СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока по истории Тема «Отечественная война 1812 года». 9 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока по истории Тема «Отечественная война 1812 года». 9 класс»



Кайтагский район Республика Дагестан

МКОУ «Баршамайская СОШ им. Качмасова»






План-конспект открытого урока

по истории



Тема «Отечественная война 1812 года».

9 класс



Подготовила:

Учительница истории Керимова Райсат Магомедовна














2022 г

План – конспект урока по истории России.

Класс: 9

Тема «Отечественная война 1812 года».

Тип урока: урок изучения нового материла.

Базовый учебник: История России , 9 класс, под редакцией академика РАН А.В.Торкунова.

Цель: познакомить учащихся с одним из ярчайших подвигов российского народа, который останется в памяти на века.

Задачи урока:

образовательные:

рассказать о ходе Отечественной войны 1812г., героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключается ее народный характер;

развивающие:

развивать навыки работы с документами, с картой, умение определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, продолжить работу по формированию у учащихся художественных, выразительных свойств языка.

воспитательные:

воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа.

Оборудование: проектор, презентация, историческая карта



Ход урока

I. Орг. момент

II. Проверка и актуализация знаний

Учащиеся повторяют ранее изученное, отвечают на вопросы домашнего задания

III. Постановка цели и задач урока

Учитель: Мы продолжим изучение отечественной истории начала 19 в. И начать я хочу с известного стихотворения М.Ю. Лермонтова.

- Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

-Какому событию посвятил поэт эти строки?

(ответы учеников)

На сегодняшнем уроке речь пойдет о войне 1812 г. с Наполеоном. Он вторгся в Россию с огромной боеспособной непобежденной в Европе армией и был разбит. Русскому народу удалось сделать то, что не смогли европейцы.

-Как вы считаете какие вопросы мы должны рассмотреть?

(ответы учеников)



Вспомните материал курса новой истории, знания, полученные на предыдущем уроке и определите причины похода Наполеона в Россию

-нарушение Россией условий Тильзитского мира

-стремление Франции к мировому господству .

Какая –главная?

(главная - конфликт между Россией и Францией из-за конт. блокады Англии-условия блокады стали чаще нарушаться русскими купцами с молчаливого соглашения властей. Франция стремилась заставить Россию их соблюдать. Франция стремиться к мировому господству)

Достигнуть этого можно было только имея сильную армию. Давайте посмотрим каковы особенности французской и русской армии.



2. Характер войны, соотношение сил.

Дома вы самостоятельно ознакомились с пунктом №1 параграфа 4. Беседа с классом.

- Какого было соотношение сил?

Франция

Россия

600 тыс. человек

220 тыс. человек

- Каковы были недостатки и достоинства комплектования и состава французской и русской армий?



Франция

Россия

Армия наполеона лишь на половину состояла из французов. Вторую половину составляли войны покоренных народов, т.е. армия «двунадесятых языков». Скомплектованная по принудительному принципу – жажде славы и денег, она теряла свою боеспособность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т.е. все мужчины призывного возраста служили в армии, это позволяло быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми.

Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т.е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно, большинство мужчин страны не были обучены военному делу.

- Каков был характер войны для России и Франции?

Франция

Россия

Захватническая, грабительская война

Отечественная война- защита свободы и независимости своей Родины



3. Вторжение армии Наполеона в Россию.

Запись на доске и в тетради:

12 июня 1812 года - армия Наполеона вторглась на территорию России.

Наполеон рассчитывал разбить армии поодиночке, захватить Москву и добиться от Александра I подписания мирного договора. Наполеон говорил: «Если я возьму Киев- возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург, то я возьму Россию за голову; если я возьму Москву, то я поражу ее в самое сердце.»

- Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона?

(Армиям необходимо было соединиться, для этого пришлось отступать)

Первоначальным местом соединения русской армии был назначен город Витебск, но объединиться в нем не удалось. (Учитель показывает по карте)

Соединение 1-ой и 2-ой армии произошло 22 июля в городе Смоленске. (Учитель показывает по карте). Таким образом, план Наполеона был сорван.



Работа с картой: учитель показывает расположение войск в начальный период войны, учащиеся соотносят с картой в учебнике на с.42



Вопрос: -Почему русские армии отступали? (Нужно было объединиться, не дать разбить армии по одиночке)



Учитель дополняет: Надо сказать, что всего в течении войны, Наполеон ввел на территорию России от 500 до 590 тысяч солдат, из них 100 тысяч кавалеристов и почти полторы тысячи орудий.

