МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
" ПИЛИГСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА"
План-конспект
открытого урока по русскому языку во 2 б классе
Дата: 30.04.2019г
Тема урока: «Общее понятие о предлоге»
Разработал учитель начальных классов,
Омарова Анфиза Мирзабековна .
Директор МКОУ «Пилигская СОШ»
Рамазанов Сергей Маллакурбанович
2019г
План-конспект
открытого урока по русскому языку во 2 б классе
Автор-разработчик – Омарова Анфиза Мирзабековна,
учитель начальных классов МКОУ «ПилигскаяСОШ»
Дата: 30.04.2019г
Тема урока: «Общее понятие о предлоге»
Тип урока: урок открытия нового знания
Технология построения урока: проблемно-диалогическая.
Цель: обеспечить условия для формирования представлений о предлоге, как части речи и его роли в предложении.
Задачи:
1. Формирование предметных умений:
- познакомить учащихся с понятием «предлог», его ролью в речи;
- формировать навыки раздельного написания предлогов со словами;
-развивать память, мышление, орфографическую зоркость;
-развивать умения составлять предложения из слов;
- правильно списывать слова и предложения;
- проверять написанное, сравнивая с образцом.
2.Формирование метапредметных умений:
личностные умения:
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом (зачем?);
регулятивные умения:
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятель- ности на уроке;
познавательные умения:
- ориентироваться в учебнике, в тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
- находить ответы на вопросы в , используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;
коммуникативные умения:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре.
Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать предлог как часть речи; употреблять предлог только с именами существительными или местоимениями; устанавливать связь слов в предложении с помощью предлога; применять правила правописания.
Оборудование: ПК, проектор, 4 домика, карточки с названием частей речи, со словами, карточки – подсказки для детей с ОВЗ, дифференцированные карточки с заданиями, лесенка успеха и человечек для каждого ученика, презентация.
Ход урока:
Организационный момент.
Создание положительного настроя учащихся на урок.
Встали все из-за парт. Сегодня на уроке русского языка у нас гости. Прошу вас, не волнуйтесь. Попробуем оглянуться назад так, чтобы зафиксировать самую дальнюю точку, до которой можете дотянуться взглядом. Запомнили. Молодцы! А сейчас попробуем еще раз повернуться, посмотрим, получится ли у Вас повернуть свой взгляд ещё дальше. Поднимите руку у кого получилось? Так вот человек всегда может расширять свои возможности. У вас была одна точка, а сейчас вы добились большего. Я желаю вам ребята, чтобы вы сегодня добились гораздо большего. Расширили свои возможности, свои знания по теме. Присаживайтесь, пожалуйста.
II. Актуализация знаний учащихся.
Минутка чистописания букв Х,х.
- Запишем число в тетрадь.
- Прочитайте скороговорку. (Дети читают скороговорку, изменяя темп чтения)
Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
- Как вы думаете, какую букву сегодня мы будем писать? Почему?
- Напишите красиво строчку сочетания букв Х,х.
Словарная работа.
- Отгадайте загадку:
Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
На ветках плотные комочки-
В них дремлют клейкие листочки.
Кто знает, когда это бывает? (В апреле)
- Послушаем полезную информацию об этом месяце.
(Сообщение готовит ученик)
-Апрель- середина весны. Бурно тает снег. Бегут ручьи. На реках, озёрах лёд покрывается трещинами, ходить по нему становится опасно. В конце апреля реки вскрываются. Ночи ещё холодные; лужи покрываются корочкой льда, но всё же весна берёт своё. Набухают почки, появляются первая травка и первые цветы- подснежники; зацветает ива. Вылезает из берлоги медведь. Прилетают скворцы, жаворонки, улетают снегири и свиристели.
- Какие пословицы и поговорки о весне, апреле вы знаете?
Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.
Весна красна не одними цветочками, а и зелёными листочками.
Увидел грача, весну встречай.
Апрель с водой, а май с травой.
- Русские художники- пейзажисты часто изображали весенние мотивы, им нравилось писать на холстах первые лучики солнышка и талые мартовские воды, первую молодую апрельскую траву и голубое небо.
-Вы, наверное, догадались с каким новым словарным словом мы сегодня познакомимся?
