СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект «Что такое природа?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дети должны узнать, на какие царства ученые делят живую природу; научиться классифицировать объекты природы; устанавливать взаимосвязи между человеком и природой.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект «Что такое природа?»»

План-конспект «Что такое природа?»

1. Организация начала урока.

1) Приветствие.

У: - Здравствуйте, дети! Меня зовут Анастасия Андреевна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

2) Проверка готовности к уроку.

У: - Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: учебник, дневник, пенал.

3) Мотивация к обучению и познанию.

У: - Ребята, начинаем урок окружающего мира.

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать

У: - Ребята, обратите внимание на наше одинокое дерево (на доске прикреплено дерево без листьев). У каждого из вас есть листочки разного цвета (лежат на парте). Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. После того, как ребята прикрепили листочки:

- Те, кто выбрали зеленые листья, будут выполнять все задания правильно.

Красные листья – покажут свою активность работать на уроке.

Желтые листья – буду стараться выполнить задания на отлично.

У: - С вашей помощью дерево ожило, оно покрылось разноцветной листвой. Красота дерева зависела от ваших стремлений и ожиданий. А правильность выполненной работы сегодня на уроке тоже будет зависеть от вас. Надеюсь, что вы приложите максимум старания при выполнении работы. Желаю вам всем получить пятёрки сегодня на уроке! За дело!

2. Постановка учебных задач

У: - Ребята, вам необходимо по группам разгадать пазлы по теме нашего урока.

У: - Чтобы убедиться правильно ли мы ухнали тему урока прочитаем стихотворение.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года

– Это все вокруг … (Природа)


У: - Верно, попробуйте определить задачи урока, используя «слова – помощники»: познакомимся, узнаем, будем учиться. В этом нам помогут специальные картинки на слайде.

О: - Узнаем царства живой природы.

О: - Живая и неживая природа.

У: - Так же мы поговорим о взаиодействие природы и человека. Связи в природе.

У: - Итак, на уроке мы познакомимся с разнообразием природы, научимся классифицировать объекты природы и устанавливать взаимосвязи внутри природы и между человеком и природой, будем говорить о ценности природы для людей.


3. Систематизация имеющихся знаний.

У: - Приступим к изучению природы. Чтобы узнать, что нас ждет дальше решим загадки.

1. Как будильник, птица эта.

Будит нас зимой и летом.

Алый гребень на голове.

Под клювом красная бородка.

«Ку-ка-ре-ку» он скажет мне.

И сядет на забор так ловко. (Петух)


2. Сто дощечек – грудь вперед

Окружили огород.

Сто еще таких же — рядом

Встали дружно перед садом. (Забор)


3. Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все ... (Солнце)


4. Под кустами белка скачет

И в траве орехи прячет.

Как кусты зовутся эти?

Мне, конечно, скажут дети. (Орешник)


5. То рыжая, то серая,

Но по названию белая. (Белка)


6. Куда бежит — сама не знает.

В степи ровна,

В лесу плутает,

Споткнётся у порога.

Что это? ... (Дорога)


7. Будто рыженькая свечка,

На холме стоит у речки.

Растрепалась ото сна

В иглах, в шишечках ... (Сосна)


8. Чёрен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног, да все без копыт. (Жук)


9. Маленький, удаленький,

Сквозь землю прошёл,

Красну шапочку нашёл. (Гриб)


10. Если плачу – не беда,

Вместо слёз течёт вода.

Я такой плакучий

Из-за серой тучи. (Дождь)


У: - На какие две группы можно разделить эти предметы?

О: - На природные объекты и те, что созданы руками человека.

У: - Перечислить объекты, созданные руками человека.

О: - Забор, дорога.

У: - Перечислите природные объекты.

О: - Петух, солнце, орешник, белка, жук, гриб, сосна, дождь.

У: - На какие две группы можно разделить природные объекты?

О: - На живую и неживую природу.

У: - Назовите объекты живой природы.

О: - Петух, орешник, белка, жук, гриб, сосна.

У: - Назовите объекты неживой природы.

О: - Солнце, дождь.


4. Формирование новых представлений и понятий. Отработка приемов работы с учебником.

У: - Природу распределяют по группам на живую и неживую. Как отличить живую природу от неживой?

О: - Живые существа дышат, питаются, растут, развиваются, дают потомство, умирают.

У: - Верно, вам необходимо заполнить схему, вставив в ячейки нужные объекты живой и неживой природы. Добавив по 2 собственных примера. (Взаимопроверка учащихся)

У: - Живую природу изучает наука биология (от греческих слов «биос» - жизнь, «логос» - наука).

(Учитель на доске записывает термин и развешивает картинки.)

У: - Внимательно рассмотрите объекты живой природы на презентации. На какие группы их можно разделить?

О: - Животные, растения, грибы.

У: - Ученые-биологи такие группы животных называют царствами: царство животных, царство растений, царство грибов. (Учитель записывает термин на доске.)

