Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 17им.Казиахмедова С.Г.
План-конспект открытого урока
по литературе
10Б кл.
Уч. русск. яз. и лит.: Ахмедова А.И.
23 ноября
2021-2022
Тип урока: урок – погружение в литературный материал
Цели урока:
Личностные
помочь осознать значение семьи в жизни человека и общества;
способствовать принятию ценностей семейной жизни;
формирование уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи.
Метапредметные
способствовать развитию умения анализировать изучаемый материал, работать с дополнительными источниками;
содействовать развитию умения сопоставлять, обобщать, устанавливать аналогии, находить различия;
развивать умение организовывать совместную деятельность с учителем, сверстниками, работать на основе согласования позиций и учёта интересов других;
учить формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные
развивать умение анализировать литературное произведение;
учить сопоставлять сцены и эпизоды, поведение героев, делать выводы;
способствовать развитию умения понимать авторскую позицию и высказывать своё отношение к ней.
Оборудование:
Ход урока
I. Мобилизующий этап.
1. Работа по вопросам:
Как называется роман, который мы изучаем?
На каком приёме построено заглавие?
Почему Л.Толстой именно так назвал своё произведение?
Как вы понимаете смысл заглавия?
Если первая часть заголовка понятна, то вторая … До сих пор литературоведы не перестали спорить о том, как следует понимать вторую половину заглавия, т. е. какой смысл вложен в слово «мир».
2. Работа над значением слова.
Две словарные статьи. Два слова. Омонимы.
МИР' – 1. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Жить в мире. Мир в семье. Сохранить мир на Земле.
2. Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. Заключить мир.
3. Спокойстви, тишина. Мир полей. Мир вашему дому.
МИР'' – 1. Земной шар, а также люди, население земного шара. Мир тесен.
2. Светская жизнь, в противоположность монастырской жизни, церкви.
3. Община с её членами. Всем миром. На миру и смерть красна. Жить в миру.
В сущности, это слово употреблено в двояком значении.
Во-первых, им обозначается обычная, невоенная жизнь людей, их судьбы в период между войнами, вдали от сражений, в мирных условиях быта.
Во- вторых, «мир» обозначает человечекую общность людей, основанных на близком сходстве или полном единении. «Жить в миру» - значит жить среди людей, вместе с людьми. Слово «мир» синонимично понятиям «масса людей», «народ», «общество».
«Миром, все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединённые братской любовью – будем молиться», - думает Наташа Ростова.
Как бы то ни было, в заглавии присутствует мысль о народном единении, братстве людей во имя противостояния войне как злу. О войне, о «мысли народной» в романе мы уже говорили, но есть ещё в романе и мирная жизнь. Ведь первоначально роман был задуман как произведение о дворянских семьях, затем центр внимания был перенесён на историю народа. Однако в романе широко развёрнуты картины жизни дворянства.
II. Формулирование учащимися темы урока, постановка целей.
Сформулируйте тему сегодняшнего нашего урока
Каковы цели нашего урока?
Какими способами мы будем достигать намеченных целей?
«Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
«Война и мир» - это раздумье Л. Толстого о тайнах счастья и согласия людей» (Слайд № 1)
Что нужно для счастья?
Тихая семейная жизнь…
с возможностью делать добро людям.
Л.Н. Толстой
В романе Л.Толстого дворянские семьи представлены широко. Это семьи… - Назовите их.
Болконских
Ростовых
Безуховых
Курагиных
Друбецких
Карагиных
Бергов и т. д.
Какие три семьи крупно изображены в романе? (Слайд №2)
К разным дворянским семьям Толстой относится по-разному. Все семьи разные. Попробуем выяснить уклад семейной жизни, семейные ценности, традиции каждой из этих трёх семей: Курагиных, Ростовых и Болконских.
III. Семейство Курагиных.
1. Беседа по вопросам:
Назовите членов этой семьи
Когда мы впервые встречаемся с главой этой семьи? Каким мы его видим?
Как он отзывается о своих сыновьях? (об Анатоле и Ипполите).
2. Сообщение ученика о семье Курагиных (Князь Василий, Анатоль, Ипполит, Элен)
3 . Чтение фрагмента текста «Мысли Пьера по поводу его женитьбы на
Элен» (том 1, часть 3, глава 1, стр. 258). .
4. Обобщение и выводы о нравственных ценностях этой семьи (слады презентации № 3- 8)
Отсутствие всяких моральных принципов и нравственных традицицй
Брак основан на расчёте и порочности
Отсутствие семейного благополучия
Дети не являются целью супружества, Элен цинично заявляет, что она «не дура, чтобы желать иметь детей»
Бездетность Элен как наказание
Этой семье и ей подобным чужды патриотические чувства, они равнодушны к судьбе народа, страны, зато проявляют изворотливость в корыстных исканиях почестей, наград, выгод.
IV. Семья Ростовых. Анализ фрагментов текста, позволяющих сделать выводы о нравственных ценностях семьи Ростовых.
1. Именины матери и дочери Ростовых (том 1, часть 1, главы 7,8, 15,16, 17)
Связь эпизода «Именины у Ростовых» с предыдущими.
Приём хозяевами гостей.
Приход молодёжи. Характер беседы.
Обстановка за обедом.
Развлечения и обычаи у Ростовых.
