План-конспект
открытого урока литературы в 6 классе
«Уроки французского – уроки доброты»
(по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского»)
Цели урока:
образовательные:
1) познакомить с биографической основой рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».
2) проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несёт; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои
В. Распутина.
развивающие:
1) продолжить формирование умения анализировать текст художественного произведения.
2) развивать умение сжато излагать повествовательный текст
3) развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся, их творческие способности.
4) продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся
воспитательные:
1)подвести учащихся к более глубокому пониманию понятий доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, самоотверженность.
2)продолжить воспитывать у учащихся данные качества характера и этические нормы поведения и взаимоотношений.
Оборудование: интерактивная доска, компьютеры, фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс» (В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин – М., «Просвещение», 2010) – отрывок из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского», электронная презентация, портрет писателя, «Дерево знаний», выставка рисунков «Моё представление о рассказе».
Формы и методы:
Фронтальный опрос
Индивидуальный опрос
Индивидуальные задания
Составление кластера
Работа со словарем
Эвристическая беседа
Планируемые предметные результаты:
способствовать правильному представлению учащихся о добре и зле;
раскрыть христианское понимание основных категорий «добра» и «зла»;
повышать общую культуру личности;
совершенствовать навык выразительного комментированного чтения;
закрепить знания о басне, иносказании, олицетворении.
Планируемые метапредметные результаты.
Познавательные ууд:
самостоятельно формулировать познавательную цель;
строить сообщения;
осуществлять смысловое чтение;
искать и выделять необходимую информацию.
Регулятивные ууд:
адекватно использовать речь;
сличать способ действия и его результат с эталоном;
выделять и формулировать;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений.
Коммуникативные ууд:
ставить вопросы, обращаться за помощью;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
строить монологическое высказывание;
вести диалог;
осуществлять взаимный контроль.
Планируемые личностные результаты:
развивать чувство толерантности;
прививать добрые человеческие качества: сочувствие, милосердие;
развивать готовность к нравственному самосовершенствованию;
понимать значение веры в жизни человека;
прививать осознание ответственности человека за общее благополучие;
нести ответственность за свои поступки;
содействовать духовно-нравственному самовоспитанию, как необходимости противостояния злу.
Эпиграф:(портрет на доске)
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
- Откройте тетради по литературе и запишите число, тему урока и эпиграф.
2. Слово о писателе.
Урок начинается с краткого сообщения о писателе с использованием презентации. (выступает ученик)
Валентин Григорьевич появился на свет в небольшой сибирской деревушке Усть-Уда в простой крестьянской семье. Спустя два года после рождения сына Распутины перебрались в село Аталанка на берегу реки Ангары, где и прошло детство и юность будущего писателя.
После возвращения отца с фронта в дом Распутиных постучалась беда. У отца Валентина украли сумку с крупной суммой казенных денег. Без следствия его приговорили к тюремному сроку и отправили в лагерь на Колыму. Это было самое тяжелое время, когда мать своими силами поднимала троих сыновей. Семья едва сводила концы с концами, и дети часто голодали.
С раннего возраста Валя пристрастился к чтению, и читал буквально все, что попадалось ему под руку. Мальчик рос очень умным и сообразительным. После окончания начальной школы в родной Аталанке он захотел продолжить учебу. Мальчик стал единственным выходцем из села, который учился в школе в райцентре. В краткой биографии Распутина это было непростое, но самое важное время, которое в дальнейшем он описал в своем рассказе «Уроки французского».
Валентин закончил школу с отличным аттестатом, и без труда поступил на филологический факультет Иркутского университета. Он много времени посвящал учебе, и вместе с тем не упускал ни малейшей возможности заработать, чтобы хоть как-то помочь своей семье. В ту пору Распутин стал писать, и его первыми работами стали заметки для молодежной газеты.
После окончания университета Распутин переехал в Красноярск, где устроился журналистом в одно из местных газетных изданий. Он быстро зарекомендовал себя отличным специалистом, однако сам Валентин Григорьевич чувствовал, что журналистика – это не его призвание. Вскоре он написал свой первый рассказ «Я забыл спросить у Лешки», который получил немало похвальных откликов. Окрыленный успехом, Распутин продолжил писать. Бездумному, суетному существованию он противопоставляет мудрое, бережное отношение к миру, к природе. Ключевые главные слова в его творчестве – совесть и память. Об этом все его произведения.
Писатель скончался 14 марта 2015 года, не дожив всего нескольких часов до своего 78-го дня рождения.
3. Слово учителя.
Беседа по вопросам:
Учитель: Давайте вспомним, что мы знаем о писателе, о его творчестве.
