СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока изобразительного искусства "Цвет. Основа цветоведения".

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока познакомить учащихся с основными свойствами цвета.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока изобразительного искусства "Цвет. Основа цветоведения".»



План – конспект открытого урока изобразительного искусства

в 6Д классе 04.10.14 г. на тему




« Цвет. Основы цветоведения»










Выполнила

учитель изобразительного искусства

МБОУ СОШ № 36г.о. Самара

Демина Ирина Александровна










Самара 2014

Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе

Урок № 5

Тема: Цвет. Основы цветоведения.

Цель:

Познакомить учащихся с основными свойствами цвета; развивать умение видеть , понимать и использовать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве.

Тип урока

Комбинированный

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, исследовательский, практический, беседа.

Образовательные ресурсы

· http://ru.wikipedia.org/wiki

· http://www.artsait.ru

Оборудование

Для учителя: проектор, интерактивная доска, презентация «Основы цветоведения», схемы: образования спектра, элементы для цветового круга, цветотональная шкала, классическая музыка, гуашь, кисти, бумага, палитра

Для обучающихся :лист А4 , гуашь , кисти, палитра, непроливайка, тряпочка, пр. карандаш, ластик. учебник Неменская Л.А. Искусство в жизни человека. 6 класс. - Москва: Просвещение, 2008

Основные понятия и термины

Спектр, цветовой круг, цветовой контраст, насыщенность цвета и его светлота, основные и составные цвета

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся классифицировать по заданным основаниям (спектр, цветовой круг), изучать свойства цвета; создавать рисунок в одном цвете разными оттенками.

Метапредметные: научатся определять цель, проблему в учебной деятельности (знать свойства цвета, планировать деятельность в учебной ситуации), излагать свое мнение в диалоге, обмениваться мнениями, принимать самостоятельные решения.

Личностные: осознают свои интересы (изучение свойств цвета)


Уровни сложности заданий


Базовый

Создание абстрактной картины своего настроения.

Профильный: фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой, используя вариативные возможно­сти цвета (работа красками).

Примерные темы: «Царство Снежной королевы», «Изум­рудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна Золо­того солнца»

Конкурсный

Дополнить изображение сказочных царств сказочными персонажами



Этапы урока

Характеристика учебных действий

Формирование УУД


действия учителя

действия учеников

I.Орг. момент

Задача:

Создание эмоционально – положительного настроя

( 2 мин.)

Приветствие. Включение учащихся в режим работы

Учитель предлагает прослушать отрывок стихотворения Владимира Абрамова известного художника и подумайте, что будет являться предметом разговора на уроке


Скажи, скажи, художник,

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Скажи, какого цвета вечер?

Скажи, какого цвета

Зима, весна и лето?

Ромашку сделай белой,

Гвоздику сделай красной,

Лилию- оранжевой,

Желтым одуванчик.

Учитель предлагает учащимся вспомнить ответить на вопрос:

-Ребята , что вы знаете о цвете из уроков начальной школы ?

Учитель демонстрирует презентацию картин художников и слайды по цветоведению.

Ответы детей





Ответы учащихся (Предполагаемый ответ - о цвете).











-познакомились с понятиями теплые и холодные цвета, узнали об особенностях теплого и холодного цвета, познакомились с разнообразием теплых и холодных цветов.

Познакомились с картинами Клод Моне, И. Остроухова, Куинджи, Сезанна

Регулятивные учебныедействия

Целеполагание как постановка учебных задач

II.Проверка домашнегозадания

Задача: Проверить знания и умения по пройденной теме

( 3 мин.)

Для того чтобы расширить представление детей о возможностях цвета, было предложено выполнить домашнее задание: подобрать стихотворение или загадку о любом цвете. Учитель проверяет выполнение домашнего задания, предложив зачитать подготовленные стихотворения или загадки.

Дети внимательно слушают одноклассников и отгадывают загадки, поясняя свой ответ

Регулятивные учебныедействия

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения

III.

Создание проблемной ситуации.

Актуализация знаний.

