СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План дистанционного урока «Расчет пропускной способности канала связи»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создание условий для формирования знаний по решению задач на определение скорости и времени передачи данных.

Просмотр содержимого документа
«План дистанционного урока «Расчет пропускной способности канала связи»»

МБОУ СОШ №4

Практическая работа «Расчет пропускной способности канала связи»

План – конспект урока





Пономаренко Елена Валентиновна






План – конспект урока

Тема урока: Практическая работа «Расчет пропускной способности»


Цель урока: создание условий для формирования знаний по решению задач на определение скорости и времени передачи данных.


Задачи урока:

Познавательные–научиться применять операции со степенями на уроках по информатике.

Обучающие -  приобрести новые знания по математике и по информатике в области решения задач на определение скорости и времени передачи данных

Воспитательные  - выработать целостный подход к изучаемым  дисциплинам, интерес к наукам, их взаимосвязи.


Оборудование:

  • Компьютерный класс;

  • приложение Microsoft Office 2003 и выше;

  • мультимедиа проектор;

  • система дистанционного обучения Moodle.

Вид урока: урок практика

Время проведения урока – 40 минут.

Структурные элементы учебного занятия:

  1. Организационный момент (2 мин)

  2. Повторение (3 мин)

  3. Представление нового материала (12 мин)

  4. Выполнение практического задания (20 мин)

  5. Подведение итогов урока. (3 мин)




Технологическая карта урока

Этап

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент

Приветствие учащихся. Проверка присутствующих.

Готовятся к уроку

2. Постановка учебной задачи.

Озвучивает тему урока, цель и задачи.

Задает вопросы по материалу предыдущего урока.

Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока.

Отвечают на вопросы.

3. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

При решении задач на определении скорости и времени передачи данных возникает трудность с большими числами (пример 3 Мбайта/с = 25 165 824 бит/с), поэтому проще работать со степенями двойки (пример 3 Мбайта/с = 3 * 223 бита/с).

Вспомним операции над степенями:

2N*2M=2N+M

2N/2M=2N-M

Рассмотрим кратные величины бита:

И наконец, вспомним таблицу степеней двойки:

Вспоминают решение примеров с операциями над степенями

4. Построение проекта выхода из затруднения

Скорость передачи данных по каналам связи ограничена пропускной способностью канала. Пропускная способность канала связи изменяется как и скорость передачи данных в бит/сек (или кратностью этой величины Кбит/с, Мбит/с, байт/с, Кбайт/с, Мбайт/с).

Для вычислении объема информации I переданной по каналу связи с пропускной способностью q за время t используют формулу:

I=q*t

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.п.)

5. Первичное закрепление.

1. Скорость передачи данных скоростного ADSL соединения равна 1024000 бит/c, а скорость передачи данных через 3G-модем равна 512000 бит/с. Определите на сколько секунд дольше будет скачиваться файл размером 9000 Кбайт через 3G-модем, чем через ADSL-соединение. (Ответ дайте в секундах).

Решение задачи

Объем файла 9000 Кбайт = 9000 * 213 бит.

Определим за какое время скачается файл по ADSL: 1024000 бит/с = 1000*210 бит/с, (9000*213)/(1000*210) = 9*23 = 9*8=72 секунды.

Определим за какое время скачается файл по 3-G: 512000 бит/с = 1000*29 бит/с, (9000*213)/(1000*29) = 9*24 = 9*16=144 секунды.

Найдем разность времени скачивания: 144 - 72 = 72 секунды.

2. Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 512 000 бит/c. Передача файла через это соединение заняла 1 минуту. Определить размер файла в килобайтах.

Решение:

  1. выделим в заданных больших числах степени двойки; переведем время в секунды (чтобы «согласовать» единицы измерения), а скорость передачи – в кбайты/с, поскольку ответ нужно получить в кбайтах:

1 мин = 60 с = 4 · 15 с = 22 · 15 с

512000 бит/c = 512 · 1000 бит/с = 29 · 125 · 8 бит/с = 29 · 53 · 23 бит/с
= 212 · 53 бит/с = 29 · 53 байт/с = кбайт/с = кбайт/с

  1. чтобы найти объем файла нужно умножить время передачи на скорость передачи:

кбайт/с кбайткбайт

  1. таким образом, ответ – 3750 кбайт.

3. Скорость передачи данных через ADSL-соединение равна 128000 бит/c. Через данное соединение передают файл размером 625 кбайт. Определите время передачи файла в секундах.

