СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект окружающий мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс 2 «А»

Тип урока: комбинированный

Раздел. Земля – наш общий дом.

Тема: Засушливые зоны умеренного пояса.

Цели:

 – ознакомить детей со степями и пустынями умеренного пояса, их особенностями и обитателями;

 – показать взаимную приспособленность живых организмов – членов экосистемы степи, пустыни, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.

Оборудование: карта природных зон (лучше всего с нанесёнными на неё животными и растениями), рисунки пейзажей степей, плакат «Засушливые зоны умеренного пояса» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса» и разрезные карточки растений и животных лесов к нему.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект окружающий мир»

Окружающий мир

Дата проведения: 22.02.2017г.

Класс 2 «А»

Тип урока: комбинированный

Раздел. Земля – наш общий дом.

Тема: Засушливые зоны умеренного пояса.

Цели:

– ознакомить детей со степями и пустынями умеренного пояса, их особенностями и обитателями;

– показать взаимную приспособленность живых организмов – членов экосистемы степи, пустыни, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.

Оборудование: карта природных зон (лучше всего с нанесёнными на неё животными и растениями), рисунки пейзажей степей, плакат «Засушливые зоны умеренного пояса» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса» и разрезные карточки растений и животных лесов к нему.


Этапы

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Беседа. Работа в группах.

– Расставьте изученные природные зоны и определите, какая пропущена.

лиственные леса ледяные пустыни тайга

(Пропущена зона тундр. А природные зоны располагаются так: ледяные пустыни, тундра, тайга, широколиственные леса.)

– Мы продолжаем разговор об экосистемах и зонах. Попробуем найти причины разных явлений, выявить закономерности. Давайте вспомним, в чём отличие климата умеренного пояса от холодного?

Каждая группа представляет по одному отличию по очереди, выигрывает команда, которая назовёт больше отличий.

(Солнечные лучи обогревают умеренный пояс больше из-за изменения угла наклона солнечных лучей. Здесь выпадает количество осадков, необходимое для роста деревьев, и т.д.)

– Молодцы! Вы так хорошо разбираетесь в особенностях этих зон! Придумайте загадку – описание одной из зон другим командам.

Дети придумывают и отгадывают загадки.

– Молодцы, ребята, а теперь попробуйте отгадать мою загадку. Здесь самые плодородные почвы, тёплое лето, холодная зима, часто бывают дожди, но не растёт ни одного дерева. Где это? (Мы сразу не можем ответить, с такой зоной мы ещё не встречались. Но похоже, что эта зона находится в умеренном поясе.)

– Какие вопросы у вас возникают?

1. Почему в таких благоприятных условиях не растут деревья?

2. Какие же растения там встречаются?

– Что нам нужно выяснить на уроке?

1. Выяснить название данной зоны.

2. Узнать, какие животные и растения встречаются в этом месте.

3. В чём своеобразие экосистем данных зон?

– Ребята, где мы можем найти названия данных зон? (Нам поможет карта.)

Дети работают с картой природных зон в учебнике

(с. 104–105).

– После лесных зон идёт зона лесостепей и степей.

– Проверьте себя на с. 26–29. (Мы выяснили, что в умеренном поясе находится ещё зона степей и пустынь.)

– Как будет звучать тема урока?

Зона степей и пустынь умеренного пояса.


– Что мы сейчас делали? (Составляли план, планировали свою деятельность.)

– Какие умения формировали?



Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.


ΙΙ. Совместное открытие знаний.

1. Беседа.

– Разберём особенности климата, которые не позволяют произрастать деревьям. Что является причиной этого? (Мы думаем, что деревьям жарко, т.к. здесь теплее.)

– А как же тогда в жарком поясе растут леса? Предположения детей.

– Давайте проверим наши догадки. А поможет нам опыт, который мы заранее провели. (См. с. 26.) Что вы заметили? (Полотенце, которое находилось далеко от батареи, было самым мокрым, а суше всего то, что расправленным лежало на батарее.)

