СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План- конспект открытого урока "Культура,ее многообразие и основные формы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответсвие со структурой ФГОС. Представлены раздаточные материалы

Просмотр содержимого документа
«План- конспект открытого урока "Культура,ее многообразие и основные формы"»

Тема: «Культура, ее многообразие и основные формы», 8 класс

Формы урока: индивидуальная, групповая.

Основные понятия: культура, народная, массовая, элитарная культура, материальная и духовная культура

Тип урока: усвоения новых знаий

  1. Организационный этап

Доброе утро. Сегодня урок обществознания проведу я, Фатыхова Разина Мударисовна, учитель истории и обществознания Гимназии 1.

Я рада вас приветствовать. Желаю продуктивной совместной деятельности.


Знаете, я еще классный руководитель учеников 8 класса. Моим ученикам очень понравился концерт камерного оркестра Игоря Лермана. Мы с ними послушали государственный камерный хор Республики Татарстан «Дружба народов». 17 ноября посмотрели фильм «Петр 1».

Слайды 1-4


- Что нам в этом помогает? ( пушкинская карта)

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности и учащихся

- Внимание на экран.

Какое обобщающее понятие мы подберем? Слайд 5

(культура) Слайд 6


- Как связаны пушкинская карта и культура?

- О чем мы с вами будем говорить? (О КУЛЬТУРЕ) Слайд- 7


- Сформулируйте пожалуйста тему нашего урока?

- Культура она какая?

КУЛЬТУРА, ЕЕ МНОГООБРАЗИЕ Слайд- 8

Когда говорим о многообразии что мы выделяем (виды, формы. Типы)

И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ Слайд- 9


- Что мы будем делать на уроке?

- Дадим определение понятию культура.

- Выделим основные виды

- охарактеризуем основные формы.

В конце урока у нас получится небольшой проект.


  1. Первичное усвоение новых знаний

- Сейчас я предлагаю посмотреть видеоролик. Внимательно смотрим, по содержанию видеоролика будем выполнять задания.

Видеоролик Слайд- 10


  1. Актуализация знаний . Вопросы по видеоролику:

- В каких областях, кроме обществознания, это понятие используется?

(Сельскохозяйственная культура, физическая культура, политическая культура, ананьинская археологическая культура)

- Про какие виды культуры нам рассказали? (материальную и духовную)

- Сколько определений понятия культура выделяют ученые? (около 200)


Перед вами определения понятия культуры. Внимательно прочитайте , выделите определение в широком смысле. Слайд- 11

Время 30 секунд Слайд- 12

  • Культура - все созданное человеком - это сотворенная человеком «вторая природа».

  • Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.

  • Культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, направленные на преобразование окружающего мира, включая преобразование человеком самого себя.

  • Культура – это общий уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития людей.

Какое определение в широком смысле?

Слайд- 13

В этом определении понятия культура выделить ключевое, родовое понятие- подчеркиваем

и два важных признака- подчеркиваем.

Время 30 секунд. Слайд- 14

Проверяем. Прочитайте. Слайд- 15, Слайд- 16

Молодцы, оцените себя.


Прочитайте, пожалуйста. первое определение.

Как назвали культуру в первом определении? Слайд- 17

Культура - Вторая природа?

Что это значит? Подумайте ,сформулируйте мысль.


Следующее задание: задание на соответствие. Слайд- 18


Выполнить задание на соответствие, необходимо соотнести приведенный пример с материальной или с духовной культурой

Материальная культура

1.

Здание Елабужского института КФУ

Духовная культура

2.

Стихи Габдуллы Тукая


3.

Памятник Ивану Ивановичу Шишкину


4.

Идея неевклидовой геометрии


5.

Заповеди Божии

Время . включаю 30 секунд Слайд- 19

Для того чтобы проверить сделаем физминутку.

Если я называю предмет духовной культуры вы встаете.

Если предмет материальной культуры – присаживаетесь

Законы Божии- встаем

Здание Елабужского института КФУ

Идея неевклидовой геометрии

Памятник И.И. Шишкину

Стихи Г.Тукая.


А если я скажу книга сборник стихов Г. Тукая. Почему?

То есть очень часто грань между материальной и духовной культурой условная.

Слайд- 20 Проверяем. Оцените свои работы


Ответ: Материальная культура- 13

Духовная культура- 245

  1. Первичное усвоение.

Следующее задание мы будем выполнять в группах, ученики из первых парт поворачиваются к своим товарищам . А с третьей парты перемещаются на край второй парты.


Перед каждой группой я положила печатные издания. Какие?:


Федор Достоевский

Татарские народные сказки

Журнал Ялкын


Чем они отличаются?


Оказывается есть еще формы культуры: народная, массовая и элитарная культуры Слайд- 21

От каких слов они образованы?

Элита- что означает?

Масса-

Народ- ?

Перед вами афиши. Слайд- 22,23,24, 25

-К какой форме культуры относится музыка, исполняемая камерным оркестром Игоря Лермана?

- Музыка государственного камерного хора Дружба народов?

- Фильм “Петр 1”?


Каждая группа готовит информационный буклет по своему направлению. На эту работу Вам дается 5 минут времени.

Перед вами тексты. Вы внимательно прочитайте свой отрывок и постараться распределить информацию по плану:

Слайд- 26

  • Определение

  • Признаки

  • Примеры

  • Составители

Таймер Слайд- 27

Показываю пример

Первичное закрепление

Защита проектов.

  1. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению

  2. Рефлексия. Сегодня 22 ноября

Откройте 22 страницу

Культура

Виды культуры Формы культуры

Массовая культура – явление в истории человечества достаточно молодое. Сложилось оно в 20 веке. Впервые этот термин был введен в 1944 году. Впервые этот термин был введен испанским философом-идеалистом, представителем философии жизни, культурологом Хосе Ортега – и – Гассетом.

