Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Прогимназия №9 «Ручеек»
г. Хасавюрт
Письменный отчет
об организации педагогического процесса с детьми, уровень развития которых отличается от нормативного, и создании условий для динамических изменений психологического развития детей
старшего воспитателя
МКОУ «Прогимназия №9 «Ручеек»
Батырмурзаевой Надии Вагабовны
2019 год
В своей педагогической деятельности я придерживаюсь принципа индивидуального сопровождения воспитанника, который заключается в целенаправленной систематической совместной деятельности педагога и ребенка. Она строится на основе индивидуальных возможностей самого дошкольника и определяет последовательность дальнейших действий с целью развития его способностей.
Организуя педагогический процесс с детьми, уровень которых отличается от нормативного, создаю условия для динамических изменений их психологического развития. С этой целью разрабатываю индивидуальный образовательный маршрут, который представляет собой персональный путь компенсации трудностей в обучении и развитии, а в дальнейшем реализации личностного потенциала воспитанника:
интеллектуального;
эмоционально-волевого;
деятельностного;
нравственно-духовного.
На подготовительном этапе создания индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников я изучила методическую литературу по данному вопросу – научные труды Ш.Ю. Амонашвили, В.В. Давыдова, Т.Н. Князева и др.
Мною выявлена группа дошкольников, испытывающих трудности в процессе обучения:
личностные;
регулятивные;
познавательные;
коммуникативные.
По результатам педагогического наблюдения были составлены рекомендации для родителей данных воспитанников по основным направлениям развития дошкольников:
«Социально-коммуникативное развитие»;
«Познавательное развитие»;
«Речевое развитие»;
«Художественно-эстетическое развитие»;
«Физическое развитие».
Далее выявляла причины возникновения трудностей развития воспитанника. После подобной работы проводился ряд диагностик. По результатам педагогического наблюдения мной заполнены диагностические карты по образовательным областям:
«Социально-коммуникативное развитие»;
«Познавательное развитие»;
«Речевое развитие»;
«Художественно-эстетическое развитие»;
«Физическое развитие».
Далее мною сформулированы цели и задачи предстоящей работы, подобрано содержание, методы и приемы педагогического воздействия.
Цель моей педагогической деятельности – создание социально – психологических условий для развития и воспитания детей.
Для достижения поставленной цели я ставлю перед собой и решаю следующие задачи:
создание специальных социально – психологических условий для динамических изменений психологического развития детей, уровень развития которых отличается от нормативного;
систематическое отслеживание динамики его психологического развития в процессе усвоения программы.
Для достижения этого я провожу следующую работу:
1. согласовываю действия с медицинской сестрой и другими специалистами ДОУ, совместно с ними планирую и организую целенаправленную интеграцию
2. создаю портфолио ребенка (это прежде всего копилка личных достижений малыша в различных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций.)
3. разрабатываю рекомендации родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития ребёнка с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.
4. провожу диагностику
5. коррекционную работу
6. развивающую работу
7. провожу фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии.
8. подгрупповые и групповые занятия, объединяя нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии.
9. составляю индивидуальный образовательный маршрут для детей, имеющих проблемы в освоении программного материала и в общении со сверстниками, либо для одаренных воспитанников.
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития.
Составляющей данного маршрута является индивидуальная карта развития ребенка - это документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике.
Индивидуальный образовательный маршрут реализуется во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения.
Таким образом, использование индивидуальных карт развития ребенка и индивидуальных образовательных маршрутов, способствуют развитию природного потенциала каждого ребенка, являются педагогической
поддержкой личностного самоопределения воспитанника. Совокупность всех условий воспитании и обучения детей дошкольного возраста позволяет обеспечить такой уровень развития ребенка, который помогает ему успешно и без больших потерь войти в школьную жизнь.
Индивидуальная работа с каждым воспитанником строилась с учетом индивидуальных особенностей детей и степени нарушения, их интересов и способностей. На занятиях использовались как традиционные приемы работы, так и современные технологии. Компьютерные дидактические игры для развития психических процессов и мультимедийные презентации особенно нравились детям и повышали эффективность педагогического процесса, повышая познавательную активность дошкольников.
Благодаря усилиям всех участников педагогического процесса коррекционного обучения и значимую роль в этом процессе играют родители. Поэтому, планируя работу с родителями, старалась разнообразить формы и методы привлечения родителей к познавательной деятельности с детьми. В начале учебного года провела родительское собрание с целью раскрыть необходимость совместных усилий в преодолении проблем в развитии. Мною была проведена консультация для родителей с практическими советами. Цель этой встречи – познакомить родителей с методами и приемами работы в условиях семейного воспитания. В течение учебного года выпускала памятки и рекомендации для родителей с целью пропаганды совместной познавательной деятельность с детьми. Перечисленные формы работы с родителями, считаю необходимыми, так как они дают возможность родителям принимать в них непосредственное участие, повышают их педагогическую компетентность.
Таким образом, в ходе организации педагогического процесса с детьми, уровень развития которых отличается от нормативного я составила и приступила к реализации индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников, у которых были выявлены трудности в развитии.
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:
режимные моменты;
образовательная деятельность (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемых в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования);
- самостоятельная деятельность;
В ходе реализации индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников, испытывающих трудности в обучении, были созданы педагогические условия для их устранения и выявлена положительная динамика их психологического развития.
Старший воспитатель
МКОУ «Прогимназия №9 «Ручеек» Батырмурзаева Н.В.
Директор
МКОУ «Прогимназия №9 «Ручеек» Маликова М.Г.