– Почему это произошло? (Мы считаем, что вода с поверхности полотенец испарялась по-разному. То, что было мокрее всего, получило меньше тепла. То, что было расправлено, получило столько же тепла, сколько скомканное, но, наверное, вода с него легко испарилась именно из-за того, что оно было расправлено.)

– Да, вы правы, при одинаковой температуре вода испаряется быстрее с более широкой и ровной поверхности. Вспомните листья деревьев. Какая у них поверхность по размеру? Как это связано с испарением? (Мы считаем, что поверхность листьев достаточно большая. Поэтому вода будет испаряться быстро. В данных условиях при нехватке воды дерево может просто засохнуть.)

– Какие листья должны иметь растения степей? (Мы думаем, что они не должны быть широкими. Растения должны уметь удерживать влагу. Поэтому они должны быть густыми и напоминать скомканное полотенце.)

2. Работа в учебнике.

– Проверьте себя с помощью учебника на с. 26.

Дети работают с текстом и выполняют задание.

(Мы были правы. Оказывается, что в этой зоне растут в основном травянистые растения. Они покрывают землю сплошным ковром, корни их сплетаются. Эти растения хорошо переносят засуху и зимние морозы.)

– С какой поверхности вода испаряется быстрее? Какой вывод можно сделать?

Дети делают выводы.

– Сравните с выводом на с. 27.

– А какими, по вашему мнению, должны быть корни степных растений? Почему?

– Сравните свои выводы с иллюстрациями на с. 27.

– Давайте откроем карту ещё раз и поищем данные зоны на разных материках. Заодно рассмотрим, какие животные здесь встречаются.

(В случае фронтальной работы ученики работают лишь с картой Евразии.)

Ребята выполняют задание.

(Мы определили, что такие зоны встречаются в Евразии, Северной и Южной Америке. В Евразии можно встретить зайца-русака, суслика, тушканчика, волка, джейрана, благородного оленя. В Северной Америке водятся чёрная белка, койот, олень, вилорог, бизон.)

3. Работа с плакатом.

– Поработаем с плакатом «Засушливые зоны умеренного пояса» (из комплекта наглядных материалов для 2-го класса). У вас на столе лежат карточки с изображением разных животных и растений. Выберите нужные картинки и поместите их на рисунок степи.

– Представьте себе степь. И скажите, с какими проблемами столкнутся животные этой зоны.

Дети обсуждают.

(Мы решили, что животные должны уметь переносить жару, быстро бегать или уметь маскироваться).

– Какую роль выполняют данные животные в экосистеме?

(Это «едоки».)

– О ком мы ещё не говорили? (О «мусорщиках».)

– Найдите информацию о них и проверьте свои предположения о приспособлениях животных.

Дети работают.

(«Мусорщики» в данной зоне очень хорошо работают, в результате их деятельности получилась самая плодородная почва на Земле. Интересно, что многие животные строят свои домики под землёй и спасаются в них от жары и хищников. Подземными частями растений питаются многие животные. На зиму они запасают много семян. А значит, как и в лесу, помогают росту новых растений.)

Максимум.

– Скажите, а есть ли польза травам от их обитателей? Разные животные поедают растения, олени и бизоны вытаптывают их. Как же растения выживают в данных условиях? (Мы нашли ответ. Оказывается, звери копытами разрушают старую траву и корни, давая возможность расти новым побегам.)

Просмотр видеофрагмента. М/ф «Бемби».

– Что произойдёт, если исчезнут:

1) крупные травоядные: бизоны, сайгаки, олени;

2) хищники: волки, орлы;

3) насекомые?

Дети работают с текстом на с. 32–33 и отвечают на эти вопросы. Если удалить одно из звеньев степной экосистемы, она может разрушиться.

– Что могло произойти с растениями и животными в этой ситуации?