Учитель: Какое время изображает в рассказе писатель? (Послевоенное время)
Учитель: Что вы знаете об этом времени? (Да, действительно, тяжелое время. Три года, как закончилась война, наступил долгожданный мир, но жизнь осталась тяжелой. Голод, разруха, скудный быт, искалеченные судьбы, дети-сироты, безногие инвалиды)
Учитель: На это тяжелое время пришлись детские годы Распутина, однако люди не ожесточились, излучая тепло своих сердец.
4. Работа с текстом.
А теперь с помощью «Дерева знаний» вспомним действующих лиц рассказа. На доске на «Дереве знаний» прикреплены листочки с цитатами-опорами из текста (учащиеся у доски отмечают, о ком идет речь).
« при ней я крепился…» - мать
« она входила, здоровалась…» - Лидия Михайловна
« суетливый…» - Тишкин
« правда и играл…» - Вадик
« я 20 лет работаю…» - Василий Андреевич
« шофер…» - дядя Ваня
« крикливая…» - тётя Надя
« следовал как тень…» - Птаха
5.Работа с текстом.
Прочитаем по ролям (выразительно) разговор Лидии Михайловны и героя рассказа после уроков.
-Обратите внимание на их портреты.
-Почему, по-вашему, эти описания автор поставил рядом?
-Чего добивается писатель?
-Как называется этот прием? (Антитеза)
6. Образ учительницы
Беседа по вопросам, выразительное чтение.
Теперь речь пойдет о «необыкновенном человеке» – учительнице французского.
-Какой вы видите учительницу французского? (Описание портрета Лидии Михайловны. Какие черты являются определяющими?)
- Как относится Лидия Михайловна к мальчику? ( К мальчику Лидия Михайловна относилась с пониманием и сочувствием, она ценила его целеустремлённость. В связи с этим учительница начала дополнительно заниматься с героем, рассчитывая дома подкормить его)
- Почему рассказ назван «Уроки французского»? (Лидия Михайловна выступает в рассказе не столько учителем французского, сколько старшим другом, она сумела дать самый важный жизненный урок своему ученику – урок взаимопонимания, уважения человеческого достоинства, помощи, не унижающей того, кому она адресована)
7.Уроки доброты в рассказе.
-Запишите в тетрадь, кто преподал уроки главному герою в рассказе:
Мать:
- Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это.
Тетя Надя:
- Будь самостоятельным. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих.
Ученики: Вадик и Птаха, Тишкин:
- Не горячись, уступи тем, кому всё равно ничего не докажешь.
Урок четвёртый:
- Будь принципиальным. Не льсти.
Лидия Михайловна:
- Будь добрым и отзывчивым, люби людей.
8. Слово учителя:
- Здесь уместно привести слова из воспоминаний самого Распутина: "Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты".
- Благодаря ее помощи мальчик чувствовал, что он не один, она смогла не только помочь ему в трудном материальном положении, но и пожалела, не унизив его гордость. Ее увольняют. Но это далеко не все. Распутин посвящает ей и другим учителям рассказ, вспоминает с теплотой и признательностью. Добро, сделанное тобой, возвращается.
-Чему научились вы на этих уроках? (Участию, пониманию окружающих людей, чуткости, самоотдаче и целеустремленности, нравственности)
-Что такое нравственность? Уточним значение этих слов с помощью толкового словаря.
Запись в тетрадь: нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
-Доброта – вот что привлекает в героях рассказа. Герой открывает для себя доброту и участие, понимание окружающих людей.
-Творчество Валентина Распутина неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют нравственные ценности, неповторимые характеры, что помогает юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека, нужно ее беречь.
- Приходилось ли вам встречать в жизни людей, которые также самоотверженно и бескорыстно делали добро? (Ответы детей). Совершаете ли вы сами добрые поступки? Например?
9.Презентация и доклад ученика
В годы Великой Отечественной войны особую роль занимало такое человеческое качество, как доброта. Среди жестокости, свирепости и зверства, царствующих на войне, доброта является единственным проявлением человеческих, а не животных качеств. Добрые поступки резко выделялись на фоне военных злодеяний, поэтому оно всегда запоминалось солдатам и мирным жителям. Доброта на войне помогает человеку выжить, помогает поверить в победу, помогает остаться Человеком, даже если это сделать очень трудно.
10. Вывод:
- Я надеюсь, что доброта и сострадание всегда будут в вашей жизни и вы всегда придете на помощь друг другу в любую минуту и тому, кому ваша помощь понадобится, вашему ближнему.
11.Ученик читает стихотворение Анатолия Чапурова:
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
12. Домашнее задание:
Написать сочинение-эссе «Встречались ли вам люди, похожие на Лидию Михайловну».