План-конспект открытого урока по химии
с использованием
ИК технологий
9 класс
-конспект урока по теме:
«Химические свойства металлов.
Ряд активности».
Провела урок
учитель химии
высшей категории Салаватова З.А.
Дата ____________
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: мультимедийный
Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8,9 классов, подчеркнуть химическую функцию металлов как восстановителей.
Задачи урока:
развивать умения пользоваться опорными знаниями, закреплять умения и навыки выполнения химического эксперимента;
развивать логическое мышление, умение анализировать увиденное;
закреплять умения составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
сформировать понимание практического значения металлов в жизни человека;
Развивать познавательный интерес при выполнении теоретических и практических заданий.
Оборудование и реактивы: на столах учащихся: раствор соляной кислоты (НCl), CuSO4 (раствор), металлы: цинк,медь, железо ( железные гвозди на ниточках), пробирки, штатив для пробирок, емкость для слива.
На столе учителя: предметный столик, спички, спиртовка, вата, шп атель,асбестовая прокладка, порошок магния.
Ход урока:
I.Орг. момент (готовность учащихся к уроку) (1 мин.)
Сообщение темы урока слайд №2.
II.Проверка опорных знаний (10 мин.).
Вопросы классу:
По каким свойствам мы узнаём простые вещества металлы (слайд № 2).
Где находятся в ПСХЭ химические элементы металлы.
Является ли деление элементов на металлы и неметаллы условным?
Почему?
2. Программированный опрос
(учащимся предлагается тест из 5 вопросов (2 варианта)).
В тесте выделены ответы – верные и неверные. Приём пед. техники «Лови ошибку».
Учащиеся записывают номера ответов в тетрадях.
Приём пед. техники « Самопроверка». слайд№3
Объявление результатов: 5 правильных ответов – «5»
4 правильных ответа – «4»
3 правильных ответа – «3»
III. Основная часть. (27 мин.- 30 мин.)
Постановка цели урока. Актуальность изучения данной темы.
Учитель: Мир вокруг нас – это совокупность физических и химических превращений веществ. Как ведут себя металлы в этом мире, с какими веществами они взаимодействуют и каким должно быть их практическое применение.
Примечание: результат работы учащихся – конспект, включающий схему-опору по определённым свойствам металлов и уравнения реакций в качестве примера.
1. Металлы – восстановители.слайд № 4
Как же ведут себя простые вещества металлы при взаимодействии с неметаллами?
Демонстрационный опыт (учитель): горение Mg в кислороде.
Вопрос: Как вы можете объяснить этот опыт? Где подобный процесс мог применяться?
( В прошлом веке использовался фотографами для улучшения освещения)
Ученик у доски: Составляет уравнение реакции горения магния в кислороде,
определяет окислитель и восстановитель.
2.Металлы и неметаллы слайд № 5
Вопрос: Как называются продукты взаимодействия металлов с кислородом, галогенами, серой, азотом (учащиеся дают ответы, сверяют их с записью на слайдах).
слайд №6 ( видеоклип). Горение алюминия в броме.
Обсуждение: Приём пед. техники: «Представьте, что»… этот опыт проводится на вашем столе …» .
Ученик у доски: Составляет уравнения реакции взаимодействия алюминия с бромом Фиксирует признаков химической реакции, определяет окислитель и восстановитель.
3. Металлы и вода. слайд №7
Приём пед. техники : «Как вы думаете ?»… имеет ли смысл фраза, которую мы часто слышим в сказках: «К морю синему пошли и море синее зажгли?».
слайд №8 Опыт: «Активные металлы и вода».(видеоклип)
Ученик у доски: Составляет уравнения реакции взаимодействия натрия с водой. Фиксирует признаки химической реакции, определяет окислитель и восстановитель.
Составление уравнений взаимодействия с водой калия и лития (самостоятельно, в тетрадях. Проверяем устно.
Анализируем процессы: Zn + H2O → ; Fe + H2O ; Au + H2O →;
4. Металлы и кислоты.
В тетради записывают опору. слайд №9
Опыт выполняют учащиеся:
1 вариант - Zn + HCl | Инструктаж
2 вариант - Cu + HCl | по ТБ.
Учитель: контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.
Запись в тетрадях уравнений реакций, наблюдения
Zn + HCl → ZnCl2 + H2
Cu + HCl → не идёт
слайд №10(1,2) (видеоклип), слайд №11. (видеоклип)
Fe + HNO3 (разб.) → Fe(NO3)3 + H2O + NO
Fe + HNO3 (конц.) → не идёт
Hg + HNO3 (конц.) → Hg(NO3)2 + NO2 + H2O
5. Металлы и соли. слайд №12(видеоклип)
Учащиеся записывают: опору; уравнения реакций; наблюдения.
Металл + Соль → Нов.Металл + Нов. Соль
Опыт выполняют учащиеся: CuSO4 + Fe. Учитель контролирует правила ТБ при выполнении опытов, навыки и умения экспериментальной работы.
Уравнения: CuSO4 + Fe → FeSO4 + Cu
KCl + Na → (из учебника).
Анализируем увиденное
IV.Вывод по уроку: слайд №13 (5 мин.)
слайд №12Вопрос: исходя из химических свойств металлов можете ли вы сказать, какое практическое применение они находят.
Ответ: Металлы широко используются человеком в технике, медицине, различных отраслях промышленности, но при использовании надо учитывать их свойства: взаимодействие с кислородом, водой, различными солями.
Приём пед техники «Самооценка». Учащиеся оценивают свою работу на уроке по результатам теста и своим ответам. Учитель корректирует оценки и выставляет их в журнал.
V. Домашнее задание: слайд №14 § 36, Упр. № 2. (для всех). Наиболее активным учащимся предлагается работа по составлению кроссворда на тему: « Металлы и сплавы .Способы получения металлов.»