План-конспект открытого урока по теме:
«Площадь. Формула площади прямоугольника». (5-й класс)
Учитель математики БОУ СОШ №53
п. Найдорф Динского района Краснодарского края
Тихомирова Евгения Александровна
Цели урока:
Образовательные: закрепить знания по формулам вычисления площади и периметра прямоугольника; площади квадрата и треугольника, показать разнообразие применения математики в реальной жизни; совершенствование вычислительных навыков.
Развивающие: развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимание, навыки самоконтроля.
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, аккуратность при выполнении вычислений, прививать интерес к математике
Задачи урока: проверить знания учащихся по освоению основных приемов вычисления значений площади и периметра прямоугольника; площади квадрата и треугольника, научить творчески применять свои знания при решении реальных задач.
Тип урока: закрепление и систематизация знаний по теме.
Формы урока: коллективная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:
Учебник Виленкин Н. Я. “Математика 5”, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, карточки с заданиями.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Представьте себе, что мы с вами станем на один урок инженерами-строителями. Но не только мы будем просто проектировать, строить, а станем еще архитекторами и исследуем расходы материалов для периметров и площадей объектов. Класс — это дружная команда. Поэтому в начале урока вы все сели по группам и это стало изюминкой урока, скоро вы узнаете - чем вы будете сегодня заниматься.
Мотивация учебной деятельности.
Начнем урок с устного счета. Минутка тишины. Ответ показываем на планшетах.
а) Вычислите 10², 10²-10, 2²-4, 5²-5, 33 (Слайд 1)
б) Выразите в м2: 3а, 7га.
в) Выразите в га: 50000м2, 800а. (Слайд 2)
Постановка целей, задач урока
(Слайд 3) Найдите числа, которые являются квадратами чисел, поставьте им в соответствие букву и покажите получившееся слово
9 | 12 | 34 | 25 | 67 | 100 | 49 | 80 | 54 | 36 | 10 | 48 | 64 | 77 | 90 | 16 | 45 |
п | м | к | л | н | о | щ | ю | в | а | ы | р | д | и | ж | ь | е |
собирают слово «Площадь».
2. Устная работа.
2.1. (по времени, можно провести на закрепление в конце урока). Чтобы стать инженером, архитектором мы должны уметь хорошо считать в уме. Все учащиеся играют в математическое лото (5 мин.). Правильные ответы закрывают карточками. Из оставшихся букв собирают слово «Площадь».
Б 3 | Л 10 | К 25 | Щ 32 |
А 20 | В 40 | Ь 209 | М 140 |
Г 99 | П 11 | Ж 4 | Д 180 |
У 30 | Я 18 | О 36 | Ф 108 |
Задание к математическому лото.
Незнайка прошел по тропинке 12 км со скоростью 4 км/ч. Сколько времени он был в пути?
Волк решил проведать собаку в деревне. Скорость волка 20 км/ч. Какое расстояние следует пробежать волку до встречи за 2 часа?
Корабль пиратов прошел расстояние 50 км за 2 часа. Найдите скорость пиратского корабля.
Пчела летит со скоростью 35 км/ч. Какое расстояние пролетит пчела в поисках нектара за 4 часа?
Иван царевич должен отправиться в тридевятое царство, до которого расстояние 2800 км. Скорость ковра-самолета 700 км/ч. Сколько времени ему потребуется на перелет до тридевятого царства?
Марья - искусница отрезала косынку и решила ее подшить. Вычислите периметр косынки-треугольника, все стороны которого равны 33 см.
Царевна - Несмеяна нашла у матери зеркало. Зеркало имеет форму квадрата. Вычислите периметр квадрата со стороной 27 дм.
Малыш вручил Карлсону торт. Вычислите периметр торта в форме прямоугольника, если его стороны равны 5дм и 4 дм.
Маша попросила Медведя сделать бассейн. Вычислите периметр прямоугольного бассейна, если его стороны равны 3 м и 12 м.
Из оставшихся букв составляют слово «площадь».
2.2. Ребята, мы с вами сегодня будем находить площади прямоугольника, квадрата и треугольника в реальных задачах. А ответьте, пожалуйста, на вопросы:
Что называется прямоугольником?
Какие измерения имеет прямоугольник?
Как они обозначаются?
Как найти площадь прямоугольника? S = a • b.
