СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок: "Уроки французского" - уроки доброты". Подведение итогов изучения рассказа В.Г. Распутина "Уроки французского".

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока»

План-конспект

открытого урока литературы в 6 классе

«Уроки французского – уроки доброты»

(по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»)

Цели урока: 

 образовательные:

1) познакомить с биографической основой рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».

2) проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои

В. Распутина.

развивающие:

1) продолжить формирование умения анализировать текст художественного произведения.

2) развивать умение сжато излагать повествовательный текст

3) развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, их творческие способности.

4) продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся

воспитательные:

1)подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.

2)продолжить воспитывать у учащихся данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.

Оборудование: интерактивная доска, компьютеры, фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс» (В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин – М., «Просвещение», 2010) – отрывок из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского», электронная презентация, портрет писателя, «Дерево знаний», выставка рисунков «Моё представление о рассказе».



Формы и методы:

  1. Фронтальный опрос

  2. Индивидуальный опрос

  3. Индивидуальные задания

  4. Составление кластера

  5. Работа со словарем

  6. Эвристическая беседа



Планируемые предметные результаты:

  • способствовать правильному представлению учащихся о добре и зле;

  • раскрыть христианское понимание основных категорий «добра» и «зла»;

  • повышать общую культуру личности;

  • совершенствовать навык выразительного комментированного чтения;

  • закрепить знания о басне, иносказании, олицетворении.

Планируемые метапредметные результаты.

  • Познавательные ууд:

    • самостоятельно формулировать познавательную цель;

    • строить сообщения;

    • осуществлять смысловое чтение;

    • искать и выделять необходимую информацию.

  • Регулятивные ууд:

    • адекватно использовать речь;

    • сличать способ действия и его результат с эталоном;

    • выделять и формулировать;

    • концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений.

  • Коммуникативные ууд:

    • ставить вопросы, обращаться за помощью;

    • предлагать помощь и сотрудничество;

    • договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;

    • строить монологическое высказывание;

    • вести диалог;

    • осуществлять взаимный контроль.

Планируемые личностные результаты:

  • развивать чувство толерантности;

  • прививать добрые человеческие качества: сочувствие, милосердие;

  • развивать готовность к нравственному самосовершенствованию;

  • понимать значение веры в жизни человека;

  • прививать осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • нести ответственность за свои поступки;
    содействовать духовно-нравственному самовоспитанию, как необходимости противостояния злу.


Эпиграф:(портрет на доске)

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

- Откройте тетради по литературе и запишите число, тему урока и эпиграф.

2. Слово о писателе.

Урок начинается с краткого сообщения о писателе с использованием презентации. (выступает ученик)

Валентин Григорьевич появился на свет в небольшой сибирской деревушке Усть-Уда в простой крестьянской семье. Спустя два года после рождения сына Распутины перебрались в село Аталанка на берегу реки Ангары, где и прошло детство и юность будущего писателя.

После возвращения отца с фронта в дом Распутиных постучалась беда. У отца Валентина украли сумку с крупной суммой казенных денег. Без следствия его приговорили к тюремному сроку и отправили в лагерь на Колыму. Это было самое тяжелое время, когда мать своими силами поднимала троих сыновей. Семья едва сводила концы с концами, и дети часто голодали.

С раннего возраста Валя пристрастился к чтению, и читал буквально все, что попадалось ему под руку. Мальчик рос очень умным и сообразительным. После окончания начальной школы в родной Аталанке он захотел продолжить учебу. Мальчик стал единственным выходцем из села, который учился в школе в райцентре. В краткой биографии Распутина это было непростое, но самое важное время, которое в дальнейшем он описал в своем рассказе «Уроки французского».

Валентин закончил школу с отличным аттестатом, и без труда поступил на филологический факультет Иркутского университета. Он много времени посвящал учебе, и вместе с тем не упускал ни малейшей возможности заработать, чтобы хоть как-то помочь своей семье. В ту пору Распутин стал писать, и его первыми работами стали заметки для молодежной газеты.

После окончания университета Распутин переехал в Красноярск, где устроился журналистом в одно из местных газетных изданий. Он быстро зарекомендовал себя отличным специалистом, однако сам Валентин Григорьевич чувствовал, что журналистика – это не его призвание. Вскоре он написал свой первый рассказ «Я забыл спросить у Лешки», который получил немало похвальных откликов. Окрыленный успехом, Распутин продолжил писать. Бездумному, суетному существованию он противопоставляет мудрое, бережное отношение к миру, к природе. Ключевые главные слова в его творчестве – совесть и память. Об этом все его произведения.

Писатель скончался 14 марта 2015 года, не дожив всего нескольких часов до своего 78-го дня рождения.

3. Слово учителя.

Беседа по вопросам:

Учитель: Давайте вспомним, что мы знаем о писателе, о его творчестве.