Дети готовятся и отвечают на этот вопрос.

– Растения бы засохли и погибли. А если некому задерживать влагу, она быстро начала бы испаряться. Это повлияло бы на жителей почв. Они могли бы тоже погибнуть или их стало бы меньше. Почва стала бы не такой плодородной. Растений становилось бы всё меньше и меньше.

– Что это вам напоминает? (Пустыню.)

– Какая ещё зона встречается в умеренном поясе? (Зону пустынь.)

– Найдите её на карте.

– Как вы себе представляете пустыню? Могут ли в пустыне жить растения, животные? Чем они будут отличаться от степных? (Пустыня покрыта песками. В пустыне очень жарко.)

– Подумайте, ребята, к чему должны быть приспособлены животные и растения этой зоны? (Осадков здесь выпадает очень мало. Поэтому растениям нужно экономить воду или её запасать. Животные должны уметь переносить жару и нехватку воды.)

– Давайте снова поработаем с плакатом «Засушливые зоны умеренного пояса» (из комплекта наглядных материалов для 2-го класса). У вас на столе лежат карточки с изображением разных животных и растений. Выберите нужные картинки и поместите их на рисунок пустыни.

Просмотр видеофрагмента и его обсуждение.

– Какой вывод можно сделать, если почвы такие бедные? (Наверное, здесь мало мусорщиков и мало остатков растений и животных.)

– Теперь вернёмся к заданию, которое вызвало у нас в начале урока затруднение.

– Используя новые знания, придумайте загадку – описание этих природных зон.

Например:

Здесь самые плодородные почвы, тёплое лето, холодная зима, часто бывают дожди, но не растёт ни одного дерева. Где это?


– Что мы делали?

– Какое умение формировали?


Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


ΙΙΙ. Применение нового знания.

Работа в группах.

Задания классу или по группам, с. 29:

– Чем похожи степные и пустынные растения?

– Чем отличаются пустынные растения от степных? (В степях и пустынях растения имеют длинные корни, приспособленные к добыванию воды. Буйный расцвет бывает весной, когда не так жарко и есть влага в почве. Но в степях травяной покров гуще, а в пустынях много голых участков, пустынные растения часто имеют листья в виде колючек, их корни проникают глубже, чем корни степных растений.)

– Чем пустыни похожи на ледяную зону и чем они отличаются? (Пустыни похожи на ледяную зону по почти полному отсутствию растений, но не похожи по климату.)

– Почему в степях много подземных животных? (В степях много подземных животных, так как там прохладно в жару и есть пища – подземные части растений.)


Работа с Рабочей тетрадью.

По вариантам: I вариант – задания 1, 3 и 4; II вариант – задания 5, 8 и 9.


Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты выполнил задание сам или были недочёты?

– Ты выполнил всё сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Молодец! Ты не только правильно выполнил задание, но и объективно оценил свою работу.


– А хотели бы вы узнать о природных зонах жаркого пояса от настоящего путешественника?

– А может быть, вы захотите сами стать путешественниками? Возможно ли это?

– Да, путешествовать можно даже по книгам.

– Наш учебник поможет вам стать настоящими путешественниками. Надо только выбрать тот маршрут, который будет вам интересен.

– Как подготовиться к такому путешествию? План подготовки тоже есть в учебнике. А на следующем уроке в нашем классе будет проходить заседание географического общества, и мы услышим отчёты наших путешественников.

Выбирайте маршруты для путешествий и темы докладов на с. 31.

Группа (или отдельно каждый ученик) по желанию выбирает себе тему и готовит небольшой доклад по материалам с. 32–41.

Дополнительно собираются вопросы для викторины.



ΙV. Итог урока.

– Что нового узнали?

– Как узнали, что помогло?

– Где пригодятся знания?

– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

– Как работал ты? 4


V. Домашнее задание.

По усмотрению учителя.


