СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пла-конспект урока по теме: "Церковь и духовенство в средневековом обществе"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В XI-XIII в.в. церковь в Европе  достигла большого могущества. Без неё не обходилось ни одного события.

Просмотр содержимого документа
«Пла-конспект урока по теме: "Церковь и духовенство в средневековом обществе"»

История 6 класс

Урок№ 12 дата: 10.10.23.

Учитель: Синицына А.В.

План-конспект урока

Тема: Церковь и духовенство в средневековом обществе

Цели: Раскрыть сословный характер средневекового общества. Способствовать формированию представления учащихся о понятии «сословие». Отметить иерархичность устройства церкви и привилегии духовенства.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Словарный диктант.

Карточка № 1: Прочитай вопросы и подготовь ответ на них:

- Используя карту, расскажи, какие города контролировали основные торговые пути в Европе и связи с Востоком?

- Как и зачем устраивали ярмарки? Какие из них были наиболее известны?

Карточка № 2: Прочитай вопросы и подготовь ответ на них:

- В чем состояли трудности и опасности деятельности купца в Средние века?

- Чем занимались менялы, ростовщики и банкиры?

2. Изучение нового материала.

В XI - XIII в.в. церковь в Европе достигла большого могущества. Без неё не обходилось ни одного событие. Церковь не признавала никаких границ, ни государственных, ни языковых. Она утверждала единство европейских народов, являлась, как не уставали повторять ученые - богословы и приходские священники, совершенным угодным Богу сообществом людей. Мысль о том, что можно благополучно жить и не быть при этом верным сыном христианской церкви, средневековому европейцу просто не могла прийти в голову. Мир, окружавший его, привязанности, повседневные поступки являлись частью установленного Богом порядка. Не верить, не молиться, не ходить в церковь - в глазах людей средневековья было против самой жизни. Средневековая церковь обладала огромной властью в христианском мире. Средневековье было христианской цивилизацией. Жизнь общества и человека проходила в неразрывной связи с религией, требованиями церкви.

Cредневековая религия утверждала, что мир созданный Богом разумен и гармоничен. Всё общество поделено Богом на 3 слоя, 3 сословия:

1. «те, кто молится» (монахи и священники)

2. «те, кто воюет» (светские феодалы)

3. «те, кто трудится» (крестьяне, горожане).

Сословие - большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающимися по наследству.


Схема "Сословия средневековой Европы".


Духовенство относилось к I сословию, самому главному. Ведь церковь считалась посредником между людьми и Богом, а образцом для подражания считался святой человек отрекшийся от земных забот и соблазнов и страдал во имя веры, и даже стал бедным (стр. 127).

При этом церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами.

Десятина – особый налог на содержание духовенства и храмов.

Индульгенции – специальные папские грамоты о прощении грехов?


Схема «Источники обогащения церкви».

До середины XI века христианская церковь считалась единой. Но в Западной Европе главой церкви был папа римский, а в Византии - патриарх. Со временем между церквами на Западе и Востоке возникли разногласия и заметные различия.

В 1054 году во время очередного конфликта папа и патриарх предали друг друга проклятию - произошёл окончательный разрыв, раскол христианской церкви на западную и восточную.

1054 - разделение Христианской церкви на Западную и Восточную.

Итог: католическая и православная церковь - это ветви христианской религии.

Однако этого было мало. Задание: Прочитайте текст учебника стр. 130-132 и ответьте на следующие вопросы:

- Когда усилилась борьба пап за светскую власть?

- Сколько лет длилась эта борьба?

- Каковы ее результаты?

Учитель: В течении раннего средневековья на съездах высшего духовенства- церковных соборах были постепенно выработаны и утверждены главные догматы (непреложные истины) христианской веры: учение о Троице (Бог, Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух); о роли церкви как единственном посреднике между людьми и Богом; празднование церковных праздников; о существовании ада, рая, чистилища и др.

Но не все верующие понимали эти догматы. Многие сомневались. Им были не по душе действия церкви, жадность и испорченность духовенства. С каждым днем таких людей становилось все больше и больше. Это были горожане, рыцари, даже простые священники, монахи. Они открыто критиковали церковь: этих людей называли еретиками.

Еретик - противник господствующего вероучения церкви.

Вопрос классу: Как вы думаете, ребята, сильно ли была церковь обеспокоена распространением ересей?..

Правильно. Католическая церковь боролась с еретиками: преследовала их и жестоко с ними расправлялась. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви.

Учитель: - Для усиления своей власти и борьбы с ересями и еретиками папа создал в XIII веке специальной церковный суд - инквизицию.

Инквизиция - особый церковный суд для борьбы с еретиками.

Видя, как народ почитает людей, живущих в бедности, папы римские поддержали в начале XIII века ордены нищенствующих монахов-проповедников.

Орден – организация монахов или рыцарей со своими целями и правилами поведения (рассказ учителя в объеме учебника).

Домашнее задание: п.16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!