1. Беседа. – Разберём особенности климата, которые не позволяют произрастать деревьям. Что является причиной этого? (Мы думаем, что деревьям жарко, т.к. здесь теплее.) – А как же тогда в жарком поясе растут леса? Предположения детей. – Давайте проверим наши догадки. А поможет нам опыт, который мы заранее провели. (См. с. 26.) Что вы заметили? (Полотенце, которое находилось далеко от батареи, было самым мокрым, а суше всего то, что расправленным лежало на батарее.) – Почему это произошло? (Мы считаем, что вода с поверхности полотенец испарялась по-разному. То, что было мокрее всего, получило меньше тепла. То, что было расправлено, получило столько же тепла, сколько скомканное, но, наверное, вода с него легко испарилась именно из-за того, что оно было расправлено.) – Да, вы правы, при одинаковой температуре вода испаряется быстрее с более широкой и ровной поверхности. Вспомните листья деревьев. Какая у них поверхность по размеру? Как это связано с испарением? (Мы считаем, что поверхность листьев достаточно большая. Поэтому вода будет испаряться быстро. В данных условиях при нехватке воды дерево может просто засохнуть.) – Какие листья должны иметь растения степей? (Мы думаем, что они не должны быть широкими. Растения должны уметь удерживать влагу. Поэтому они должны быть густыми и напоминать скомканное полотенце.) 2. Работа в учебнике. – Проверьте себя с помощью учебника на с. 26. Дети работают с текстом и выполняют задание. (Мы были правы. Оказывается, что в этой зоне растут в основном травянистые растения. Они покрывают землю сплошным ковром, корни их сплетаются. Эти растения хорошо переносят засуху и зимние морозы.) – С какой поверхности вода испаряется быстрее? Какой вывод можно сделать? Дети делают выводы. – Сравните с выводом на с. 27. – А какими, по вашему мнению, должны быть корни степных растений? Почему? – Сравните свои выводы с иллюстрациями на с. 27. – Давайте откроем карту ещё раз и поищем данные зоны на разных материках. Заодно рассмотрим, какие животные здесь встречаются. (В случае фронтальной работы ученики работают лишь с картой Евразии.) Ребята выполняют задание. (Мы определили, что такие зоны встречаются в Евразии, Северной и Южной Америке. В Евразии можно встретить зайца-русака, суслика, тушканчика, волка, джейрана, благородного оленя. В Северной Америке водятся чёрная белка, койот, олень, вилорог, бизон.) 3. Работа с плакатом. – Поработаем с плакатом «Засушливые зоны умеренного пояса» (из комплекта наглядных материалов для 2-го класса). У вас на столе лежат карточки с изображением разных животных и растений. Выберите нужные картинки и поместите их на рисунок степи. – Представьте себе степь. И скажите, с какими проблемами столкнутся животные этой зоны. Дети обсуждают. (Мы решили, что животные должны уметь переносить жару, быстро бегать или уметь маскироваться). – Какую роль выполняют данные животные в экосистеме? (Это «едоки».) – О ком мы ещё не говорили? (О «мусорщиках».) – Найдите информацию о них и проверьте свои предположения о приспособлениях животных. Дети работают. («Мусорщики» в данной зоне очень хорошо работают, в результате их деятельности получилась самая плодородная почва на Земле. Интересно, что многие животные строят свои домики под землёй и спасаются в них от жары и хищников. Подземными частями растений питаются многие животные. На зиму они запасают много семян. А значит, как и в лесу, помогают росту новых растений.) Максимум. – Скажите, а есть ли польза травам от их обитателей? Разные животные поедают растения, олени и бизоны вытаптывают их. Как же растения выживают в данных условиях? (Мы нашли ответ. Оказывается, звери копытами разрушают старую траву и корни, давая возможность расти новым побегам.) Просмотр видеофрагмента. М/ф «Бемби». – Что произойдёт, если исчезнут: 1) крупные травоядные: бизоны, сайгаки, олени; 2) хищники: волки, орлы; 3) насекомые? Дети работают с текстом на с. 32–33 и отвечают на эти вопросы. Если удалить одно из звеньев степной экосистемы, она может разрушиться. – Что могло произойти с растениями и животными в этой ситуации? Дети готовятся и отвечают на этот вопрос. – Растения бы засохли и погибли. А если некому задерживать влагу, она быстро начала бы испаряться. Это повлияло бы на жителей почв. Они могли бы тоже погибнуть или их стало бы меньше. Почва стала бы не такой плодородной. Растений становилось бы всё меньше и меньше. – Что это вам напоминает? (Пустыню.) – Какая ещё зона встречается в умеренном поясе? (Зону пустынь.) – Найдите её на карте. – Как вы себе представляете пустыню? Могут ли в пустыне жить растения, животные? Чем они будут отличаться от степных? (Пустыня покрыта песками. В пустыне очень жарко.) – Подумайте, ребята, к чему должны быть приспособлены животные и растения этой зоны? (Осадков здесь выпадает очень мало. Поэтому растениям нужно экономить воду или её запасать. Животные должны уметь переносить жару и нехватку воды.) – Давайте снова поработаем с плакатом «Засушливые зоны умеренного пояса» (из комплекта наглядных материалов для 2-го класса). У вас на столе лежат карточки с изображением разных животных и растений. Выберите нужные картинки и поместите их на рисунок пустыни. Просмотр видеофрагмента и его обсуждение. – Какой вывод можно сделать, если почвы такие бедные? (Наверное, здесь мало мусорщиков и мало остатков растений и животных.) – Теперь вернёмся к заданию, которое вызвало у нас в начале урока затруднение. – Используя новые знания, придумайте загадку – описание этих природных зон. Например: Здесь самые плодородные почвы, тёплое лето, холодная зима, часто бывают дожди, но не растёт ни одного дерева. Где это? – Что мы делали? – Какое умение формировали? |