Решение:

1) выделим в заданных больших числах степени двойки и переведем размер файла в биты, чтобы «согласовать» единиц измерения:

128000 бит/c = 128 • 1000 бит/с = 27 • 125 • 8 бит/с = 27 • 53 • 23 бит/с = 210 • 53 бит/с

625 кбайт = 54 кбайт = 54 • 213 бит

2) чтобы найти время передачи в секундах, нужно разделить размер файла на скорость передачи:

3. У Толи есть доступ к сети Интернет по высокоскоростному одностороннему радиоканалу, обеспечивающему скорость получения информации 219 бит в секунду. У Миши нет скоростного доступа в Интернет, но есть возможность получать информацию от Толи по низкоскоростному телефонному каналу со средней скоростью 215 бит в секунду. Миша договорился с Толей, что тот будет скачивать для него данные объемом 5 Мбайт по высокоскоростному каналу и ретранслировать их Мише по низкоскоростному каналу.

Компьютер Толи может начать ретрансляцию данных не раньше, чем им будут получены первые 512 Кбайт этих данных. Каков минимально возможный промежуток времени (в секундах) с момента начала скачивания Толей данных до полного их получения Мишей?

Решение задачи

Для решения данной задачи необходимо учесть время которое потратит Толя для скачивания 512 Кбайт данных с интернета (T1) и время ретрансляции 5 Мбайт данных от Толи к Мише по низкоскоростному каналу (Т2). Все время затраченное на получение данных Мишей равно Т=Т1+Т2.

Найдем Т1: 512 Кбайт = 512*1013 бит = 29*213 = 222 бит, Т1=222/219=23=8 секунд

Найдем Т2: 5 Мбайт = 5*223 бит, Т2=5*223/215 = 5 *28= 5 * 256 = 1280 секунд

Найдем все время затраченное на скачивание данных: Т = 1280 + 8 = 1288 секунд.


Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Зайдите на сайт de.adygmath под своим логином и паролем

выберите курс «Информатика и ИКТ»

выберите Тема 3- самостоятельная работа.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

7. Рефлексия деятельности (итог )

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.




Текст задач

  1. Через ADSL-соединение файл размером 0,25 Мбайт передавался 8 секунд. Сколько секунд потребуется для передачи файла размером 800 Кбайт? (25)

  2. Модем передаёт данные со скоростью 1Мбит/сек. Передача текстового файла заняла 30 секунд. Определите, сколько страниц содержал переданный текст, если известно, что он был представлен в кодировке Unicode, а на одной странице – 3072 символа? (640)

  3. Какое количество байтов будет передаваться за 1 секунду. По каналу с пропускной способностью 100 Кбит/с? (12800)

  4. Пропускная способность канала связи 1 Мбит/с. Канал не подвержен воздействию шума (например, оптоволоконная линия). Определите, за какое время будет передан файл объемом 2 Мбайт. (16).

  5. Пропускная способность канала связи 1 Мбит/с. Канал подвержен воздействию шума, поэтому избыточность кода передачи составляет 20%. Определите, за какое время будет передан файл объемом 2 Мбайт. (19,2).


Для начала нужно перевести 2 Мбайт в биты:

2 Мбайт=2*1024*1024*8=16 777 216 бит =2*220*23=224 бит
Затем полученные биты разделить на пропускную способность:
16 777 216 / 1048576 (1мбит/с) = 16 секунд
224/220 =24 =16 секунд
2) Переводим байты в биты:
2 Мбайт =2*8= 16 Мбит
Добавляем избыточность кода в 20%:
16 + (16 / 5) = 19,2 МБит
Время, затраченное на передачу кода:
19,2 / 1 = 19,2 секунды


Домашнее задание

Документ объемом 5 Мбайт можно передать с одного компьютера на другой двумя способами:

А) Сжать архиватором, передать архив по каналу связи, распаковать.

Б) Передать по каналу связи без использования архиватора.

Какой способ быстрее и насколько, если

  • средняя скорость передачи данных по каналу связи составляет 222 бит в секунду, 

  • объем сжатого архиватором документа равен 20% от исходного,

  • время, требуемое на сжатие документа — 8 секунд, на распаковку – 2 секунды?

В ответе напишите букву А, если способ А быстрее, или Б, если быстрее способ Б. Сразу после буквы напишите количество секунд, насколько один способ быстрее другого. Так, например, если способ Б быстрее способа А на 23 секунды, в ответе нужно написать Б23. Слов «секунд», «сек.», «с.» к ответу добавлять не нужно.

Ответ: Б2

Документ (без упаковки) можно передать по каналу связи с одного компьютера на другой за 40 сек. Если предварительно упаковать документ архиватором, передать упакованный документ, а потом распаковать на компьютере получателя, то общее время передачи (включая упаковку и распаковку) составит 20 сек. Размер упакованного документа составляет 20% размера исходного документа. Сколько всего времени (в секундах) ушло на упаковку и распаковку данных? Слов «секунд», «сек.», «с.» к ответу добавлять не нужно. Ответ: 12


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!