(4 мин.)

Учитель записывает тему урока, рассказывает детям, демонстрируя рассказ просмотром презентации.

Мы живем в мире, где царит цвет: цветные люди, цветные пейзажи, цветные животные, цветные дома, цветные машины. Представьте … что, однажды, вы просыпаетесь… и всё вокруг… черно-белое…

Или все зеленое, или все голубое, или все красное?! 

Что вы чувствуете?

1. Описывают увиденное .

2. – Нет, нам не нравится, потому что на одних примерах всё было бы в голубых, зелёных и синих, черно-белых тонах и выглядело грустным и невесёлым, а на другом – всё было бы жгучим оранжевым, жёлтым и красным и не хватало прохлады.

3. – мир перестанет быть таким интересным…

Познавательные действия

Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.


IVФормулирование проблемы.

( 1 мин)

– Вы уже поняли, что цвет влияет на наши чувства. Какой у вас возникает по поводу этого вопрос?


"Как цвет влияет на наше настроение ?

Что нового мы можем узнать о классификации цвета


Личностные: 

Осознание своих интересов

Регулятивные действия Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

( 5 мин)

1. Учитель предлагает открыть учебник Неменская Л.А. Искусство в жизни человека. 6 класс. - Москва: Просвещение, 2008 на стр. 38

-Ребята, видим ли мы в темноте цвета?

Только когда в глаза попадают лучи солнечного или электрического света – световые волны, у нас возникает ощущение цвета.

Что такое цвет? Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, лучи солнечного или электрического света, которые озаряют все на своем пути. Когда они попадают в глаз - у нас возникает ощущение цвета.  Известный физик 17 века Ньютон впервые сформулировал мысль о сложном составе белого солнечного света. Если на пути солнечного луча поставить стеклянную трехгранную призму, то вместо белого светового луча появится цветная полоса из различных цветов, называемая спектром. Цвета в спектре располагаются в определенном порядке. Каждый цвет постепенно, без резких границ переходит в другой цвет. Те же цвета можно увидеть в радуге.

  • Скажите, сколько цветов вы знаете?

  • Чтобы проще было ориентироваться в них, люди придумали классификацию цвета, а науку изучающую цвет называется - "Цветоведением".

  • Давайте разберемся в основных понятиях цвета:

"Хрома, хромас" - в переводе с греческого означает "цвет".

Ахроматические цвета, к ним относятся все цвета от белого до черного. 

Хроматические цвета - это все остальные цвета.

Своеобразными прародителями всех цветов являются 3 цвета: красный, желтый и синий. Они не могут быть составлены из других цветов их назвали - основными цветами. А вот остальные цвета можно получить смешиванием этих цветов, поэтому их назвали - составными. Попарно смешивая двух основных цветов дает нам составной цвет.

  • Скажите, а вам ни чего не напоминает эта группа получившихся цветов?

  • Знаете ли вы поговорку, с помощью которой запоминают состав и порядок цветов? Однако, голубой цвет, который присутствует в радуге не является ни основным, ни составным, так как получается при смешивании не основных цветов, а основного "синего" и ахроматического "белого".

  • Если эту полосу замкнуть в виде кольца, получится цветовой круг. Видите ли вы закономерность цветов в цветовом круге. (В круге цветов «составные» чередуются с основными) стр. 39-41 учебника

  • Продолжим анализ таблицы со станицы учебника . Цвета цветового круга условно делят на теплые и холодные. К теплым цветам относится желто-красная часть спектра, а к холодным - си­не-голубая. А вот зеленый цвет особый, если в нем больше желтого его относят к теплым цветам, если синего – к холодным.

  • Контрастные цвета – противоположные, они взаимно подчеркивают и усиливают друг друга.

  • Сближенные цвета – те цвета, которые в спектре находятся рядом, а также их смеси и оттенки. Назовите примеры сближенных цветов.

  • Цвета делятся по признаку насыщенности и светлоте. Если в оттенки цвета прибавлять разное количество белого или черного цвета, будут получаться новые и новые оттенки.

Цветовая гармония.

