СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока по русской литературе в 7 «в» классе на тему: «Пословицы, поговорки».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект открытого урока по русской лит-ре в  7 «в» классе

МКОУ «Калининаульская СОШ имени Героя России М.М.Гайирханова»

учителя русского языка и литературы

 Динаевой С.А.

Тема: «Пословицы, поговорки».

Дата: 14.01.2017 г.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока по русской литературе в 7 «в» классе на тему: «Пословицы, поговорки».»

План-конспект открытого урока по русской лит-ре в 7 «в» классе МКОУ «Калининаульская СОШ имени Героя России М.М.Гайирханова» учителя русского языка и литературы

Динаевой С.А.


Тема: «Пословицы, поговорки».

Дата: 14.01.2017 г.

Цели:

-Прививать интерес к урокам литературы.

-Учить детей глубокому уважению к истории и культуре страны.

-Воспитывать познавательный интерес к устному народному творчеству.

-Развивать внимание, образное мышление, творческое воображение, тренировать память; 

Задачи:

-Обогатить речь учащихся пословицами и поговорками;

-Показать сходство и различие между пословицами и поговорками;

-Раскрыть мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок;

-Воспитывать бережное отношение к языку и мотивировать познавательный интерес к предмету.

Оборудование:

- выставка книг: В.Степанов Словарь-игра Русские пословицы и поговорки

от А до Я.

Ход урока:

1. Оргмомент:

Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли на урок? Обратите внимание на парты, на них лежат рисунки. Выберите мимический рисунок, передающий ваше настроение (дети поднимают рисунки)

- Как вы думаете какова тема нашего урока? (ответы детей)

- А теперь послушаем о появлении пословиц и поговорок и их собирателях (выступает подготовленный ученик).

-Проверка домашнего задания.


  1. Сравнение пословиц и поговорок.

–Ребята, а как вы думаете, чем отличаются следующие высказывания

«Надо трудиться» и «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

«Пришел тот, о ком только что говорили» и «Легок на помине» (ответы детей)

-Чем отличаются пословицы от поговорок? Или это одно и то же?

Посмотрите на доску.

Ученье свет, а неученье – тьма Своя рука – владыка

Слово не воробей, Охота пуще неволи.

Вылетит – не поймаешь. За словом в карман не лезет.

Красна изба углами, а стол пирогами.

  1. Знакомство со статьей учебника.

1.Чтение статьи.

2.Задание: привести свои примеры пословиц и поговорок и записать их вместе с определениями в тетрадь.

3.Работа со словарем В.И.Даля (Дети работают в парах)

Даль изучал и записывал в свой словарь не только слова, но и пословицы и поговорки в качестве примеров, в которых образный язык народа проявлялся особенно ярко. Найдите в словаре статьи: «труд», «работа»(1 пара), «любовь» (2 пара), «честь », «доблесть» пара(3 пара) и прочтите пословицы, которые автор приводит в качестве примера бытования слова.

IV.Работа с текстами пословиц.

-А теперь вернемся к учебнику. Прочитайте пословицы, приведенные в нем.

-Какие из них можно назвать устаревшими? Сохранилось ли для нас сейчас значение этих пословиц, имеют ли они эстетическую ценность по-прежнему?

Учитель: Ребята, не только у русского народа встречаются пословицы и поговорки, но и у других народов есть свои.

Прочитайте статью учебника «Мудрость народов». Найдите в ней пословицы разных народов. Можно ли найти пословицы, имеющие один и тот же смысл у разных народов? Приведите примеры. Как вы это объясняете?

Физкультминутка.

V. Творческие задания.

1. Послушайте рассказ и просигнальте, подняв руку, когда услышите

пословицу или поговорку.

и поговорки, в состав которых входит цифра семь, и объясните их:

 Опознать поговорку по ее шуточному толкованию.

  1. Какая пословица повествует о явлении, которое обязательно произойдёт, если ракообразное на возвышенности произведёт резкий звук? (Когда рак на горе свистнет).

  2. В какой поговорке говорится о том, что неправильно помещать животное позади транспортного средства? (Не ставь телегу перед лошадью).

  3. Какая пословица говорит о событии, которое происходит в конце недели после атмосферных явлений? (После дождичка в четверг).

  4. В какой поговорке сказано о недопустимости опережения предков при работе с огнём? (Не лезь вперёд батьки).

VI.Рефлексия.

-Что нового узнали на уроке?

Наш урок подошел к концу. А сейчас выберите мимический рисунок (смайлик), передающий теперь ваше настроение. 


Заключительное слово учителя. Меняются времена, а наставления наших прапрадедов с добром и с умом поправляют нас, подбадривают, утешают, наставляют.


VII. Домашнее задание.

Сочинение по пословице (на выбор)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!