Тема: Дифференциация звуков В - Ф
Цель: научить учащихся дифференцировать звуки [в] - [ф] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.
Задачи:
закрепить знания о механизме образования данных звуков и различать эти звуки изолированно, в слогах, словах и предложениях.
развивать артикуляционный аппарат; совершенствовать навыки фонематического восприятия, развивать фонематический слух; развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза; научить дифференцировать звуки [в] - [ф] изолированно, в слогах, словах, предложениях, закрепить навык самоконтроля правильной речи в самостоятельной речи; развивать умение соотносить звуки [в] - [ф] с буквами В и Ф.
Ход занятия
Организационный момент
II. Артикуляционная гимнастика
- Ребята, чтобы красиво и правильно говорить, нужно сделать артикуляционную гимнастику. Давайте достанем зеркала и покажем Вове и Фаине, как мы её умеем делать! Научим их делать артикуляционную гимнастику вместе с нами!
1. «Улыбочка».
2. «Трубочка».
3. «Заборчик».
4. «Чистим зубки».
5. «Лошадка».
6. «Орешек».
III. Анализ артикуляция звуков [в], [ф] (сходство, различие).
Сравнительная характеристика звуков в и ф. Давайте посмотрим, чем похожи и чем отличаются звуки в и ф?
Сходство: эти звуки согласные. При произнесении звуков в и ф нижняя губа должна касаться передних, верхних зубов, верхняя губа поднята, воздух проходит сквозь щель между зубами и губой и воспроизводит эти звуки. При произнесении согласных в и ф спинка языка поднимается к твердому небу.
Различия: если приложить ладошку к горлышку и спеть звук ф – горлышко молчит, а если спеть звук в – горлышко звенит.
IV. Характеристика звуков [в], [ф].
- Ребята, а сейчас дайте характеристику звуков [в], [ф].
- Звук [в], какой он? (Согласный, потому что струя воздуха встречает преграду.)
- Звук [в] – звонкий или глухой? (Звонкий.)
- Почему? (Голосовые связки дрожат.)
- Переходим к звуку [ф]. Охарактеризуйте его. (Глухой – потому что голосовые связки не дрожат.)
- Назовите в чём отличие? (Звук [в] – звонкий, а звук [ф] – глухой. При произнесении звука [в] голосовые связки дрожат, а при произнесении звука [ф] – не дрожат.)
V. «Поймай звук».
Звуки: ф, р, с, в, н, ч, к, ф, ч, в, к, в, д, н, ф, к, ч.
Слоги: па, ка, ва, са, но, фо, ну, ву, ты, фы.
Слова: футболка, утка, вагон, факел, сова, кофта, валенки, книга.
VI. Игра «Собери слова».
Старичок Звуковичок разделил слова на слоги и перемешал их. Вова и Фаина должны были собрать слова , добавляя слоги: - вы или – фы:
шка-…, тык- …, голь-…, жира-…, бук-…, тра-…, шар-…
V II. Соотнесение звуков [в] и [ф] с буквами В и Ф
- Ребята, какой буквой обозначается звук [в]? (Буквой ВЭ.)
- На что похожа буква В? Из скольких частей состоит буква В. (Буква В состоит из трёх частей.)
- Какой буквой обозначается звук [ф]? (Буквой ЭФ.)
- На что похожа буква Ф? Из скольких частей состоит буква Ф. (Буква В тоже состоит из трёх частей.)
V III. Физминутка «Звериная зарядка».
IX. Формирование навыков письма.
- Ребята, Вова и Фаина очень любят писать. Они придумали для вас задание. Нужно правильно дописать в тетрадях буквы В, в и Ф, ф.
X. Речевая разминка
- Повторяете за мной чистоговорки:
Ва-ва-ва - во дворе трава
Фа-фа-фа – у невесты фата
Во-во-во - бушуют волны
Фо-фо-фо – горят фонари
Вы-вы-вы – глазки у совы
Фы-фы-фы – фыркают ежи
X I .Нахождение картин со звуками В – Ф, определение места звука в слове (в начале, середине, конце)
X II. Игра «Что лишнее?»
Найди лишнее слово ( по наличию звуков [в] или [ф]:
кофта, фартук, ворота, фонарик (ворота)
сова, ванна, диван, фокусник (фокусник)
фамилия, фрукты, факел, валенки (валенки)
волк, фазан, ворона, сова (фазан)
фонтан, волосы, волна, воздух (фонтан)
XIII. Итог занятия