Но на территории России имелась не меньшая по численности, и не отстающая по техническому обеспечению армия. В боевых действиях приняли участие около 400 тысяч пехотинцев, более 100 тысяч кавалерии, 1600 орудия, а казачьи войска насчитывали до 110 тысяч человек. Так же на территории страны развернулось партизанское движение

Но в начальный период войны русские армии отступали в глубь страны, нужно было сохранить войска, чтобы объединиться и, собрав силы дать генеральное сражение неприятелю. Отходили с тяжелыми боями. Первоначально армии Барклая и Багратиона должны были встретиться у Витебска, но произошло это в первой половине июля в Смоленске. Здесь произошло 4 августа произошло крупное сражение, продолжавшееся 12 часов. Русские не отступали ни на шаг, дрались как львы. Тогда Наполеон приказал поджечь город. Смоленск пришлось сдать, но французы потеряли здесь 20 тысяч солдат. К тому же противнику достались лишь обугленные руины вместо продуктов и фуража.



4. Назначение М. И Кутузова главнокомандующим русской армии.

Неудачи первых недель войны, отступление русских армий породили при дворе и в обществе разговоры о необходимости назначить главнокомандующим русской армией М. И. Кутузова. До этого общее руководство войсками осуществлял Барклай де Толли.

5. Бородинское сражение.

Вступив в командование русской армией в августе, Кутузов объявил, что действия М. Барклая де Толли были вполне верными, и отступил еще дальше к Москве. Лишь в 110 км от древней столицы, неподалеку от села Бородино, он решил дать генеральное сражение Наполеону.

Наполеон привел на Бородинское поле 130-135 тыс. человек при 587 орудиях, у русских было примерно 150 тыс. человек при 640 орудиях.

- Сделайте вывод о соотношение сил накануне Бородинской битвы.

( Силы приблизительно равны)

Запись на доске и в тетради:

26 августа 1812 года - Бородинское сражение.

Начало Бородинскому сражению положила французская артиллерия, открывшая огонь по всему фронту около 6 часов утра. В то же время колонны французов стали занимать места для атаки. Французы стремились прорваться через центр русских войск, обойти левый фланг и освободить путь на Москву. Самые ожесточенные бои развернулись на Багратионовых флешах, батарее Раевского и при обороне Шевардинского редута.





Словарная работа

Флеши - земляное укрепление для установки орудий. 

Реду́т (фр. redoute, убежище) — земляное укрепление, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны



В Бородинском сражении русские солдаты и офицеры проявили чудеса храбрости, небывалый героизм и выдержку, отражая ожесточенный натиск французов.

Никогда ещё мир не знал такой кровопролитной битвы. На Бородинском поле Кутузов потерял убитыми и ранеными 44тыс. человек, французы по одним данным до 35 тысяч ,по другим 60.

Наполеон так оценил сражение: «Самое страшное из всех моих сражений – это то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми».



Хотя в Бородинской битве ни кто не проиграл и ни кто не победил, потери были колоссальными с обеих сторон, но она имела большое значение для русских войск:

В этой битве были разбиты лучшие силы противника;

Благодаря этому сражению был подготовлен переход инициативы в руки русской армии;

Пошатнулась уверенность французского войска в своей непобедимости, усилилось недовольство длительность похода;

Несмотря на продолжавшиеся отступление русской армии, Бородинское сражение можно рассматривать как ее политическую и нравственную победу.

6. Совет в Филях.

Запись на доске и в тетради:

1 сентября 1812 года - совет в Филях.

На совете решался вопрос – оставлять Москву или дать еще одно сражение. Кутузов сказал: « Пока цела армия есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва – вся Россия будет потеряна…».

- Вспомните, какой план преследовал Наполеон перед началом войны?

2 сентября армия Кутузова прошла ч/з Москву, отступая на Рязанскую дорогу , в тот же день Наполеон вошёл в город. Выступив из Москвы, Кутузов совершил важный стратегический маневр, получивший название Тарутинского. Командующий оставив на Рязанском направлении только часть войск, с главными силами перешёл на калужскую дорогу и встал лагерем у с. Тарутино. Расположение у Тарутино позволило Кутузову перекрыть дорогу на юг, в плодородные губернии и к городам Туле и Калуге, где хранилось много военных запасов.

