Учитель раздает ученикам рабочие листы. Подведение учащихся к формированию новой темы с помощью задания 1. Прочитай выражение и ответь на вопрос. Подумай, о чем мы будем говорить на уроке. Люди всегда жаловались на «упадок нравов», это продолжается и сейчас. Не ожидает ли человечество нравственная катастрофа, подобная военной или экологической? Обоснуйте свое мнение. О чем мы будем говорить на уроке? Учитель подводит к формированию темы урока. | Отвечают на вопросы учителя. Предполагают. Записываем тему урока в рабочий лист. |
Есть определенный набор положительных духовно-нравственных качеств личности. Посмотрите на задание 2. Давайте прочитаем, что это за качества. Чтобы запомнить и понять определения, давайте выполним задание. Нам нужно соединить понятия и определения. Какие слова в определениях вам непонятны (учитель объясняет смысл слов)? 2. Давайте посмотрим на задание 3 в нашем рабочем листе. Нам нужно прочитать притчу. Кусочек глины Бог слепил человека из глины. Слепил для человека землю, дом, зверей и птиц. И остался у него неиспользованный кусок глины. — Что же еще слепить тебе? — спросил Бог. — Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, задумался и положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины. О чем эта притча? Прокомментируйте. Как вы считаете, может ли человек сам слепить себе счастье? Каким человеком нужно для этого быть? 3. Посмотрите на задание 4 в рабочем листе. Рассмотрите картину венгерского художника Тивадара Костки Чонтвари «Старый рыбак». Как вы думаете, на картине изображен злой или добрый человек? Почему? После рассуждения учитель рассказывает секрет этой картины. Секрет «Старого рыбака» Чонтвари прост: если визуально разделить картину пополам по вертикали и приложить перпендикулярно к границе зеркало, то перед зрителем открывается сразу два отдельных сюжета. На одной стороне изображен Бог, сидящий в лодке на фоне уютного морского пейзажа. Вторую часть занимает угрюмый дьявол, вокруг которого вздымаются высокие волны бушующего моря. Как и в этой картине, в нас всегда есть место хорошему и плохому. Но только от вас зависит, каким вы будете человеком. | 1.Выполняют задание 2. Выполняют задание. Взаимопомощь - взаимная помощь, помощь друг другу. Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Любовь - чувство самоотверженной, сердечной привязанности. Коллективизм - принцип общности, коллективное начало. Сострадание - Жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека. Милосердие - готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия. Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству. 2. Читают притчу. Отвечают на вопросы в рабочем листе. Ученики должны сказать о том, что, счастливый человек должен иметь духовно-нравственные ценности, те, которые в задании 2. 3.Рассматривают изображение. Готовят полный ответ. Слушают мнения друг друга. Рассуждают. Слушают рассказ учителя. |
Из задания 2 в рабочем листе выберите 1 слово и сделайте синквейн. | Делают задание. Синквейн. 1 строка – 1 слово - тема текста (существительное). 2 строка – 2 слова (прилагательные или причастия), описывающие тему текста. 3 строка – 3 слова (глаголы или деепричастия), описывающие действия, связанные с темой текста. 4 строка – 4 слова (фраза), выражающие отношение автора к тому, что он описывает. Это может быть крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм в контексте раскрываемой темы. 5 строка – 1-2 слова (итог) по аналогии с первой строкой, характеризующее суть темы. |
Найдите в интернете притчу "Ведро яблок". Прочитать, подумать о поступках главных героев (Если у детей нет интернета, распечатать заранее). "Ведро яблок" Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит. Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с помоями. Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: — Кто чем богат, тот тем и делится! | Записывают домашнюю работу. |