ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Питание и пищеварение.
(Тема урока)
-
| Класс | 8 |
-
| Тема и номер урока в теме | Питание и пищеварение, урок №1 |
-
| Базовый учебник | «Биология. Человек», 8 класс, В.В. Пасечник Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2017г. |
4. Цель урока: Сформировать у обучающихся знания о составе пищи, о морфолого-анатомической структуре пищеварительной системы человека, о значении системы органов пищеварения.
5. Задачи:
- обучающие:
-раскрыть значение пищеварения для организма и определить функции питательных веществ; ввести понятия «пластический обмен» и «энергетический обмен»;
-сформировать понятия “пищевые продукты” и “питательные вещества”, “питание” и “пищеварение”, “органы пищеварения” и “пищеварительные железы»,
-объяснить отличие понятий «продукты питания» и «питательные вещества»;
- изучить особенности строения пищеварительной системы;
- развивающие:
развивать мыслительные способности учащихся: анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы и обобщения;
-воспитательные
формировать коммуникативные умения, способность работать коллективно, повышать мотивацию к изучению предмета, воспитывать чувство необходимости бережного отношения к своему здоровью;
Деятельность обучающихся на уроке направлена формирование
личностных результатов:
- знание принципов и основ здорового образа жизни на основе здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение человека; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами являются:
- умение владеть исследовательской и проектной деятельностью, умения видеть проблему, ставить вопросы, структурировать материал, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать информацию;
- способность выбирать установки действий к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами урока являются:
- выделение признаков пищеварительной системы и процессов пищеварения;
- приведение доказательств родства человека с животными; зависимости здоровья человека от правильного питания и окружающей среды;
- необходимость соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с неправильным питанием, не знанием физиологических особенностях процесса пищеварения.
Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Технологии примененные на уроке: технология проблемного обучения, обучение в сотрудничестве.
Методы обучения: Информационно-развивающие (рассказ, беседа, демонстрационный фильм, презентация), проблемно-поисковый (проблемная ситуация, дискуссия), репродуктивный (пересказ, упражнение).
Формы работы учащихся:
фронтальная: эвристическая беседа;
групповая: самостоятельная работа в группах с ЦОР: интерактивной моделью, иллюстрациями; текстом лекций, поиск ответа на проблемный вопрос;
индивидуальная: самостоятельная работа с таблицей, составление схемы, самостоятельный поиск информации по информационному модулю ЦОР.
Необходимое техническое оборудование:
мультимедийный проектор.
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Образовательные понятия, технологии используемые в уроке | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | Организацион- ный момент | | Приветствует учащихся, Настраивает на позитивную, плодотворную работу. | Приветствуют учителя. | 1 |
2 | Актуализация знаний учащихся | Технология проблемного обучения | Проблемная ситуация: «Покупая продукты на каждом из них написан состав. Что вы знаете и учитываете ли, его при своем выборе?» Дискуссия об известных учащимся питательных веществах, о их количественном отличии. Грамотности в питании обучающихся. Приобретение знаний о продуктах и питательных веществах. Состав: белки, жиры, углеводы. Учитель подводит к определению темы урока. Учащиеся формируют цель урока и вопросы требующие знаний. | 3 |
4 | Введение нового материала | Значение питания Этапы пищеварения Пищевые продуты и вещества Технология обучения в сотрудничестве | Организует самостоятельную работу в группах. (На доске задания для 3 групп) Прочитать первую часть лекции «Питание и пищеварение» (до «пищеварения»), выполнить задание в тетради, ответить на вопросы учителя. Какое значение питания. Из каких 2 этапов состоит питание. Почему пища должна быть разнообразной? Контроль правильности выполнения задания. Корректировка. | Выполняют работу по группам. Затем высказывают общее решение. Класс записывает ответы в тетради. | 5 |
4.Продукты, содержащие белки, жиры, углеводы (рефлексия) | Вопрос учителя: 1. В чем отличия «питательные вещества» и «пищевые продукты»? 2. Что должно произойти с пищевыми продуктами, что бы они выделили необходимую для жизни энергию? | Учащиеся отвечают на вопрос. Осуществляют просмотр презентации. | 3 |
5.Пищеварение Технология проблемного обучения | Формулирует проблемный вопрос: «Что называется «пищеварением»? Правильно ли понимать «варится»? Организует самостоятельную работу, используя текст и слайд презентации. Подводит итоги самостоятельной работы, проверят правильность заполнения схемы. | Читают учебник с. 157, анализируют таблицу учебника «Превращение пищевых веществ в ходе пластического обмена» и заполняют схему (вставьте пропущенные слова). Записывают определение. Отвечают на проблемный вопрос. | 5 |
6. Строение системы пищеварения | Демонстрирует систему органов пищеварения. --Какие органы пищеварения обозначены цифрами 1-9? Выпишите их названия. --Какие органы системы не являются частью пищеварительного канала. - Как они соединяются с ним? | Работа в печатной тетради. Отвечают на вопросы. | 4 |
7.Общий вид пищеварительной системы человека | Прослушаем видиофрагмент, запишем этапы пищеварения. Контролирует выполнение работы. Дополнение учителя. | Самостоятельно работают в тетради. Этапы: 1.Механическая обработка пищи и частичное химическое ее расщепление. 2. Химическое ращепление до простых веществ. 3. Всасывание питательных веществ в кровь. 4. Удаление продуктов распада. | 7 |
5 | Первичное закрепление материала | 8. Органный уровень организации живой материи на примере пищеварительной системы человека. Технология разноуровневого обучения | Предлагает выполнить на доске лабораторную работу, содержащую интерактивный модуль. - Из органов пищеварительной системы расположите последовательность системы пищеварения. - Почему печень называется от слова «печка»? | Самостоятельное выполнение учащимися. Потому, что она расщепляет жиры, для этого нужна большая температура. | 5 |
9.Тепловая обработка пищевых продуктов. | Анализирует результаты выполнения учащимися заданий. Предлагаю выслушать сообщение вашего одноклассника о «необходимости термической обработки некоторых продуктов и важности свежих овощей» | Слушают, анализируют выступление. Дополняют. | 3 |
6 | Подведение итогов урока | | Рефлексия. Делает вывод об активности работы учащихся на уроке. | | 2 |
7 | Сообщение Д/З П. 30 | Технология разноуровневого обучения | Сообщает домашнее задание. Желающие пишут ответы на вопросы 1-3 с. 161 Предлагает темы сообщений: Какие бывают зубы? Какое строение у зубов? Почему важно здоровье зубов? | Записывают домашнее задание. Определяют форму своей работы | 1 |