Деятельность учеников:

– узнавать природную зону по свойственному ей пейзажу.




Энциклопедическая справка (из учебника географии для 7-го класса «Земля – планета людей»1).

Царство трав – степи. В центральных частях северных материков, в районах с сухим континентальным климатом деревья могут расти лишь по берегам рек. Остальные пространства безлесны. В прошлом и в Евразии, и в Северной Америке здесь расстилалось бескрайнее море трав – степи.

На границе с лесами среди высоких трав произрастают рощи деревьев – дубов и других широколиственных пород в Европе и Северной Америке, берёз и осин – в Азии. Это переходная зона – лесостепи.

Североамериканские лесостепи и степи называют прериями. В давние времена, ещё до появления европейцев, деревья в прериях были уничтожены пожарами и рубками. Травы там достигали такой высоты, что скрывали всадника.

Под густой степной растительностью образовались самые плодородные почвы Земли – чернозёмы. Корни трав удерживают гумус, разрыхляют грунт. Сравнительно небольшое количество осадков просачивается в почву и потребляется растениями. Среди корней масса мелких и мельчайших беспозвоночных животных, они тоже участвуют в образовании почвы. Конечно, такие плодородные земли в первую очередь распахивались. Теперь степи на всех материках заняты сельскохозяйственными угодьями. Небольшие участки естественных степей сохранились на охраняемых территориях.

На Украине есть известный во всём мире заповедник Аскания-Нова, где на малоизменённом участке степной растительности пасутся дикие животные, собранные из разных стран мира: зебры, антилопы, бизоны, страусы и др. Там ведутся работы по восстановлению степной фауны. Так, например, была спасена от полного вымирания дикая азиатская лошадь Пржевальского. В Америке тоже есть степные заповедники, где сохранились бизоны, ранее почти уничтоженные людьми, вилороги, мустанги – одичавшие потомки домашних лошадей.

Степи очень красивы. Травы цветут в разное время, и постоянно меняется окраска всей местности. Среди злаков яркими цветами «горит» разнотравье. Особенно отличаются американские степи. Оттуда родом многие садовые цветы: астры, флоксы, золотые шары. В культуру взяты подсолнечник, топинамбур («земляная груша»). К концу лета травы обычно выгорают, и степь становится бурой.

С уменьшением количества осадков в глубь континентов степные травы становятся ниже и реже, почвы беднее. Сухие степи сохранились лучше. Их используют под пастбища, поэтому растительность там изменена. Распашка и выпас скота часто приводят к тому, что размываются и развеиваются ветрами почвы, образуются овраги, густой сетью покрывающие поверхность. Такие земли уже нельзя использовать. Эти территории называют «бедленды» («дурные земли»). Для восстановления их плодородия приходится затрачивать огромные силы и средства. Поэтому в степных районах принимаются всяческие меры к тому, чтобы избежать бедственных последствий.

Пустыни. Сухие районы Центральной Азии и внутренние котловины Кордильер заняты пустынями. Здесь скудная растительность, приспособленная к добыванию запасов воды из почвы, к перенесению длительных засух и защите от сильного испарения. Это пустыни.

В Северной Америке площади пустынь невелики, а в Евразии они, как правило, занимают обширные котловины в центре материка, куда вода попадает с окрестных гор или с редкими дождями. Пустыни есть на юге умеренного пояса Евразии – в Прикаспии, на севере Центральной Азии, а также в субтропиках Азии и Северной Америки – на территории Переднеазиатских нагорий, Большого Бассейна, плато Колорадо. Большая Калифорнийская долина в США и Ферганская долина в Узбекистане тоже были бы пустынными, если бы люди не создали здесь культурные ландшафты – сады, поля, парки. Для их существования необходимо искусственное орошение.

В тропиках северных материков площади пустынь невелики. Они занимают Аравию, часть бассейна р. Инд, участки внутренних равнин на юго-западе США и в Мексике.

1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!