Тема. Развитие фонематического слуха на примере различения звуков и букв Ж-Ш в словах.
Цели. Научить учащихся различать на слух и по написанию звуки и буквы Ж-Ш в словах, закрепить написание И после Ж, Ш, чёткое артикулирование звуков.
Ход занятия.
Организационный момент.
Какие звуки и буквы различали на прошлом занятии?
На прошлом занятии мы различали звуки Ж-Ш в слогах.
. Выложите буквы Ж, Ш из палочек (бусин).
Знакомство с темой.
Вставьте пропущенные буквы Ж или Ш.
Сравните получившиеся пары слов по звучанию и смыслу. Скажите, какими звуками отличаются эти пары слов? Устно составьте предложения с каждым словом.
Рассмотрите картинки.
Устно составьте предложения с каждым из слов. Запишите пары слов. Подчеркните синим карандашом букву Ж одной, Ш двумя чертами. Почему выделяем синим цветом?
Дети. Звуки Ж, Ш всегда твёрдые. Запомним: после них нужно писать И, но не Ы.
3. Логопед называет слова, ребёнок поднимает карточку с соответствующей буквой в зависимости от того, какой звук он услышит в слове.
пожар, ножик, слушай, лошадь, лужок, жаворонок, полушубок, запорошил, прожилки.
4. Прослушать слова, записать слоги с буквой Ж или Ш. Подчеркнуть.
жало, шило, шарик, жуки, шары, шагать, живой, вешали, штопанье, школа, жирный, штучка.
5. Записать слова в две колонки. В первую – слова с Ж, во вторую – с Ш.
служба, жало, шапка, машинка, жду, мешок, галоши, группа, вожак, журавли, кинжал.
Подчеркнуть звонкую согласную одной чертой, глухую – двумя.
6. Физкультминутка.
7. Измените слово так, чтобы появился звук Ж или Ш. Действуйте по образцу.
Возил – вожу
писал –
носил –
сидел –
Получившиеся слова записать, подчеркнуть Ж одной чертой, Ш – двумя.
8. Прослушайте слова. Определите в них наличие и место звуков Ж и Ш. Составьте схемы слов. Запишите буквы Ж, Ш под соответствующим слогом.
Школа, лыжник, стужа, крыша, машина, жираф, рыжик, мешок.
9 Итог занятия.