В первый же вечер пребывания французов в Москве вспыхнули пожары. Они продолжались несколько дней. Выгорело три четверти города. Грабежи и мародёрство французских солдат приводили к моральному разложению армии, к снижению дисциплины. Попытки изъять продовольствие в соседних деревнях не увенчались успехом: крестьяне прятали или уничтожали продукты, а французские фуражиры часто становились жертвой партизан.



7. Партизанское движение и ополчение.

- Кто такие партизаны?

(Партизан - член народного вооруженного отряда, самостоятельно действующий в тылу врага)

Краткие сообщения учащихся о видных партизанах времен Отечественной войны 1812 года.

Д. Давыдов;

А.С.Фигнер;

А.Н. Сеславин.

Большим подспорьем для русских войск было народное ополчение.

- Что такое ополчение?

( Ополчение - военное формирование, созданное в помощь действующей армии на добровольных началах)

И партизанское движение, и ополчение свидетельствовало о народном характере войны, когда не только армия, но и весь народ от мала до велика, поднялся на защиту своего отечества.



8. Отступление и гибель «Великой армии».

Тяжело пришлось французским солдатам в сожженной Москве, без продовольствия. Наполеон трижды предлагал Александру 1 переговоры о мире. Но его письма оставались без ответа.

6 октября 1812г. войска Наполеона покидают Москву. Причина-город как осаждённая крепость становится ловушкой. Наполеон пытается прорваться в южные губернии.12 октября состоялось кровопролитное сражение под Малоярославцем. Город 8 раз переходил из рук в руки. Но Кутузов , отойдя чуть южнее, занял новую позицию, снова заслонив дорогу на Калугу.

Утром 26 октября Наполеон отдал приказ об отступлении на Можайск и далее на Смоленск.



- Что ждало Наполеона на смоленской дороге?

(Это путь, по которому армия наполеона пришла в Москву, дорога была разорена, селения сожжены, жители разбежались, а наступала русская суровая зима)

Таким образом, началось отступление французской армии, инициатива перешла полностью в руки русских войск.

Начинается отступление французских войск, превращающееся в бегство. Инициатива полностью переходит к русской армии. Она преследует Наполеона параллельным курсом, всё время угрожая вырваться вперёд и отрезать пути отступления.

14-16 ноября на переправе ч/з р. Березину Наполеон потерял 30 тыс. воинов. Но сохранил генералитет, старую гвардию. 25 ноября Александр 1 издаёт манифест об окончании войны. Отечественная война закончилась полным разгромом неприятеля.

9. Итоги войны

Работа с текстом учебника с.45-46 п.3. Учащиеся выясняют:

1) Почему войну 1812г. называют народной?

2) Чем закончилось противостояние 2 армий?

Отвечаем на главный вопрос урока:

-Что обусловило победу России в Отечественной войне 1812г.?

(Ответы)

- патриотизм, мужество, моральный дух русской армии выше;

-талантливые полководцы, гений Кутузова;

-со стороны России война носила освободительный характер – Отечественная война, широко развернулась партизанская война, сплочение всего русского общества.

Учитель: На Руси издавна повелось в честь побед русских воинов возводить храмы и соборы. Это были своего рода памятники воинской славы. Сразу же после сокрушительной победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года царь Александр I решил возвести в Москве храм в честь павших воинов русской армии. Так к 1883г. был построен Храм Христа Спасителя (архитектор – К.А.Тон).

10. Закрепление

Вопросы:

-Каковы причины начала войны?

- Почему русские армии отступали на начальном этапе войны?

- Почему произошла смена главнокомандующего русской армией?

- Почему Кутузов решился дать генеральное сражение под Бородино?

- Чем закончилось Бородинское сражение?

- Почему было решено оставить Москву?

- В чем был смысл Тарутинского маневра?

- Каковы причины гибели наполеоновской армии?

11. Рефлексия (подведение итогов урока).

Учащиеся высказывают свое мнение о причинах победы России и поражении Наполеона.

Учитель оценивает деятельность учащихся по итогам урока

12. Дом. задание: п.4 прочитать, ответить на вопросы к параграфу. Подготовить рассказ об одном из участников Отечественной войны 1812г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!