Министерство образования и просвещения Республика Дагестан
МКОУ «Кищинская СОШ им. Г. Сулейманова»
Открытый урок по
истории России на тему:
«Батыево нашествие на Русь»
(6 класс)
Выполнил: Касумова Джавгарат Магомедовнв
Учитель истории и обществознании
Тема урока: «Батыево нашествие на Русь»
Класс: 6
Дата:16.04.2017 г.
Цель: познакомиться с периодом вторжения Баты на Русь
Задачи: выявлять причины, по которым Русь оказалась под властью монгольских завоевателей, объяснять географические особенности русских земель, выявить, какие территории были подвержены вторжению Батыя.
Планируемые результаты:
предметные: иметь представление о состоянии монгольского войска, применять понятийный аппарат, доказывать, что история России является частью мировой истории, развивать умение работать с историческими картами и историческими источниками;
метапредметные: планирование своей деятельности, развитие навыков сотрудничества; личностные: развивать интерес к истории России, оценивать историческое событие, развивать навыки анализа.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Оборудование: учебник «История России 6 класс» под редакцией академика РАН А.В. Торкунова (часть 2), карта
Основные даты: 1237 г.- первый удар по Рязанскому княжеству, 1238 г.- взятие Владимира, 1240 г.- взятие Киева.
Основные понятия: стан, фураж
Основные личности: Хан Батый, Евпатий Коловрат, Юрий Всеволодович.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Мотивационно-целевой этап:
Ученикам предлагается посмотреть отрывок из видеоролика «История Государства Российского» ( серия 71. Нашествие Татаро - Монголов )
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Тема сегодняшнего урока «Нашествие Батыя на Русь»
- Ответ на какой вопрос вам хотелось бы узнать, исходя из темы урока?
3. Актуализация знаний
Вспомнить, о каком событии идет речь, используя отрывок из документа на слайде мультимедийной презентации («Повести о битве на реке Калке»):
«… Сам же великий князь Мстислав Киевский, видя это зло, не двинулся с места. Стал он на горе над рекою Калкою. Было тут место каменистое. И здесь он устроил город из кольев. И бился с татарами из города 3 дня. А другие татары погнались за русскими князьями и били их до Днепра. А у города остались два воеводы Чегирхан и Тешухан на князя Мстислава и на зятя его Андрея и Александра Дубравского — было там два князя со Мстиславом. И солгали окаянные, предали их, связали и отдали татарам. Татары взяли город и людей посекли, а князей задавили: положили их под доски, а сами на доски сели обедать. И так окончили князья жизнь свою. А из других князей, бегущих к Днепру, 6 было убито, а из простых воинов только десятый дошел. И Александр Попович тут был убит, а с ним 70 храбров… Это зло сотворилось от татар месяца июня в 16 день, в лето 1223»1 .
План урока:
Вторжение в Рязанскую землю
Разгром Владимирского княжества
Поход на Новгород
Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу
Проблемный вопрос: Как и почему Русь попала под власть монгольских ханов?
Введение в новый материал.
В 1235 году совет монгольских ханов решил начать поход на запад. К осени 1237 хан Батый привел свою армию к границам Руси. Могущественная армия неприятеля пройдет по Руси, оставляя за собой сожжённые и разоренные города. Готовы ли были русские земли к вторжению Батыя? Как проходили захваты городов? Именно с этим нам предстоит разобраться сегодня на уроке.
Работа по теме урока.
Вторжение в Рязанскую землю.
По ходу рассказа учителя ученики самостоятельно заполняют таблицу:
В декабре 1237 года войска Батыя нанести удар по Рязанскому княжеству. Жители Рязани мужественно защищали город. В обороне участвовали все: мужчины и женщины, старики и дети. Первые приступы рязанцы отбили, но их ряды стремительно редели, а к монголам подходили всё новые и новые отряды. Непрерывно днём и ночью отряды татар, сменяя друг друга, штурмовали город. Граждане, ободряемые великим князем, в продолжение пяти дней отражали нападения; наконец силы рязанцев истощились. На шестой день, 21 декабря 1237 г., татары стенобитными машинами проломили стену и ворвались в город. Рязань была разграблена и сожжена дотла, жители перебиты или уведены в плен. При штурме погибли князь Юрий Игоревич, его жена, родственники и многие боярские семьи. Покинув разоренную столицу княжества, Батый со своей ордой ушёл на север покорять другие русские земли.Существует предание, что уцелевшие жители Рязани во главе с боярином Евпатием Коловратом догнали армию Батыя, нанесли урон, но все до единого погибли.
Далее класс делиться на 3 группы по темам: Разгром Владимирского княжества, Поход на Новгород и Нашествие на Юго- Западную Русь и Центральную Европу.
Разгром Владимирского княжества
Группе учеников предлагается без использования учебника познакомиться с заранее подготовленным учителем историческим материалом, поработать с картой «Нашествие хана Батыя на Русь» из атласа, составить описание похода Батыя, составить таблицу – выйти к доске и изобразить ее. Кроме того, используя карту атласа, ученикам предлагается составить альтернативный маршрут армии Батыя.
3.Поход на Новгород.
Группе учеников предлагается без использования учебника познакомиться с заранее подготовленным учителем историческим материалом, поработать с картой «Нашествие хана Батыя на Русь» из атласа, составить описание похода Батыя, составить таблицу – выйти к доске и изобразить ее. Кроме того, используя карту атласа, ученикам предлагается составить альтернативный маршрут армии Батыя.
4.Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу
Группе учеников предлагается без использования учебника познакомиться с заранее подготовленным учителем историческим материалом, поработать с картой «Нашествие хана Батыя на Русь» из атласа, составить описание похода Батыя, составить таблицу – выйти к доске и изобразить ее. Кроме того, используя карту атласа, ученикам предлагается составить альтернативный маршрут армии Батыя.
Подведение итогов урока:
Игра верно - неверно
Батый пришел на Русь в 1245 году? (неверно)
Первым разгромленным княжеством на Руси была Рязань? (верно)
После Рязани Батый отправился во Владимир? (верно)
Батый за 2 месяца захватил Новгород? (неверно)
Бой Юрия Всеволодовича и Батыя состоялся на реке Сити (верно)
7. Рефлексия:
Ученикам заранее раздаются кружки трех цветов – красный, желтый, зеленый (зеленый – я все усвоил, желтый – некоторые вопросы мне непонятны, красный –я ничего не понял). Ученики по группам поднимают карточки, которые соответствуют их настроению.
8.Домашнее задание
Параграф 16.
1