СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План анализа стихотворения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План анализа стихотворения. Поможет учащимся в написании анализа стихотворения, сочинения по стихотворному тексту.

Просмотр содержимого документа
«План анализа стихотворения»

План анализа стихотворения.


1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.

3.Жанр стихотворения:эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д. 

4. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста.Цитаты из текста, подтверждающие выводы. Какое настроение становится для стихотворения определяющим в целом. Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся.

5.Композиция стихотворения, его деление на строфы /как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы. Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

6.Образ лирического героя, авторское "Я".
- сам автор, 
- рассказ от лица персонажа, 
- автор играет какую-то роль. 


7. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения:

-Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.

-Проанализировать художественные приёмы (тропы), которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения и др.

-Какую лексику использует автор:

- бытовую, повседневную 
- литературную, книжную 
- публицистическую 
- архаизмы, устаревшие слова


-Особенности поэтического синтаксиса (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи):
- антитеза/противопоставление; 
- градация - например: светлый - бледный - едва заметный; 
- инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; 
- повторы/рефрен; 
- риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа; 
- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам. 

-Поэтическая фонетика: 
Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи. 
- аллитерация - повторение одинаковых согласных; 
- анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; 
- ассонанс - повторение гласных; 
- эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф. 


8.Ритм стиха, стихотворный размер,рифма.
Размер: 
акцентный стих; 
_ _' _ амфибрахий; 
_ _ _' анапест; 
верлибр (свободный или белый стих); 
'_ _ _ дактиль; 
дольник; 
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный; 
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге); 

Рифма: 
аабб - парная; 
абаб - перекрёстная; 
абба - кольцевая. 
анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха. 
переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент). 


9. Мое восприятие этого стихотворения.

10. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Есть ли в творчестве этого поэта сходные с ним, можно ли сравнить это стихотворение с  творчеством другого поэта




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!