симпатизировать им ?

Как выражается отношение автора к своим героям и к самозванству? (Самозванство, по Пушкину, безнравственно и жестоко).

Смутное время потому и названо «смутным», что о престоле стал мечтать и бедный «чернец». Раз власть правящим царем достигнута незаконно и везде и всюду говорят о том, почему не сыграть роль Димитрия? И Отрепьев начинает игру. Докажите цитатой из текста


ИТОГ.


В трагедии «Борис Годунов» отразился взгляд Пушкина на историю, в истории есть цель. В трагедии «Борис Годунов» цель состоит в пробуждении совести людей, стремлении покаянием остановить преступления. Выразителем этой идеи становится смиренный монах, летописец, тот, кто пишет историю народа.

Многие поэты и писатели обращались к исторической теме .Благодаря этому мы можем ярче и отчетливее представить ту или иную эпоху , о котором говорится в произведении ,познакомиться с традицией и бытом наших предков .



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Читать стр. 89-96

Прочитать повесть «Станционный смотритель».




7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!