Тема занятия: Формирование навыков пространственной ориентировки.
Задача
– закрепление знаний об основных геометрических фигурах.
- развитие устойчивости внимания, умения работать по наглядному образу и словесной инструкции, развитие мелкой моторики.
– развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Воспитание познавательной активности, усидчивочти.
Оборудование: магнитная доска, наборы геометрических фигур, бумага, цветные карандаши.
Ход занятия
Добрый день, ребята!
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в волшебную страну Геометрию.
- Давайте познакомимся с жителями этой страны.
Здесь живут различные
Фигуры необычные:
Квадраты, Треугольники,
Овалы и Круги.
А Прямоугольники?
И Прямоугольники –
Жители страны.
- Ребята, давайте поздороваемся с каждым жителем этой волшебной страны.
Я буду читать вам загадки о геометрических фигурах, а вы должны будете угадать их и показать мне нужную фигуру. Все фигуры находятся в конверте № 1.
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ...
(треугольник)
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы ...
(овал)
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
(круг)
Он давно знаком со тобой,
Каждый угол в нем - прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его... (квадрат)
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).
Промежуточный итог: какие фигуры живут в волшебной стране?
- Вот мы и познакомились с жителями этой страны. А как она выглядит? Давайте «нарисуем» волшебную страну Геометрию.
Игра «Мозаика»:
- Возьмите конверт с цифрой 2. Достаньте из него фигуры. Они – то и помогут нам «нарисовать» картину.
- Главный город страны расположен среди большого леса. В верхнем левом углу выложите из зелёных треугольников ель.
- В центре города находится большое озеро.
- Вокруг этого озера расположены дома. Настя Богаткина поставит домик под озером. Настя Волкова поставит домик справа от озера. Алина поставит домик слева от озера. А Дима поставит дом над озером.
- А над всей страной светит яркое солнце. Вот такая эта волшебная страна. А теперь надо узнать, кто же живёт в этих домах?
Задание «Исключи лишнее».
-Настя Волкова, где расположен твой домик? В твоём домике живёт фигура, которая является лишней в этом ряду:
- Объясни, почему ты выбрала эту фигуру? Положи на домик квадрат из первого конверта.
- Дима, где находится твой дом? В нём живёт фигура, которая отличается от всех остальных по размеру. Положи на домик треугольник.
- Настя Богаткина, где находится твой дом? В твоём домике живёт фигура, которая расположена между синим треугольником и зелёным квадратом. Положи на домик круг.
- Алина, где находится твой домик? В твоём домике живёт фигура, которая не является квадратом, кругом и треугольником.
Положи на дом овал.
- Промежуточный итог: какая фигура живёт в твоём домике (спросить у каждого)?
- Замечательно! Мы знаем, кто живёт в каждом доме. Но, как воспитанные люди, мы не можем пойти в гости с пустыми руками. Нужно обязательно подарить какой-то подарок. Во все времена, в любой стране самый ценный подарок – это подарок, сделанный своими руками. Давайте подарим нашим гостеприимным хозяевам красивые коврики.
- Возьмите белый лист. Посередине обведите круг и раскрасьте его жёлтым карандашом. Напоминаю, что нельзя выходить за границы фигуры (учитель делает всё на ватмане).
- В верхнем левом углу обведите треугольник. Раскрасьте его зелёным карандашом.
- В нижнем левом углу обведите овал. Раскрасьте его красным карандашом.
- В верхнем правом углу обведите квадрат. Раскрасьте его синим карандашом.
- В нижнем правом углу обведите прямоугольник. Раскрасьте его коричневым карандашом.
- А теперь давайте посмотрим, какие красивые коврики у нас получились.
Мы хорошо поработали и нашим пальчикам надо отдохнуть.
Пальчиковая гимнастика:
Шнуровка.
Задание: найдите верхний ряд дырочек. В левую дырочку снизу вверх вставьте концы шнурка и продёрните так, чтобы небольшой кончик остался снизу. Вставьте шнурок в правую верхнюю дырочку сверху вниз. Протяните шнурок и т.д..
- Ну что же, все готовы к путешествию. Мы выходим из дома.
«Мозаика»
- В ваших конвертах лежат фигуры, которые понадобятся вам для постройки дома: 4 жёлтых треугольника и 1- красный. Красный треугольник – это крыша, а жёлтые – это сам дом (на доску и на парты выкладываются красные треугольники). Как нужно выложить жёлтые треугольники, чтобы из них получился квадрат?
(на магнитной доске выкладывается аналогичный дом)
- До леса путь неблизкий, тропинка извилистая.
(выкладывается полоска с «тропинкой»)
Вам нужно воспроизвести «тропинку» на этом листе. Определите, откуда она начинается: сколько клеток отступаем и в каком направлении? Куда движемся затем? Продолжите узор самостоятельно.
1 клетка , 1 клетка , 1 клетка , 1 клетка , 1 клетка , 2 клетки и т.д..
- По дороге нам встречаются необычайно красивые цветы (на магн. доску выставляются картинки цветов).
«Нарисуйте такую же фигуру».
- Цветок также можно нарисовать по клеточкам. На ваших листах есть вот такой цветок (на магн. доску выставляется рисунок.) Ваша задача – воспроизвести этот цветок на правом поле. Определите начальную точку (сколько клеток вниз, сколько – вправо, куда двигаться дальше?).
- Вот мы и не заметили, как дошли до леса (выставляются фигурки дерева и ёлки). В лесу нужно двигаться тихо, чтобы не напугать животных.
«Пальчиковая гимнастика»: сначала правой, затем – левой
Подведение итогов