СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока: «Развитие навыков чтения с листа на начальном этапе обучения в классе фортепиано»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока содержит описание направлений, методов и приемов работы по развитию знаний, умений и навыков чтения с листа на уроке фортепиано. Он может быть полезен преподавателям начинающим свою обучающую деятельность при подготовке к открытым урокам.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока: «Развитие навыков чтения с листа на начальном этапе обучения в классе фортепиано»»


План-конспект

открытого урока:

«Развитие навыков чтения с листа на начальном этапе обучения в классе фортепиано».


Автор: преподаватель по классу фортепиано Т.А.Горькая


Аннотация

План-конспект тематического открытого урока: «Развитие навыка чтения с листа на начальном этапе обучения в классе фортепиано» развивающего типа предназначен для оказания помощи преподавателям-пианистам в развитии навыков чтения с листа на начальном этапе обучения.

Конспект урока содержит описание направлений, методов и приемов работы с обучающимся первого класса по развитию знаний, умений и навыков чтения с листа на уроке специальности.

Он может быть полезен преподавателям начинающим свою обучающую деятельность при подготовке к открытым урокам.


Содержание:


1. Пояснительная записка

2. План-конспект

3. Список литературы









1. Пояснительная записка

Для проведения открытого урока преподаватель должен иметь план-конспект, в котором предусмотрены и отражены все необходимые для успешного проведения урока положения.


Содержание данного плана-конспекта предусматривает сквозное развитие темы урока, главной целью которого является формирование комплекса умений и навыков для чтения с листа в начальный период обучения.


Он имеет четкую структуру. В содержании плана-конспекта отражены этапы урока, даны примеры заданий направленных на решение вопроса развития навыка чтения с листа. К каждому из заданий поставлены цели и задачи, даны пояснения, которые помогают преподавателю направлять свои действия в нужное русло.


В план работы на уроке включены игровые задания. Их частая смена в процессе урока дает возможность предотвратить усталость обучающегося, что имеет немаловажное значение для поддержания тонуса работы на протяжении всего занятия.


План урока насыщенный по содержанию, это необходимо учитывать, поддерживая довольно высокий темп урока, продолжительность которого 40 минут.















2. План-конспект


«Учить чтению нотного текста – значит

прежде всего, всесторонне

развивать ученика как музыканта»

М. Э. Фейгин



Форма урока: открытый урок.

Рабочая программа: Дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано».

Учебный предмет: «Специальность и чтение с листа».

Дата:

Преподаватель:

Обучающийся:

Возраст: 7 лет.

Класс: первый.

Тема урока: «Развитие навыков чтения с листа на начальном этапе обучения в классе фортепиано».

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок практического применения умений и навыков.

Цель урока: формировать комплекс умений и навыков для чтения с листа.

Задачи урока:

-Образовательные:

-Закрепление знаний умений и навыков на пройденном учебном материале. Работа над гаммами, пьесами, этюдами.

-Закрепление знаний умений и навыков на новом учебном материале. Чтение с листа, разбор нового произведения.

-Обучать элементарному анализу и чтению графических рисунков нотного текста.





-Развивающие:

-Развивать основные умения чтения с листа - умение прочитать предложенный нотный текст ритмически и мелодически точно, без остановок и поправок, не глядя на клавиатуру.

-Расширять музыкальный кругозор ученицы посредством знакомства с новыми сочинениями.

-Воспитательные:

-Воспитание любознательности (желание знакомиться с новой музыкой).

-Воспитание исполнительской смелости, умения собираться.

-Воспитание культуры прочтения нотного текста.

Методы и приемы реализации поставленных задач:

-наглядный (зрительный). Применение дидактических материалов (пособий);

-словесный (диалог);

-объяснительный (показ правильных исполнительских приемов, объяснение последовательности действий в работе по чтению с листа);

-применение приемов контроля и самоконтроля;

-создание психологического комфорта.

Ожидаемые результаты:

-совершенствование игровых навыков;

-становление умения анализировать и читать несложный музыкальный текст с листа;

-закрепление знаний музыкальной терминологии, теоретических знаний и понятий, умение применять их в практической деятельности на уроке;

-интерес к занятиям.

Оснащение урока:

-фортепиано;

-нотные сборники;

-наглядные пособия.


Этапы и содержание урока:


1. Организационный этап: (2 минуты).

2. Основной этап (35 минут):

2.1. Организация игрового аппарата (2 минуты).

2.2. Повторение пройденного материала (5 минут).

2.3. Освоение гаммового комплекса (5 минут).

2.4. Знакомство с новым материалом (5 минут).

2.5. Чтение с листа (15минут).

2.6.Чтение с листа в ансамбле с преподавателем (3 минуты).

3. Заключительный этап (3 минуты).


Ход урока

1. Организационный этап (2 минуты):

-Приветствие присутствующих.

-Представление ученицы.

-Сообщение темы и цели урока.

-Эмоциональный настрой.