Какие измерения надо провести, чтобы найти площадь прямоугольника?
Какие фигуры называются равными? Равновеликими?
Как найти площадь квадрата? S=a2
Как найти площадь всей фигуры, зная площади всех ее частей?
Что называют периметром прямоугольника? Запишите формулы на доске: Р = (а + b) • 2.
Как найти площадь треугольника? S=a • b
2.3. Выполнение практического задания
Найдите площади изображенных фигур.
2.4. Учащиеся называют свои ответы. Обмениваются с соседом карточками и выполняют взаимопроверку с помощью слайда.
3. Практическое задание. Работа в группах.
Мы на уроке будем не только конструкторами, но и практиками. А конструктору без математики никак нельзя. Представьте себе, что в наш класс поступило предложение сконструировать детскую площадку, а в первую очередь детскую песочницу.
Мозговой штурм. Как вы думаете, что необходимо знать о песочнице?
(Какой формы песочница? Из какого материала? Будет ли крыша? Украшения песочницы? Сколько надо песка в песочницу?)
3.1. Итак, первая группа получает задание.
Рассчитать количество материала на песочницу (сколько досок потребуется): периметр песочницы квадратной формы из дерева, размеры которой 2м на 2м. Песочница будет высотой из 2 досок. По периметру сверху прибита еще одна доска. Длина одной доски на складе 6 м.
Решение: Периметр квадрата P =4а, где а = 2м. Р = 4*2 = 8м2. Так как бок песочницы состоит из 2 досок, то 8*2 = 16м. Сверху еще по периметру 8м, т.е. 16 + 8 = 24м. 24:6м = 4 (доски)
3.2. Вторая группа получает задание. Определить сколько необходимо детских ведерок объемом 1 л, чтобы перенести 450 кг мелкого песка в песочницу. Можете ли вы предложить другой способ засыпания песочницы ведерками? Справка. Ведерко с песком 1 литр весит 1кг500г.
Решение: чтобы узнать, сколько нужно ведерок для переноса песка, переведем килограммы в граммы: 450кг = 450000г, 1кг500г = 1500 г.
450000:1500=300 (ведерок).
Усовершенствуем задачу и поможем малышам, сами перенесем песок. Возьмем ведра по 2 л объемом. Тогда ведро с песком будет весить 150*2 = 300г. 450000:300=150(ведерок). Значит ведер нужно 150 штук. В классе 30 учеников, значит примерно по 5 ведер каждому.
3.3. Третья группа получает задание.
Песочницу необходимо покрасить в три цвета: зеленый, красный и желтый. Длина одной доски 6м и ширина 10 см. Сколько необходимо краски на все 4 доски, если красить их нужно только снаружи, но в 2 слоя. Расход краски на 1 дм2 – 2 грамма краски.
Решение. Найдем площадь одной доски 600*10=6000 см2. Переведем 6000 см2 =60 дм2. 60*2*2 = 240г одного цвета краски на одну доску. 240*4*3 = 2880 г краски надо трех цветов для песочницы.
4. Физкультминутка. Снеговик.
5.1. Учитель: Ребята закончили работу в группах, просим рассказать, как вы справились с заданием.
6. Работа в парах.
Рефлексия
Ребята, мы ответили сегодня на все вопросы, которые были поставлены в начале урока?
Как найти площадь прямоугольника?
Что узнали нового? Над чем надо поработать дополнительно?
(Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске)
ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
Сегодня на уроке я узнал………………………
Сегодня на уроке мне понравилось……………
На уроке мне пригодились знания……………...
Для меня было сложно………………………….
Я смог……………………………………………
Мне захотелось…………………………………..
С урока я ухожу с …………………настроением.
Домашнее задание. Творческая работа
п.18. Выполнить необходимые измерения и вычислить площадь пола и стен своей комнаты и ее объем. Оформить задачей. (Каким инструментом будем измерять?), №737
Лист самооценки.
Ф.И. ученика_____________________________________________
№ | критерии оценки | выполнение |
1 | Получил слово «Площадь» | |
2 | отвечал на поставленный вопрос (или вопросы) | |
3 | Решал устные задачи | |
4 | Выполнение практического задания | |
5 | Работа в группах | |
Шкала оценки:
2 - 3 балла – «3»;
4 балла – «4»
5 баллов – «5»
7