Учитель: Какое время изображает в рассказе писатель? (Послевоенное время)

Учитель: Что вы знаете об этом времени? (Да, действительно, тяжелое время. Три года, как закончилась война, наступил долгожданный мир, но жизнь осталась тяжелой. Голод, разруха, скудный быт, искалеченные судьбы, дети-сироты, безногие инвалиды)

Учитель: На это тяжелое время пришлись детские годы Распутина, однако люди не ожесточились, излучая тепло своих сердец.

4. Работа с текстом.

А теперь с помощью «Дерева знаний» вспомним действующих лиц рассказа. На доске на «Дереве знаний» прикреплены листочки с цитатами-опорами из текста (учащиеся у доски отмечают, о ком идет речь).

« при ней я крепился…»           - мать       

« она входила, здоровалась…»  - Лидия Михайловна

« суетливый…»                        - Тишкин

« правда и играл…»                 - Вадик

« я 20 лет работаю…»              - Василий Андреевич

« шофер…»                             - дядя Ваня  

« крикливая…»                        - тётя Надя

« следовал как тень…»             - Птаха

5.Работа с текстом.

Прочитаем по ролям (выразительно) разговор Лидии Михайловны и героя рассказа после уроков.

-Обратите внимание на их портреты.

-Почему, по-вашему, эти описания автор поставил рядом?

-Чего добивается писатель?

-Как называется этот прием? (Антитеза)

6. Образ учительницы

Беседа по вопросам, выразительное чтение.

Теперь речь пойдет о «необыкновенном человеке» – учительнице французского.

-Какой вы видите учительницу французского? (Описание портрета Лидии Михайловны. Какие черты являются определяющими?)

- Как относится Лидия Михайловна к мальчику? ( К мальчику Лидия Михайловна относилась с пониманием и сочувствием, она ценила его целеустремлённость. В связи с этим учительница начала дополнительно заниматься с героем, рассчитывая дома подкормить его)

- Почему рассказ назван «Уроки французского»? (Лидия Михайловна выступает в рассказе не столько учителем французского, сколько старшим другом, она сумела дать самый важный жизненный урок своему ученику – урок взаимопонимания, уважения человеческого достоинства, помощи, не унижающей того, кому она адресована) 

7.Уроки доброты в рассказе.

-Запишите в тетрадь, кто преподал уроки главному герою в рассказе:

Мать: 
- Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это.
Тетя Надя:
- Будь самостоятельным. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих.
Ученики: Вадик и Птаха, Тишкин:
- Не горячись, уступи тем, кому всё равно ничего не докажешь.
Урок четвёртый:
- Будь принципиальным. Не льсти.
Лидия Михайловна:

- Будь добрым и отзывчивым, люби людей.

8. Слово учителя:

- Здесь уместно привести слова из воспоминаний самого Распутина: "Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".

- Благодаря ее помощи мальчик чувствовал, что он не один, она смогла не только помочь ему в трудном материальном положении, но и пожалела, не унизив его гордость. Ее увольняют. Но это далеко не все. Распутин посвящает ей и другим учителям рассказ, вспоминает с теплотой и признательностью. Добро, сделанное тобой, возвращается.

-Чему научились вы на этих уроках? (Участию, пониманию окружающих людей, чуткости, самоотдаче и целеустремленности, нравственности)

-Что такое нравственность? Уточним значение этих слов с помощью толкового словаря.

Запись в тетрадь: нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

-Доброта – вот что привлекает в героях рассказа. Герой открывает для себя доброту и участие, понимание окружающих людей.

-Творчество Валентина Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют нравственные ценности, неповторимые характеры, что помогает юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека, нужно ее беречь.

- Приходилось ли вам встречать в жизни людей, которые также самоотверженно и бескорыстно делали добро? (Ответы детей). Совершаете ли вы сами добрые поступки? Например?



9.Презентация и доклад ученика

В годы Великой Отечественной войны особую роль занимало такое человеческое качество, как доброта. Среди жестокости, свирепости и зверства, царствующих на войне, доброта является единственным проявлением человеческих, а не животных качеств. Добрые поступки резко выделялись на фоне военных злодеяний, поэтому оно всегда запоминалось солдатам и мирным жителям. Доброта на войне помогает человеку выжить, помогает поверить в победу, помогает остаться Человеком, даже если это сделать очень трудно.

10. Вывод:

- Я  надеюсь,  что доброта и сострадание всегда будут в вашей жизни и вы всегда придете  на помощь друг другу в любую минуту и тому, кому ваша помощь понадобится, вашему ближнему.

11.Ученик читает стихотворение Анатолия Чапурова:

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звёздной красоте,

Земля добра. Она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

12. Домашнее задание:

Написать сочинение-эссе «Встречались ли вам люди, похожие на Лидию Михайловну».








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!