апре́ль
- На какой слог падает ударение? Какую гласную мы должны запомнить? Запишите это слово в словарик. Запомните его написание.
Орфографическая минутка.
-Дети, нас пригласили в гости в удивительную страну. Куда? Догадайтесь сами. Это раздел науки о языке, изучающий части речи. (Морфология)
- В этой стране живут части речи. Какие вы знаете части речи?
(На доске 4 домика. Названия частей речи над домиками на доске.)
- В этих домиках живут слова.
(На доске слова: тр…ва, б…жал, сла…кий, кро…, ш…рокая, в...ёт.)
- Поселим слова в домики и запишем их в тетрадь.
(Для ученика с ОВЗ даю карточку №1- подсказку с этими словами без пропущенных орфограмм)
1 ряд – записывает имена существительные
2 ряд – записывает имена прилагательные
3 ряд – записывает глаголы
- Прочитайте первую группу слов. Докажите, что это имена существительные.
- Прочитайте вторую группу слов. Докажите, что это имена прилагательные.
- Прочитайте третью группу слов. Докажите, что это глаголы.
- Объясните написание орфограмм.
(Каждый раз, прежде чем ученик зачитывает свою группу слов, он карточки с этими словами ставит под соответствующий домик)
- Ребята, посмотрите, один домик остался не заселен.
-О чём это говорит? (Мы не все части речи изучили.)
- О чем будем говорить на уроке? (Будем говорить о новой части речи).
III. Работа над новым материалом.
Формулирование темы урока. Постановка цели и задач урока.
-Жили части речи очень дружно. Они любили играть в «Слова». Сейчас и мы поиграем.
- У кого на столе розовые полоски, выходите к доске. Назовите свои слова. Постройте из них предложение. (Лиса спряталась нору).
- Можно ли назвать эту группу слов предложением? Понятно ли о чем говорится? Что нужно сделать? (Нужно добавить слово в).
(На доске расположены карточки со словами: в, по, на, за, под …)
- Прочитаем предложение. Какое слово добавили? Получилась связь в предложении? А почему она получилась?
- Можем мы поселить это слово в домик к существительным, прилагательным, глаголам?
- Значит, это новая часть речи, поселим это слово в новый домик), запишем с красной строки в тетрадь через запятую.
- Отлично. У кого зелёные полоски на партах, выходите к доске. Прочитайте свои слова. Составьте предложение. (Собака бегает двору).
-Можно ли назвать эту группу слов предложением?
- Какое слово нужно добавить в предложение? (Нужно добавить слово по.)
-Прочитаем хором предложение. Есть ли связь в предложении?
- В какой домик поселим это слово? Запишите его в тетрадь.
- Кто знает, как называется новая часть речи? О чем будем говорить на уроке?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
-Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами? Да, но мы не говорили о них подробно.
- Значит, какова цель нашего урока? (Выяснить, что такое предлог и определить его место в речи.)
- Для осуществления цели, какие задачи будем решать?
Научиться находить предлоги в потоке речи;
узнать о роли предлогов в предложении;
учиться грамотно писать предлоги с другими частями речи.
- Правильно, сегодня мы поговорим о том, что такое предлог; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как они пишутся с другими частями речи. И будем делать, своего рода, открытия.
2. Работа по теме урока.
1). Посмотрите наэкран. Эта собака Бим охраняет домики, в которых живут части речи.
- Описывая местонахождение животного, вы употребили слова: за, на, около, перед, в … Это предлоги.
- А если мы употребляем их в речи, значит, предлог- это часть речи.
- Вот мы и сделали первое открытие.
Посмотрите, вот предлоги.
Так малы, но так важны!
Вы, ребята, постепенно
Все запомнить их должны!
- Как вы думаете, это все предлоги, которые есть в русском языке?
- Конечно, это не все предлоги. Их в русском языке огромное количество. По частоте употребления они на 4 месте среди других частей речи.
2).Коллективная работа с текстом.
– Внимание на экран. Перед вашими глазами четверостишие Б.Заходера.
Прочитайте предложения про себя. Всё ли вам понятно? (Нет.) Почему?
Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?
Чего не хватает в тексте?
Давайте вставим предлоги.
Дети работают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.
