СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока "Гражданское общество и правовое государство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема "Гражданское общество и правовое государство", направлена на формирование у обучющихся знаний о причнах возникновения, структуре и признаках гражданского общества 

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока "Гражданское общество и правовое государство"»

План- конспект урока

Дата:

Класс: 9

Тема: ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО

Цель: сформировать представление у учащихся о государстве как основном политическом институте и причинах возникновения, структуре и признаках гражданского общества.

Планируемые результаты:

Предметные- познакомятся с понятийным аппаратом темы, смогут определить особенности гражданского общества, рассмотрят основные признаки

Метапредметныеготовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе

Тип урока: комбинированный

Средства обучения: учебник, презентация

Ход урока

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Актуализация опорных знаний


Изучение нового материала


Перед изучением новой темы повторить:

  1. Признаки государства

  2. Функции государства

  3. Точки зрения по вопросу возникновения государства

Х о д у р о к а

I. Этап мотивации : . Организационный момент.

Вступительное слово:

- Сегодня тема нашего урока: гражданское общество».

Стадо дикобразов в один холодный день легло тесной кучей, чтобы согреться взаимной теплоты, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга. Отодвинувшись, они опять замерзли. Так они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод. Так и люди, формируя свое общество, должны научиться найти ту «золотую середину», которая помогла бы им жить комфортно и не испытывать неудобств в общении друг с другом.

-В чем смысл притчи?

Вывод:

Народ как объединение всех граждан России не является некой сплошной массой, толпой, скоплением случайно оказавшихся рядом людей. Народ строит правовое государство и самоорганизуется в гражданское общество .

Представлена ситуация. Как ситуации связаны с темой нашего урока.

В них показана взаимодействие государства и проявление самостоятельности и активности населения независимо от государства.

2 Фаза осмысления. Как вы думаете что предстоит нам выяснить по теме Урока?

А) ( План)- кластер -Мозговой штурм

Назовите ассоциации, которые возникают у вас при употреблении понятия Гражданское общество

Что такое?

Условия возникновения?

Структура и компоненты(элементы) гражданского общества

Значение и функции Гражданского общества.

  1. Б) Работа в парах Гражданское общество- формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных негосударственных структур во всех сферах жизнедеятельности общества и совокупностью негосударственных отношений – экономических, социальных, духовных, религиозных и других.(слайд 5)

Структура гражданского общества

  • Политические партии

  • Общественно-политические организации и движения: экологические, правозащитные

  • Союзы предпринимателей

  • Независимые средства массовой информации

  • Научные и культурные организации, спортивные общества

  • Семья

  • Церковь

Ученики в качестве примера могут назвать партии, которые они знают, а также средства массовой информации и спортивные общества, общественно-политические и научные организации

Все это обобщается в схеме

Гражданское общество

  • Содержание:

Сфера реализации повседневных интересов граждан

  • Средства реализации:

Убеждение, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи

  • Основа гражданского общества

Свободный человек с неотъемлемыми правами и неполитические организации



Признаки гражданского общества (слайд 10)

  • Полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина

  • Свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм

  • Осуществление права человека на информацию

  • Многоукладность экономики

  • Легитимность власти

  • Правовое государство

  • Сильная социальная политика государства

Разобрать и объяснить каждый признак, желательно чтобы сначала это попытались сделать ученики.



Функции гражданского общества(слайд 11)

  • Полное удовлетворение материальных, духовных потребностей человека.

  • Защита частных сфер жизни людей.

  • Мощный рычаг сдерживания политической власти от абсолютного господства.

  • Стабилизация общественных отношений и процессов.

Запись в тетради:

Общественные отношения (социальные отношения) — различные взаимодействия урегулированные социальными нормами, между двумя или более людьми, каждый из которых имеет социальную позицию, и осуществляет социальную роль. Социологи считают общественные отношения высшей формой социальных явлений по сравнению с поведением, действием, социальным поведением, социальным действием и социальным взаимодействием.

Условия возникновения и развития гражданского общества (слайд 1 )

  • Социальная свобода, демократическое государственное управление, существование общественной сферы политической деятельности и политической дискуссии

  • Гласность и высокая информированность граждан

Обсудить с классом:

  • Есть ли в России гражданское общество?

