Организация класса (2 мин) | Словесный (Рассказ, объяснение) | Здравствуйте! Садитесь. Дорогие ребята сегодня мы поговорим о письмах, которые солдаты писали с фронта своим родным и близким. Прошло уже 75 лет со времени окончания второй мировой войны, но отголоски её всё ещё доносятся до нас. Это и могилы неизвестных солдат, снаряды и осколки, оставшиеся на полях сражений, окопы и воронки от взрывов снарядов и бомб – эти раны на земле. Это и память еще оставшихся в живых участников сражений и память тех, кто ковал нашу победу, обеспечивая армию всем необходимым. Одним из таких памятников войны являются солдатские письма – “треугольники” | Здороваются с учителем. Садятся на свои места. Слушают учителя. | Регулятивные: -умение самостоятельно организовывать собственную деятельность Коммуникативные: -формирование умения слушать и слышать; Личностные: -умение определить круг своего незнания по данной теме, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. |
Основная часть (38 мин) | Словесный (рассказ, беседа, объяснение) Наглядный | Мы с вами разделились на группы, и каждая группа подготовила небольшое выступление о фронтовых письмах. Один человек из каждой группы нам сейчас расскажет подготовленное в группе выступление. Теперь предоставляем слово 1 группе. Слушает выступление. Молодцы! Слушаем 2 группу. Слушает выступление. Молодцы! Сейчас мы бы хотели послушать 3 группу. Слушает выступление. Молодцы! Теперь просим выступить со своим сообщением 4 группу. Слушает выступление. В связи с 75-летим ВОВ, давайте сделаем письма-треугольники и напишем своим прабабушкам и прадедушкам теплые слова и пожелания. Нам понадобятся листы, ручки и карандаши. - Вы сейчас услышали письма с фронта. С чего они начинались? - О чём писали солдаты? - А как заканчивались письма солдат Давайте сделаем вывод: что обязательно должно быть в письме? Закройте глаза, прислушайтесь к своему сердцу и выразите в своих письмах те слова, которые вы хотели бы сказать своим родным бабушкам и дедушка. Чтобы сложить письмо в треугольник, посмотрите на экран, там подробная схема. | Слушают учителя. Главное для солдата на войне не только автомат и граната, бойцу важно знать, что его ждут дома. Большое значение имели письма родных на фронт. Они поднимали боевой дух солдат. Полевая почта работала с первых дней войны. Называлась она так, потому что письма доставлялись солдатам туда, где шли боевые действия, на поле сражения. Чаще всего солдаты отправляли письма без конвертов, просто складывая их в солдатские треугольники. На конверте солдаты указывали номер Полевой почты, по которому и можно было написать ему ответ. Письма с фронтов Великой Отечественной войны — документы огромной силы. Сейчас я прочитаю вам письма ученицы к своему учителю. 16-летняя Соня Степина не сразу решилась написать бывшему учителю математики Михаилу Еськину письмо на фронт и признаться ему в любви. И только после нескольких писем, которые получил от него коллектив школы, Соня послала Михаилу весточку. В ней девушка писала: «Часто вспоминаю ваши уроки, Михаил Петрович. Помню, как дрожала и трепетала при каждом звуке вашего голоса…» И вскоре командир взвода Михаил Еськин ответил Соне: «Я прочитал твое письмо с большой радостью. Ты не представляешь, как счастливы здесь люди, читая письма от знакомых и близких». Переписка стала постоянной. Когда Михаил сообщил Соне, что «немного поцарапан и теперь отлеживается в медсанбате», девушка с горячностью ответила: «Я бы прилетела, будь у меня крылья…» Молодые люди полюбили друг друга. Почти три года длилась эта переписка. В 1944 году Михаил и Соня поженились. Не все вернулись с фронта домой, кто-то погиб, кто-то пропал без вести, но письма бережно хранят родные. И продолжается ниточка памяти от отца к сыну, от дедушки к внукам и правнукам. Не было на фронте человека, который бы не скучал по родному дому. Неслучайно почти все письма начинаются с обращения к родным и близким: «милая мама», «мои родные», «дорогие мои дети», «любимая Маша» и т.д. Как правило, в письмах бойцов встречаются короткие повествования о войне. Отправляли родным стихи, фотографии, вырезки из газет-листовок. Поскольку письма писали прямо с поля боя, «с переднего края», фронтовики по мере того, как шла война, все чаще указывали места, где шел бой. Обычно всего одной строкой: «пишу из Пруссии», «отстояли Одер», «привет из Беларуси». До самой победы воевала гвардии старшина Наталья Черняк. В своем письме матери она писала: «Милая, мама! Вчера у нас в части был большой праздник. Нашему корпусу вручили Гвардейское знамя. Мамочка, мне выдали новые сапоги. Мой 36-й размер. Представляешь, как я довольна. Сейчас 3 часа ночи. Сижу на дежурстве и пишу тебе. Читаю в свободное время Маяковского. Да, чуть не забыла, мамочка, пришли мне ноты: вальсы Штрауса «Весенние голоса», «На голубом Дунае», украинские и русские песни. Это нужно для нашего оркестра» Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. Пишут письма и складывают в виде треугольников | Познавательные: -умение анализировать; -выделять основную мысль из полученной информации; Коммуникативные: -формирование и аргументация своего мнения в коммуникации; формирование коммуникативных действий, ведение диалога. Личностные: -воспитание чувства личного сопереживания тем, кто воевал на фронтах в годы ВОВ и служил Родине в тылу, -чувства гордости за свою страну, жившие в ней поколения наших предков и родной народ |
Рефлексия (5мин) | Словесный (рассказ, беседа, диалог) | Что вы узнали о письмах с фронта? Чем важны были письма для солдат? Что вы научились делать? Мы с вами, дети 21 века, не должны забывать уроки истории! Мы должны быть счастливы и благодарны судьбе за то, что не собираем хлебные крохи и не стоим под пулями с автоматом в руках! Спасибо вам за работу! | Отвечают на вопросы учителя. Анализируют свою работу | Коммуникативные: -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Личностные: -осуществление эмоциональной рефлексии. Регулятивные: -оценка своей деятельности. |