План-конспект открытого урока по русской лит-ре в 7 «в» классе МКОУ «Калининаульская СОШ имени Героя России М.М.Гайирханова» учителя русского языка и литературы
Динаевой С.А.
Тема: «Пословицы, поговорки».
Дата: 14.01.2017 г.
Цели:
-Прививать интерес к урокам литературы.
-Учить детей глубокому уважению к истории и культуре страны.
-Воспитывать познавательный интерес к устному народному творчеству.
-Развивать внимание, образное мышление, творческое воображение, тренировать память;
Задачи:
-Обогатить речь учащихся пословицами и поговорками;
-Показать сходство и различие между пословицами и поговорками;
-Раскрыть мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок;
-Воспитывать бережное отношение к языку и мотивировать познавательный интерес к предмету.
Оборудование:
- выставка книг: В.Степанов Словарь-игра Русские пословицы и поговорки
от А до Я.
Ход урока:
1. Оргмомент:
Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли на урок? Обратите внимание на парты, на них лежат рисунки. Выберите мимический рисунок, передающий ваше настроение (дети поднимают рисунки)
- Как вы думаете какова тема нашего урока? (ответы детей)
- А теперь послушаем о появлении пословиц и поговорок и их собирателях (выступает подготовленный ученик).
-Проверка домашнего задания.
Сравнение пословиц и поговорок.
–Ребята, а как вы думаете, чем отличаются следующие высказывания
«Надо трудиться» и «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
«Пришел тот, о ком только что говорили» и «Легок на помине» (ответы детей)
-Чем отличаются пословицы от поговорок? Или это одно и то же?
Посмотрите на доску.
Ученье свет, а неученье – тьма Своя рука – владыка
Слово не воробей, Охота пуще неволи.
Вылетит – не поймаешь. За словом в карман не лезет.
Красна изба углами, а стол пирогами.
Знакомство со статьей учебника.
1.Чтение статьи.
2.Задание: привести свои примеры пословиц и поговорок и записать их вместе с определениями в тетрадь.
3.Работа со словарем В.И.Даля (Дети работают в парах)
Даль изучал и записывал в свой словарь не только слова, но и пословицы и поговорки в качестве примеров, в которых образный язык народа проявлялся особенно ярко. Найдите в словаре статьи: «труд», «работа»(1 пара), «любовь» (2 пара), «честь », «доблесть» пара(3 пара) и прочтите пословицы, которые автор приводит в качестве примера бытования слова.
IV.Работа с текстами пословиц.
-А теперь вернемся к учебнику. Прочитайте пословицы, приведенные в нем.
-Какие из них можно назвать устаревшими? Сохранилось ли для нас сейчас значение этих пословиц, имеют ли они эстетическую ценность по-прежнему?
Учитель: Ребята, не только у русского народа встречаются пословицы и поговорки, но и у других народов есть свои.
Прочитайте статью учебника «Мудрость народов». Найдите в ней пословицы разных народов. Можно ли найти пословицы, имеющие один и тот же смысл у разных народов? Приведите примеры. Как вы это объясняете?
Физкультминутка.
V. Творческие задания.
1. Послушайте рассказ и просигнальте, подняв руку, когда услышите
пословицу или поговорку.
и поговорки, в состав которых входит цифра семь, и объясните их:
Опознать поговорку по ее шуточному толкованию.
Какая пословица повествует о явлении, которое обязательно произойдёт, если ракообразное на возвышенности произведёт резкий звук? (Когда рак на горе свистнет).
В какой поговорке говорится о том, что неправильно помещать животное позади транспортного средства? (Не ставь телегу перед лошадью).
Какая пословица говорит о событии, которое происходит в конце недели после атмосферных явлений? (После дождичка в четверг).
В какой поговорке сказано о недопустимости опережения предков при работе с огнём? (Не лезь вперёд батьки).
VI.Рефлексия.
-Что нового узнали на уроке?
Наш урок подошел к концу. А сейчас выберите мимический рисунок (смайлик), передающий теперь ваше настроение.
Заключительное слово учителя. Меняются времена, а наставления наших прапрадедов с добром и с умом поправляют нас, подбадривают, утешают, наставляют.
VII. Домашнее задание.
Сочинение по пословице (на выбор)