  • Что нужно для того, чтобы в России сформировалось гражданское общество?

Условия формирования гражданского общества в России (слайд 13)

  • Развитие всех форм собственности (особенно частной), развитие экономической конкуренции

  • Ликвидация основ любой безраздельной политической власти

  • Укрепления чувства личного достоинства

Обсудить: насколько каждое из условий развито на данный момент

Гражданское общество – это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная сетью добровольно образованных негосударственных структур во всех сферах жизнедеятельности общества и совокупностью негосударственных отношений – экономических, социальных, духовных, религиозных и других.

Структура гражданского общества:

1) негосударственные социально-экономические отношения и институты;

2) совокупность независимых от государства производителей и предпринимателей, частных собственников;

3) общественные объединения и организации;

4) политические партии и движения;

5) сфера воспитания и негосударственного образования;

6) система негосударственных средств массовой информации;

7) семья;

8) церковь.

Признаки гражданского общества:

1) полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

2) самоуправляемость;

3) конкуренция;

4) свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

5) всеобщая информированность и реальное осуществление права человека на информацию;

6) жизнедеятельность базируется на принципе координации;

7) многоукладность экономики;

8) легитимность власти;

9) правовое государство;

10) сильная социальная политика государства.

Причины возникновения гражданского общества:

1) частная собственность;

2) свободная рыночная экономика;

3) государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан.

Условия возникновения и развития гражданского общества:

1) социальная свобода, демократическое государственное управление, существование общественной сферы политической деятельности и политической дискуссии;

2) гласность и высокая информированность граждан.

Условия формирования гражданского общества в Российской Федерации:

1) создание института частных владельцев средств производства, развитие экономической конкуренции;

! в паре Гражданское общество?

2 Условия возникновения? Проверяем через самопроверку. Самопроверка и самооценка в рабочем листе вопрос №

В) Компоненты структуры гражданского общества?(Кластер)

Проилюстрируйте .

Г) Самоуправление. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

Учебник 1 (с. 200-201) или учебник 2 (с. 46-50).

Задание для учащихся: выяснить основные черты гражданского общества(Гражданское общество - это совокупность внегосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества. Основные его черты: добровольность объединений; защита и реализация частных интересов; надежда на взаимодействие, взаимопомощь и взаимовыручку.) Заполнить таблицу.

Сферы жизни общества

Примеры

Экономическая сфера

Социальная сфера

Сфера духовной культуры

Политическая сфера

3.  Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и Конституцией РФ

Учебник 1 (с. 203-204) или учебник 2 (с. 46-50), текст Конституции РФ.

Задание для учащихся: какую роль в жизни государства и общества играет местное самоуправление?

Глава 8. Местное самоуправление

Статья 130

1.  Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

2.  Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Статья 131

1.  Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

2.  Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Статья 132

1.  Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Статья 133

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления,

4.  Беседа по прочитанному тексту

-     Как формируются органы местного самоуправления? (Органы местного самоуправления формируются через систему всеобщих выборов.)

-     Почему государство передает часть своих функций органам местного самоуправления? (Центральным органам власти трудно решать вопросы местного значения, учитывать потребности каждого муниципального образования.)

-     Какие вопросы легче решить местным властям, а не федеральному правительству? (Например: ремонт дорог, освещение улиц, вывоз мусора и т. Э.)

IV. Закрепление изученного на уроке

-     Почему люди стремятся объединить свои усилия в отстаивании своих прав и свобод?

-     Выполните задание 2 на с. 205 учебника 1.

-     Как связаны органы местного самоуправления и гражданское общество?

-     Какие органы самоуправления существуют в вашем муниципальном образовании?

V.  Подведение итогов урока

-     Почему становление гражданского общества неразрывно связано с утверждением правового государства?

-     Может ли жизнь общества происходить без участия государства?

Закрепление

Ученики отвечают на вопросы:

  • Что такое гражданское общество?

  • Признаки гражданского общества

  • Какова взаимосвязь гражданского общества и государства?

Д/З .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!