С ростом уровня жизни и развитием технического прогресса, человек захотел заполнить свой досуг. Тут же включились механизмы рынка: раз есть спрос, будет и предложение. И рынок отреагировал появлением массовой культуры, или как ее иначе называют индустрии развлечений, поп-культуры.

Итак, массовая культура — культура, приспособленная к вкусам и уровню развития широких масс людей, носящая функцию развлечения.

Предпосылками развития массовой культуры стало распространение СМИ: радио, телевидения, интернета.

Первоначально всеобщее распространение получила так называемая бульварная литература – дешевые развлекательные издания и комиксы. Затем быстро развился кинематограф, который заполонил весь мир.

В западной социологии массовая культура рассматривается как коммерческая, создается с целью получения прибыли, предполагает продажу широкому кругу потребителей.

Массовая культура оказывает большое влияние на человека, в том числе и психическое. Существует термин «внушение и заражение». Через СМИ навязываются человеку кумиры, образы мыслей и образ жизни.


Массовой культуре противопоставляется элитарная культура.

Элитарная происходит от слова "элита", что означает лучшее, избранное. Элитарная или высокая культура является сложной и трудной для восприятия неподготовленным человеком. Это высокое искусство. Его девиз "Искусство для искусства". Главная цель тех, кто создает эту культуру, самовыражение. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг разбирающихся в искусстве людей.

Коммерческая выгода не является главной целью для создателей элитарной культуры. Элитарная культура способствует появлению уникальных произведений искусства.

К элитарной культуре относятся фильмы Феллини, Тарковского, Куросавы, картины П. Пикассо, С.Дали, Малевича, М.Шагала, музыка Шнитке, Дюваля, романы Пруста и Джойса, балетное и оперное искусство.

Круг почитателей элитарной культуры – высокообразованные люди – критики, литературоведы, музыканты. Уровень образованности населения страны растет тогда, когда почитателей элитарной культуры становиться больше.


В отличии от двух уже представленных форм культур народная культура создается самим народом, часто неизвестными авторами. Это народные песни, былины, легенды, сказки, мифы, сказания, эпосы. Народная культура –хранилище традиций и быта народа. Она включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает ее жизнь, ценности и воззрения. Ее произведения передают из уст в уста. Даже если ее достоянием становится авторское произведение, то авторство вскоре забывается. Вспомните, например, песню "Катюша".

Когда мы говорим о народной культуре, то в первую очередь имеем в виду фольклор – это устное народное творчество. 


Внимательно изучите, выделите определения в узком смысле и в широком смысле.

Смысл

Определения


Культура - все созданное человеком - это сотворенная человеком «вторая природа».


Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.


Культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, направленные на преобразование окружающего мира, включая преобразование человеком самого себя.


Культура – это общий уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития людей.

Критерии

- Правильно выделен смысл определения.

- Правильно отмечено ключевое понятие.

- Правильно выделены важные признаки

Оценка





Внимательно изучите, выделите определения в узком смысле и в широком смысле.

Смысл

Определения


Культура - все созданное человеком - это сотворенная человеком «вторая природа».


Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.


Культура – это все виды преобразовательной деятельности человека и общества, направленные на преобразование окружающего мира, включая преобразование человеком самого себя.


Культура – это общий уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития людей.

Критерии

- Правильно выделен смысл определения.

- Правильно отмечено ключевое понятие.

- Правильно выделены важные признаки

Оценка







Выполнить задание на соответствие, необходимо соотнести приведенный пример с материальной или с духовной культурой

Материальная культура

1.

Здание Елабужского института КФУ

Духовная культура

2.

Стихи Габдуллы Тукая


3.

Памятник Ивану Ивановичу Шишкину


4.

Идея неевклидовой геометрии


5.

Заповеди Божии

Ответ:

Материальная культура


Духовная культура


Критерии

«5»- без ошибок,

«4»- одна ошибка,

«3» - две ошибки

Оценка







Выполнить задание на соответствие, необходимо соотнести приведенный пример с материальной или с духовной культурой

Материальная культура

1.

Здание Елабужского института КФУ

Духовная культура

2.

Стихи Габдуллы Тукая


3.

Памятник Ивану Ивановичу Шишкину


4.

Идея неевклидовой геометрии


5.

Заповеди Божии

Ответ:

Материальная культура


Духовная культура


Критерии

«5»- без ошибок,

«4»- одна ошибка,

«3» - две ошибки

Оценка











Определения


Культура, которая создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами.


Культура, которая создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки


Культура, характеризующая современное культурное производство и потребление, без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры.



Определения


Культура, которая создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами.


Культура, которая создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки


Культура, характеризующая современное культурное производство и потребление, без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры.





Определения


Культура, которая создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами.


Культура, которая создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки


Культура, характеризующая современное культурное производство и потребление, без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры.







Создаётся анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки, но при этом обладает большой художественной ценностью.


Не теряет актуальность со временем и является культурным наследием.


Эту форму культуру называют любительской.


В её создании участвуют все желающие, т.е. она является общедоступной.


Трудна для понимания неподготовленного человека.


Быстро теряет актуальность и выходит из моды.

Создаётся профессиональными творцами.



Трудна для понимания неподготовленного человека.



Опережает уровень восприятия среднеобразованного человека.



У неё ограниченный круг её почитателей.



Обладает меньшей художественной ценностью.


Фольклор является неотъемлемой частью.










Обладает меньшей художественной ценностью.


У неё самая широкая аудитория.


Легко доступна для восприятия.


Быстро теряет актуальность и выходит из моды.


Трудна для понимания неподготовленного человека.



Фольклор является неотъемлемой частью.























































































































Ъ














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!