(Дети с ОВЗ используют карточку-подсказку №2, на которой указаны предлоги. Ученики выбирают нужный предлог.)
- Подчеркните предлоги.
Установилась ли теперьсвязь слов в предложениях?
Какую роль предлоги выполняют в русском языке?
Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи.
- Мы сделали второе открытие.
3). -Ребята, попробуйте задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?
Предлог – это служебная часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.
-Мы сделали третье открытие.
4). Работа с учебником (с.108, упр.184)
- Выпишите из предложений предлоги вместе с той частью речи, к которой они относятся.
(У доски работает ученик.)
- Кроме предлогов, какие части речи использованы в предложениях?
- Скакой частью речи употребляются предлоги?(С именем существительным.)
- Перед глаголами встретились предлоги? (Нет.)
- Обратите внимание на написание предлогов с частями речи. Что вы можете сказать?
(Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.)
- Мы сделали четвертое открытие.
IV. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
- Попробуйте объединить все открытия, совершенные сегодня на уроке, и сформулировать правило, что же такое ПРЕДЛОГ (Работа в парах)
-Давайте теперь повторим всё, что мы узнали про предлог (чтение алгоритма)
1) Предлог - служебная часть речи, к ним нельзя поставить вопрос.
2) Предлоги служат для связи слов в предложении.
3) Перед глаголами предлоги не употребляются. Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.
(Дети с ОВЗ получают карточку- подсказку №3):
1) Предлог – это служебная _____________________________. 2) Предлоги служат для связи ___________ в предложении. 3) Предлоги не употребляются перед_____________________. 4) Предлоги с другими частями речи пишутся ______________________. |
-Давайте прочитаем правило на с.109, 110.
Чтение правила.
V. Закрепление.
Упражнение в определении частей речи.
- Какая замечательная погода в стране Морфологии! Как ярко светит апрельское солнышко! Определите, к какой части речи относятся следующие слова.
Мяч, синий, лил, про, шёл, за, дом, до, ёж, мыть, тёплый, перед.
Самостоятельная работа с применением уровневой дифференциации.
-Я предлагаю задания на выбор.
Работа на листках зелёного цвета:
1 группа. (Слабоуспевающие учащиеся, работающие только на продуктивном уровне).
Первое задание – самое простое - списать скороговорку, подчеркнуть предлоги.
У Семёна с Саней в сетях сом с усами.
Работа на листках жёлтого цвета:
2 группа. (Учащиеся, работающие на репродуктивно-продуктивном уровне).
Вставь предлоги в предложения, используя опорные слова.
… лесную тропку … кустов выскочил рябчик. Мяч забросили … сетку ворот.
Опорные слова: за, на, из, в, под, у.
Работа на листках красного цвета:
3 группа. (Учащиеся, работающие на продуктивном и творческом уровнях).
Третье задание - самое сложное, но интересное.
Объединить пары слов с помощью предлогов и записать в тетрадь.
Выходить ... (дом); идти ... (лес); заботиться … (щенок); сидеть… (печка).
Кто выбрал 1-ое задание? Проверка.
Кто выбрал 2-ое задание? Проверка.
Кто выбрал 3-е задание? Проверка.
VI. Итог урока.
Обобщение знаний о предлоге.
- С какой частью речи познакомились сегодня в стране Морфологии? Понравилось вам в гостях у предлога?
- Что новое узнали о нём? Что такое предлог?
- Для чего он служат?
- Перед какими словами пишутся предлоги?
- Перед какими словами не пишутся?
Рефлексия.
- Вспомните, какие задачи ставили на уроке и что мы делали, чтобы их достичь?
Познакомились с …
Учились…
- Удалось ли нам решить поставленные задачи?
Самооценка работы на уроке.
- Какая работа вам понравилось на уроке?
- Что у вас хорошо получилось?
- Над чем надо поработать?
На столах у вас лесенка успеха и человечек.
- Оцените свои успехи на уроке по лесенке «Знаний»:
Человечек- это вы. На какую ступеньку вы встанете?
Зелёная ступенька- всё понял, доволен собой, хорошее настроение;
Желтая ступенька- только часть задания выполнена верно;
Красная ступенька- не получилось так как хотелось.
- Спасибо за урок!
Домашнее задание.
Упр. 186, с.109. Выучить правило.