Есть еще одно царство, в котором живут крошечные организмы — бактерии. Впервые их увидели только тогда, когда изобрели микроскоп — увеличительный прибор. Многие бактерии в тысячи раз меньше песчинки.

У: - Бактерии — это царство живой природы. (С помощью картинок назвать царства)

— Назовите объекты царства животных.

— Назовите объекты царства растений.

— Назовите объекты царства грибов.

— Назовите объекты царства бактерий.

— Нарисуйте схему.


У: - Связи в природе

Мы с вами определили, что все объекты природы можно разделить на живые и неживые.

У: - Связаны ли между собой эти группы?

У: - Приведите примеры связей, используя картинки с изображением предметов, развешенные на доске.

О: - Белка питается орехами и грибами. Солнце и дождь помогают расти орешнику.

У: - Благодаря солнцу, дождю, воде, воздуху живут и растут растения. Растения служат животным пищей. Живая и неживая природа связаны между собой. — Приведите еще примеры связей в природе.

У: - Нарисуйте на листочке свою пищевую цепочку. Связи в природе.

У: - Значение окружающей природы для людей.

Построение на магнитной доске или фланелеграфе динамической схемы. Различные элементы модели обозначают экологическую (вода, пища), эстетическую (бабочка), гигиеническую (человек под душем), практическую (мебель), нравственную (посадка деревьев), познавательную (лупа) ценность природы. Учитель последовательно показывает рисунки и просит объяснить, какое значение природы в них «зашифровано». Тот из учащихся, кто наиболее точно сделает это, помещает знак на магнитную доску, стрелку направляет в сторону человека. После завершения составления модели кто-либо из учеников рассказывает по ней о роли природы в жизни людей. Рассказ ученика может быть составлен в соответствии с абзацем учебника.

У: - Вам необходимо объяснить, какое значение природы зашифровано в рисунках.

У: - Значение природы для людей. К живой или неживой природе относится человек?

О: - Человек относится к живой природе.

У: - А задумывались ли вы, ребята, над тем, что человек, срывая красивые цветы, вырубая леса, истребляя животных, делает беднее свою Родину? Ведь леса, луга и их обитатели – красота нашей земли. Почему, входя в лес. мы видим таблички “Берегите лес!”

О: - Ответы детей.

У: - Отдыхающие бывают разные: есть хорошие, а есть такие, которые рубят для костра молодые деревья, ломают кусты, оставляют разбитые бутылки, а самое страшное – разводят костры. Запомните! Самый страшный враг леса-пожар! И чем больше мы наносим вред природе, тем хуже становится нам, живущим на нашей планете. Почему?

О: - Выслушиваются ответы детей.

У: - Сделайте вывод. Природа – это источник чего?

(Высвечивается схема.) Природа-источник воздуха, пищи, воды. Представьте, мы пришли в лес и любуемся его растительным и животным миром. Какие чувства у вас возникают?

О: - Он нам нравится.

У: - Значит это источник красоты. Отдых, красота, свежий воздух, чистая вода, полезная пища-все это залог здоровья. Придя в лес, вы увидели надломленную ветку дерева. Как поступите?

О: - Подвяжу ветку.

У: - После отдыха в лесу у вас остались пустые коробки из-под сока, банки, пакеты. Что вы сделаете?

О: - Возьму с собой, чтобы выбросить в мусорные баки.

У: - Доброе отзывчивое отношение к природе – это источник чего?

О: - Доброты.

У: - Изучая природу, мы знаем, как строят свои муравейники муравьи, почему идет снег и светит солнце, почему разрушаются горы. И этот источник природы называется познание. Не только красота, доброта, познание окружают нас, но и то, что мы создаем, является источником материалов для хозяйственной деятельности.


5. Домашние задание

У: - Ответить на вопросы «Поверь себя», используя основной текст учебника. Рассмотреть рисунок под рубрикой разобраться, что относится к природе, а что нет; что относится у неживой, а что – к живой. Выполнить задание на выбор.


6. Подведение итогов урока.

У: - Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

- Какие выводы можно сделать по содержанию урока.

- Какое задание на уроке было для вас самым интересным?

- На следующем уроке вы узнаете, чем человек отличается от других живых существ.

- Смогли ли мы выполнить цель урока?

- На какие царства делится живая и неживая природа.


5. Домашнее задание.

Ответить на вопросы «Проверь себя», используя основной текст учебника. На рисунке под этой рубрикой разобраться, что относится к природе, а что нет; что относится к неживой, а что – к живой природе. Одно из заданий можно выполнить на выбор.


6. Подведение итога урока.

Учитель выясняет, что нового дети узнали на уроке, чему научились.

Учащимся предлагается сформулировать основные выводы по содержанию урока, которые сопоставляются с выводами учебника.

В конце урока читается «анонс» «На следующем уроке…». Он дается в интригующей для ребенка форме и заставляет подумать над вопросами, актуализирующими жизненный опыт детей.

При грамотном построении вводного урока ученики будут с нетерпением ожидать последующих уроков по данной теме.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!