2. Основной этап (35 минут):


2.1. Организация игрового аппарата (2 минуты).

Цели и задачи: Подготовка мышечного и игрового аппарата к работе.

Реализация целей и задач:

Выполнение упражнений, направленных на устранение мышечных зажимов, свободу игрового аппарата и на получение положительного эмоционального настроя.

Пояснение: Выполняются упражнения: маятник, мельница, колобок.(по методике А.Д.Артоболевской):



2.2. Повторение пройденного материала. (5 минут).

Цели и задачи:

-Работа над развитием игрового аппарата и исполнительских навыков.

-Закрепление знаний музыкальной терминологии, теоретических знаний и понятий на основе исполняемого сочинения.

Реализация целей и задач:

-Исполнение пройденных пьес, этюдов.

нон легато:

-«Вальс собачек».

-Мотив из Второй венгерской рапсодии Ф.Листа. «Прыг-скок» (в ансамбле с преподавателем).

-Украинский народный танец «Казачок» (в ансамбле с преподавателем).

стаккато:

-А.Руббах «Воробей»

легато:

-С.Ляховицкая «Дразнилка»

-Украинская народная песня «Ой ты, дивчина»

сочетание штрихов

-Н.Любарский «Курочка»

-Е.Гнесина «Этюд» до мажор

-А.Гумберт «Этюд» до мажор

интервалы: терция, секунда:

-С.Ляховицкая «Где ты, Лека?»

интервал квинта

-И.Филипп «Колыбельная»

Пояснение: Сочинения исполняются учеником наизусть. Затем, в целях закрепления знаний музыкальной терминологии, теоретических знаний и понятий проводится аналитическая работа с нотным текстом исполненных сочинений в форме диалога «учитель-ученик». Ученик отвечает на вопросы заданные преподавателем. При этом, на примере нескольких сочинений выбранных преподавателем, охватывается весь спектр вопросов.

Вопросы :

-название произведения;

-автор произведения;

-характер, жанр произведения;

-темп произведения;

-размер;

-ключевые и встречные знаки;

-тональность произведения;

-структура произведения: ритмические и мелодические повторы, части, предложения, фразы, мотивы, разделы и т.п.;

-ритмические особенности;

-направление мелодической линии;

-интервалы;

-аппликатура;

-штрихи;

-динамика.

Для накопления визуального опыта на пройденных сочинениях играем в «угадайку». Просим ученика определить по виду названия нескольких ранее пройденных им сочинений, предварительно спрятав их названия. Определив название произведения, ученик должен сыграть его по нотам, не глядя на руки . По условиям игры руки ученика прикрываются, чтобы он мог играть «вслепую».



2.3. Освоение гаммового комплекса. (5 минут).

Цели и задачи:

-Формирование знаний и навыков гаммового комплекса (теоретических, аппликатурных)

-Воспитание аппликатурной дисциплины.

-Преодоление остановок во время игры.

-Воспитание навыка игры «вслепую».

Реализация целей и задач:

2.3.1. Игра диезных мажорных гамм по квинтовому кругу до 5 знаков. (Игра «Путешественники»).

2.3.2. Игра гамм с применением приема игры «вслепую».

Пояснение: В процессе игры «Путешественники» осваиваем знаки диезных мажорных гамм по квинтовому кругу.

Для игры надо подготовить пособие в виде схемы на которой изображены: дорожка, домики - станции с их названием (до, соль, ре, ля, ми, си, фа-диез, до-диез) и количеством диезов для каждой из них, а также можно отдельно нарисовать автобус или использовать игрушку. В процессе игры на станциях будем делать остановки, чтобы посадить новых «пассажиров». Каждый новый «пассажир — диез» садится на седьмое место (седьмую ступень гаммы). Начинаем путешествие от станции «до мажор» и перемещаемся от станции к станции по квинтовому кругу.

Перед началом игры повторяем порядок чередования гамм по квинтовому кругу вверх «До, соль, ре, ля, ми, си — ты автобус нас вези», а также последовательность появления ключевых знаков в гаммах «Фа, до, соль, ре, ля, ми, си — сели кошки все в такси».

Затем играем гамму до мажор, распределив ее между руками по 4 звука. На следующей станции (соль мажор) появляется первый пассажир фа-диез, которого сажаем на 7 место. Аналогично и в строгой очередности подсаживаем новых «пассажиров».

-Следующий этап работы - игра гамм с подтекстовкой скороговоркой «Ехал Грека через реку» «вслепую». В процессе игры гамм «вслепую» осваиваем аппликатуру, закрепляем тактильные ощущения клавиатуры:

-до мажор - правой рукой на одну октаву;

-соль мажор — правой рукой на две октавы;

-ре мажор - левой рукой вниз на две октавы;

-ми мажор — расходящуюся.



2.4. Знакомство с новым материалом (5 минут).

Цели и задачи:

-Знакомство с новым сочинением.

-Развитие навыков разбора нотного текста.

-Вызвать интерес к новой для обучающегося пьесе.