В теории цвета цветовой круг содержит в себе все цвета, видимые человеком, от фиолетового до красного. Цветовой круг показывает, как цвета связаны между собой, и позволяет определять по определённым правилам гармоничное сочетание этих цветов.

Черный, белый и серый не обозначены на цветовом круге, так как, строго говоря, они не являются цветами

В цветовых схемах приведены гармоничные сочетания цветов.

  • Скажите пожалуйста, оказывает ли цвет влияние на наше самочувствие? 

  • Ученые, психологи, врачи доказали, что цвет может изменить настроение человека. Синий, голубой, зеленый цвета успокаивают, потому что напоминают о цвете неба, моря, растений. Оранжевый, красный, - пробуждают энергию, желание действовать. Существует метод лечения депрессии цветом, называется "Цветотерапия"

Дети рассматривают учебник, отвечают на вопросы


-Нет


















Отвечают на вопросы

















- Это цвета радуги.


-"Каждый охотник желает знать где сидит фазан". 





































- Да





Регулятивные действия Работать по предложенному плану, использовать учебник.

Познавательные действия: классификация по заданным основаниям, умение делать выводы

Коммуникативные действия: обмен мнениями, самостоятельное принятие решения
















































































































Регулятивные: знают свойства цвета, планируют деятельность в учебной ситуации



Регулятивные учебные действия

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Личностные результаты

1.Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.




Личностные учебные действия. Воспитание уважительного отношения к творчеству –как своему, так и других людей.

Самооценка.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Коммуникативные

учебные действия

Умение задавать вопрос и выражать мысли


2. Учитель предлагает ответить на вопросы на стр 42 по содержанию урока.

  • Назовите основные цвета. Как получить составной цвет?











  • В чем разница между хроматическими и ахроматическими цветами?







  • .Назовите пример контрастных цветов.




Посмотрите на схемы на доске




– Какой квадратик на схеме 1 вам кажется ближе: окрашенный холодным или тёплым цветом?



– Рассмотрите рис. а, б, в на схеме 2 и определите, на каком фоне лучше всего виден цветок?

Физкультминутка


Ответы детей

-Основные цвета: красный, желтый и синий. Составные цвета можно получить смешиванием этих цветов попарно


- Ахроматические цвета, к ним относятся все цвета от белого до черного. 

Хроматические цвета - это все остальные цвета.

- желтый- фиолетовый, зелёный-красный,

- Дети отвечают на вопрос

Дети рассматривают схемы, отвечают возможные варианты ответов):

– Квадратики, окрашенные тёплыми цветами, кажутся ближе.

– Лучше всего цветок виден на синем фоне.





VI. Выражение решения проблемы.

( 1 мин)

Учитель обращает внимание на проблемные вопросы урока:

  • новые знания о классификации цвета ;

  • влияние цвета на настроение человека .

Учитель предлагает детям просмотреть рисунки детей и дать им название





-"радость",

"возбуждение", "злость", "страх"

VII. Применение знаний (продуктивные задания).

(20 мин)

Учитель делит класс по группам и предлагает выполнить задания разного уровня

Базовый

Создание абстрактной картины своего настроения.

Профильный: фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой, используя вариативные возможно­сти цвета (работа красками).

Примерные темы: «Царство Снежной королевы», «Изум­рудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна Золо­того солнца» и др.

Конкурсный : дополнить изображение сказочных царств сказочными персонажами



Выполняют по группам задания различного уровня

под классическую музыку

VIII. Итог урока. Рефлексия.

( 2 мин)

Выставка работ учащихся

Учитель просит показать всем ребятам наиболее удачные работы.

Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность. Можно использовать цветные кружочки (красный – я молодец, зелёный – мне нужно ещё поработать, синий – сегодня не мой день и т.д.)







Выполняют.

IX. Домашнее задание.

( 2 мин.)

1. Создать картину своего настроения в любой из периодов времени года: зима, весна, лето, осень.

2. Принести гуашевые краски, альбом, кисточки, клеёнку, тряпочку, палитру

Записывают.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!