СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План- конспект открытого урока по литературе "Повесть о Петре и Февронии Муромских" (7 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Неотъемлемым свойством (качеством) современного урока литературы является диалогичность, под которой понимается создание подлинно диалогических отношений, то есть субъект-субъектных, равноправных, при которых участники диалога заинтересованы в общении друг с другом, видят в собеседнике интересного человека, носителя иного, ценного мнения, иной потенциально ценной культуры.

Просмотр содержимого документа
«План- конспект открытого урока по литературе "Повесть о Петре и Февронии Муромских" (7 класс)»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ МУРОМСКИХ»

1. ФИО Алибалаев Казиахмед Медетович

2. Место работы МКОУ ” Татильская СОШ ” Табасаранский район РД

3. Должность Учитель

4. Предмет Литература

5. Класс 7

6. Тема и номер урока в теме Повесть о Петре и Февронии Муромских Урок №12

7. Базовый учебник учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электронном носителе. В 2-х частях/ Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2012

Цель урока: познакомить с «Повестью о Петре и Февронии Муромских»; показать, как раскрываются в древнерусской литературе темы любви, верности слову и долгу, святости поступков и желаний

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся с главными героями произведений, с его композицией, художественными особенностями.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

* познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета; сравнивать и делать выводы;

* регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

* коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер, карточки для словарной работы; рабочая тетрадь на печатной основе.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

На доске записан эпиграф к уроку: «Древнерусская литература – тот чистый и живительный источник, к которому мы обращаемся в годины бед и испытаний,… ровно как и в эпохи подъёма. Её вера в добро и победу справедливости, её горячий патриотизм укрепляют и воодушевляют нас ». (Д.С. Лихачёв)

(Комментарии учащихся, запись темы урока и эпиграфа в тетрадь)

II. Проверка домашнего задания.

– По каким нравственным законам должен жить человек? (Из «Поучения…»)

Чтение и обсуждение «Поучений», составленных учащимися.

III. Изучение новой темы.

Слово учителя

В «Повести о Петре и Февронии Муромских» встречается много устаревших и незнакомых слов. К словам, записанным в левой колонке, подберите соответствующие им объяснения из правой колонки.

Словарная работа.

Устаревшие слова

Лексические значения

Искони́́ (высок.)

любящие своих детей.

Чадолюбивые (устар.)

издавна, с незапамятных времен.

Поведать (устар.

сообщить.

Пронырливый

1) в высшей степени счастливый; 2) глуповатый (юродивый).

Диви́́ться (прост.)

ловкий, проникающий всюду путем хитрости, ловкости, происков.

Наветы (устар.)

приходить в удивление.

Блаженный

клеветы, ложное обвинение.

Взаимопроверка

Аналитическая беседа по «Повести о Петре и Февронии Муромских».

– Какой закон нарушил Петр?

– Каково наказание? (Нарушил данное слово, и болезнь возобновилась. «Если же нам придется крест целовать, то, проверив сердце свое, (клятву давать) целуйте только на том, что можете выполнить, а целовав, соблюдайте свое слово, ибо, нарушив клятву, погубите душу». Из «Поучения…» с. 53, 3-й абз. снизу.)

– Что потребовали от Петра бояре? (с. 52. «Более же всего чтите гостя… простолюдин ли, или знатный, или посол… (Из «Поучения…») с. 53, 1-й абз. снизу. Не родом человек славен, а своими делами.)

– Что же случилось с боярами, когда Петр отрекся от престола (княжения)?

– Что можно сказать о характерах главных героев, об их чувствах, судьбе? (В названии «Повести о житии новых муромских святых чудотворцев…» Петр называется благонравным, и преподобным, и достойнейшим похвалы. Петр, узнав о Змии, сразу вызвался помочь брату Павлу. Женился он на Февронии ради мудрости ее». Он «дал ей твердое слово» и выполнил его. А потом любовь к ней заполнила всю его душу и, чтобы не потерять ее, отказался от княжения.

Феврония мудра, умна, бескорыстна. На предложение бояр взять богатства и оставить Петра ответила: «Ничего не прошу себе, только супруга моего, князя Петра». В названии повести Феврония наделяется теми же эпитетами, что и Петр: «благонравная», « преподобная», «достойнейшая похвалы». Петр и Феврония любили детей («чадолюбивые отец и мать»), «всех равно любили, только не любили гордости и грабежа. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напастей». Разве не заслужили они всеобщего поклонения? Бог наделил их святостью, а в народе они слыли «новыми муромскими чудотворцами». И покоятся эти чудотворцы в церкви Рождества Пресвятой Богородицы «внутри града» «на просвещение и во спасение граду тому».)

IV. Рефлексия.

– Какой теме посвящена «Повесть…» и какими чувствами пронизан каждый поступок главных героев?

(Тема: история любви, преданности и самоотверженности. Идея не только в том, чтобы показать жизнь праведника, истинного служителя Бога, сколько в утверждении любви – великого, всепобеждающего чувства. Жизнь Петра и Февронии чистая и светлая, без лести и хитрости, без лукавства и обмана; христианские заветы исполнялись ими; любя друг друга, любили всех равно; сказатель – автор хотел, чтобы герои повести послужили примером в жизни, «в отношении к людям, и тогда они удостоятся божеской милости, благости»).

Написать мини-сочинение, использовав в качестве аргумента эпиграф урока. Чтение 2-3 сочинений. Комментирование.

Домашнее задание: приготовиться к выразительному чтению «Повести…» по ролям.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!