Дифференциация гласных А-Я в словах, предложениях, в тексте
Задачи:
совершенствовать знания о гласных А-Я;
формировать умение различать гласные А-Я в словах, предложениях, в тексте.
развивать навыки звукового анализа и синтеза;
развивать умение сравнивать слова по смыслу и написанию;
развивать умение составления словосочетаний;
развивать умение находить грамматическую основу предложения;
развивать фонематический слух, зрительное восприятие, внимание и память;
развивать общую и мелкую моторику;
расширять словарный запас;
развивать коммуникативные умения;
развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза.
Ход занятия
I. Организационный момент
II.Основная часть
1. Анализ и характеристика звуков [а] и [йа].
2.Дифференциация гласных А-Я в словах.
Работа с карточками.
Логопед раздаёт учащимся карточки и предлагает выполнить упражнение: «Собери слова из букв».
- Разложите буквы в правильной последовательности чтобы получилось слово.
Карточки:
з, р, б, а, у з, м, л, е, я
г, я, о, а, д к, р, т, о, а, н
я, ь, е, с, н к, р, а, я, о, г
с, т, р, а, а д, б, г, о, я, р, а
т, к, п, а, е, а
- Какие слова у вас получились? Прочитайте их. (Арбуз, ягода, ясень, астра, аптека, земля, картон, коряга, бродяга.)
Работа с паронимами.
- Посмотрите на доску, перед вами написаны пары слов. Прочитаем их хором.
Слова: Мал – мял, рад – ряд, завал – завял, сад – сядь.
- Сравните слова по смыслу и по написанию. Какими буквами различаются эти слова? Ребята, что происходит с согласным, когда после него идёт гласная буква Я? (Гласная Я - делает его мягким.)
3.Пальчиковая гимнастика.
4.Дифференциация гласных А-Я в словосочетаниях.
Тренировка в составлении словосочетаний.
- Вставьте в слова пропущенные буквы и подберите к каждому из левого столбика подходящее слово из правого.
Карточки:
Пасмурна.. б..бочка
рыж..я зме..
..ркая ..года
..довитая лис..
сочна.. погод..
холодна.. щек..
ловка.. обезь..на
- Прочитайте получившиеся словосочетания. Запишите в тетрадь. Подчеркните буквы А-одной красной чёрточкой, Я- двумя красными черточками.
5. Физминутка.
6. Гимнастика для глаз.
7. Дифференциация гласных А-Я в предложениях.
Работа над предложением.
На улице была слякоть.
Ребятишки играли в прятки.
Рая спряталась за дерево.
Оля быстро вязала на спицах.
У бабушке в чулане стояла старая прялка.
На землю падали перезревшие ягоды малины.
8. Дифференциация гласных А-Я в тексте.
Работа с текстом
Предложения:
гулать, Яна, пошла
поланку, она, увидела
росли там ягоды
собряла, их, она
III. Итог занятия.