Сцены именин даны вперемешку с главами о смерти графа Безухова (главы 7-11 – сцены именин; главы 18-21 – смерть Безухова). Толстой, чередуя эти главы, передаёт тем самым ощущение сложности и многообразия жизни, в которой одновременно совершается веселье и горе, смерть и радость.
Эпизод следует за сценами вечера у Шерер.
Мир Ростовых – это мир простоты и естественности, чистоты и сердечности, вызывает восхищение патриотизм «ростовской породы».Радостный характер праздника, в противоположность светской чопорности вечера у Шерер.
Сравните хозяйку дома, графиню Наталью Ростову и Анну Павловну Шерер.
Как принимает гостей граф Илья Ростов?
«Очень, очень вам благодарен, за себя и за дорогих имениниц».
2. Возвращение Николая Ростова домой (том 2, часть 1, главы 1,2).
Анализ эпизода учеником.
3. Сцена «Проигрыш Николая Ростова» (том 2, часть 1, главы 14 – 16). Анализ эпизода учеником.
4. Обобщение и выводы о нравственных ценностях этой семьи (слады презентации№ 9- 16)
Итак, Ростовы – люди простые. Они не умеют ни беречь, ни приумножать богатства. Илья Андреевич, глава семейства, очень добр, нерасчётлив, плохо разбирается в хозяйстве и всей душой привязан к жене и детям. Оба его сына – участники Отечественной войны, ни один не стремится сделать карьеру. Николай Ростов презирает чистеньких адъютантиков вроде Бориса Друбецкого. Он воюет по-солдатски просто, скромно. Петя отказывается от университетского образования ради участия в освободительной войне. Он героически погибает в партизанском бою.
Патриотизм. В опасное для родины время они без всяких громких фраз готовы всем пожертвовать для неё.
Автор любит в Ростовых то, что он любит в народе: патриотизм, душевную искренность и непосредственность – и отказывает им в том, в чём он отказал народу: в организующей и направляющей силе мысли, идеи.
V. Семья Болконских.
Перенёсёмся из Москвы в Лысые Горы, имение генерал-аншефа Николая Андреевича Болконского, где ожидают отправляющегося на войну князя Андрея.
1. Жизнь Болконских в Лысых Горах. Сообщение ученика
(том 1, часть 1, главы 22- 25, стр. 109-110)
- Чтение эпизода «Наказ сыну» (глава № 25, стр.138)
2. Анализ эпизода «Известие о сыне» (том 2, часть 1, глава 7, стр.401)
3. Чтение эпизода «Князь Андрей и княжна Марья у кроватки болеющего Николушки» (том 2, часть 2, глава 8-9, стр. 465, 472-473)
4. Пьер у Болконских (том 2, часть 2, глава 14, стр. 494). Сообщение ученика.
Назовите наиболее запоминающиеся детали в жизни Болконского.
Что отличает Болконских от семейства Ростовых?
Болконских отличает от Ростовых глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи. Кроме того, характерной чертой «породы» Болконских является гордость.
Та же взаимная любовь членов семьи друг к другу, та же близость к народу в языке и во взаимоотношениях с простыми людьми.
5. Обобщение и выводы о нравственных ценностях этой семьи (слады презентации).
VI. Самостоятельный вывод учащихся. Составление синквейна (слайд № 22)
Ростовы и Болконские – два типа дворянских семей в романе. Семьи простые, патриархальные, где люди не тянутся к министерским портфелям и рвут друг у друга из рук портфели с завещанием, семьи, сохраняющие тёплую чистоту родственных отношений, вызывают глубокую симпатию у автора.
Каковы нравственные ценности этих семей?
Есть ли у этих семей продолжение?
VII. Рефлексия
Что нового в понимании семьи дали мне прочитанные и проанализированные сцены?
Какой тип семьи близок мне?
Чему научил меня роман Толстого?
Что нужно для счастья?
VIII. Домашнее задание: индивидуальные задания
1. Князь Андрей: портрет и поведение в салоне Шерер (том 1, часть 1, главы 3,5,6).
2. Князь Андрей в кругу своей семьи в Лысых Горах (том 1, часть 1, главы 22- 25).
3. Князь Андрей на войне 1805 года (мечта о подвиге, встреча с Тушиным, подвиг, разочарование в Наполеоне)
Том 1, часть 2, главы 20, 21; часть 3, главы 12, 16
(выразительно читать наизусть «Что это? Я падаю?...» до конца абзаца), 19.
4. Душевный кризис героя и возрождение в 1809 году
(том 2, часть 1, глава 9; часть 2, главы 11, 1; часть 3, главы 1-6, 16, 17, 18 )
5. Его настроение перед Бородинским боем.
6. Смерть князя Андрея (том 4, часть 1, главы 14-16)
Приложение к уроку
Две словарные статьи. Два слова. Омонимы
МИР' – 1. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Жить в мире. Мир в семье. Сохранить мир на Земле.
2. Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. Заключить мир.
3. Спокойстви, тишина. Мир полей. Мир вашему дому.
МИР'' – 1. Земной шар, а также люди, население земного шара. Мир тесен.
2. Светская жизнь, в противоположность монастырской жизни, церкви.
3. Община с её членами. Всем миром. На миру и смерть красна. Жить в миру.
Схема синквейна | Семья Ростовых | Семья Болконских | Семья Курагиных |
Существительное | | | |
Два прилагательных | | | |
Три глагола | | | |
Фраза (предложение) | | | |