Реализация целей и задач:

Знакомство с пьесой Г.Галынина «Зайчик» (сб. Николаев «Школа игры на фортепиано» стр. 67).

Пояснение: Предварительное знакомство с сочинением: исполнение пьесы преподавателем, беседа о характере, образном строе.

Тщательный последовательный анализ текста пьесы, разбор первой части пьесы. При анализе сравниваем фактуру новой пьесы с пройденной ранее пьесой А.Руббаха «Воробей», что значительно облегчает разбор.



2.5. Чтение с листа. (15минут).

Цели и задачи:

1.Развитие навыка прочтения ритмических рисунков, выработка чувства внутренней пульсации.

2.Чтение двухстрочных ритмических рисунков (простукивание ритма одновременно двумя руками).

3.Развитие звуковысотного восприятия мелодии.

4.Закрепление расположения нот в скрипичном и басовом ключах на нотном стане и их месторасположение на клавиатуре.

5.Чтение интервалов по графическому изображению.

Реализация целей и задач:

2.5.1. Проведение дидактической игры «Паровозик».

Пояснение:

Используется дидактическое пособие «паровозик».

Надо подготовить карточки в виде паровозика и вагончиков — (тактов) с сочетанием различных ритмических рисунков. В этом случае ребенок сам будет расставлять вагончики в разной последовательности и стучать ритм.

Для чтения ритма в размерах 2/4, 3/4 надо подготовить карточки с нотами обозначающими различные длительности. Преподаватель задает размер, а обучающийся «заселяет» вагончики нотами, используя различные варианты длительностей.

2.5.2. Чтение двухстрочного ритмического рисунка украинской народной песни «Ой лопнул обруч» (сборник «Современная школа», стр. 61).

Пояснение: Ученик следит за текстом и простукивает ритм пьесы по крышке инструмента двумя руками, при этом называет ритмослогами длительности мелодии или считает в размере.

2.5.3. Проведение дидактической игры «Змейки».

Пояснение:

Используется дидактическое пособие: нотный стан, кружочки в виде нот. Преподаватель выкладывает на нотном стане мелодические цепочки из нот на двух нотных станах, ученик следит глазами за направлением мелодии и играет ее от любого заданного звука. Мелодические цепочки могут состоять из нот расположенных по порядку и из нот расположенных через одну. При чтении (игре) цепочек желательно добиваться, чтобы ученик все внимание направлял на нотную запись, а не смотрел на руки. Для воспитания важного тактильного навыка (навыка игры «вслепую») и активизации зрительного восприятия учеником нотной записи, можно руки ученика и клавиатуру при игре спрятать под листом бумаги.

2.5.4. Проведение дидактической игры «Веселые нотки».

Чтение четырех поговорок про расположение нот на нотном стане из учебного пособия «Первая встреча с музыкой» А.Д.Артоболевской:

  • в скрипичном ключе -ми, соль, си, ре, фа, ля, на линеечках сидят;

  • в скрипичном ключе -ре, фа, ля, до, ми, соль, те, в окошечки глядят;

  • в басовом ключе – там, где соль, си, ре, фа, ля, то басовая земля;

  • в басовом ключе –фа, ля, до, ми, соль, си, к ноте «до» скорей неси.

Пояснение: Используется дидактическое пособие: нотный стан, и разноцветные кружочки в виде нот (4 цвета). При чтении поговорок ребенок сначала выкладывает ноты в скрипичном и басовом ключах на линейках и между линейками нотного стана, а потом играет поговорки на инструменте.

2.5.5. Проведение дидактической игры «Узнай интервал».

Пояснение: По графическому изображению узнать, назвать и сыграть интервалы секунда, терция, квинта из детской песенки «Паровоз» (сб. О.Геталова «В музыку с радостью», стр. 27). (интервалы показываются преподавателем в любом порядке). Обращается внимание на аппликатуру каждого интервала.

Затем анализируется порядок появления интервалов в песенке и она играется учеником правой рукой с одновременным названием ритмического рисунка ритмослогами.



2.6.Чтение с листа в ансамбле (3 минуты).

Цели и задачи: Закрепление навыков полученных на уроке.

Реализация целей и задач:

Чтение с листа Укр. н.п. «Птичка» (сб. Николаев «Школа игры на фортепиано», стр. 21).

Пояснение: Перед началом игры выполняем последовательный полный анализ сочинения, настраиваем ученика на чтение текста без остановок с первого раза.

3. Заключительный этап урока (3 минуты)

3.1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

3.2. Домашнее задание.




4. Список литературы

1. Брянская Ф. «Навык чтения с листа, его структура и принципы развития».

2. Рябов И.М., Рябов С.И. «Чтение с листа в классе фортепиано».

3. Смирнова Т. «Интенсивный курс обучения игре на фортепиано».

4. Хоружная Р. Развитие навыков чтения нот с листа.

5. Цатурян К. О типологии чтения нового музыкального материала.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!