Тема: Письменность и знания древних египтян
Класс: 5
Цель: способствовать формированию представлений об особенностях древнеегипетской письменности, о развитии научных знаний в Древнем Египте;
Задачи: раскрыть особенности и сложность египетской письменности, историю ее дешифровки; создать условия для формирования представлений о древнеегипетской школе; воспитать уважительное отношение к чужой культуре.
Планируемы результаты:
Предметные: описывать памятники истории и культуры древних египтян; выявлять закономерности появления письменности и научных знаний египтян; объяснять термины «иероглиф», «папирус».
Метапредметные: организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; самостоятельно обнаруживать и формулировать цель, проблему; анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления.
Личностные: осваивать гуманистические традиции и ценности египетского общества.
Оборудование: проектор, ноутбук, колонки.
Тип урока: открытие новых знаний
Форма обучения: индивидуальная, фронтальная работа, работа в малых группах.
Мотивационно-целевой этап
А. Организационный момент (1 минута). Приветствие учеников.
Б. Актуализация знаний (3 минуты). Ответы на вопросы:
1. Какие виды искусства были развиты в Древнем Египте?
2. Назовите архитектурные сооружения Древнего Египта.
3. Какая египетская пирамида была самой высокой?
4. Каковы особенности живописи Древнего Египта?
В. Постановка темы (3 минуты)
Учитель: Проводя раскопки, археологи обнаружили, что стены египетских храмов, гробниц и саркофагов были покрыты загадочными знаками. Здесь можно было разглядеть и змею, и птицу ибиса, человеческий глаз, пирамиду…Такие знаки египтяне еще в древности называли иероглифами – «священными письменами». Ученые долго не могли их расшифровать. Французский ученый Франсуа Шампольон впервые увидел иероглифы в 11 лет. «Я прочту это, когда вырасту» - сказал юный Шампольон, с тех пор это стало его мечтой. Как вы думаете, он сумел осуществить свою мечту?
Предположите, о чем мы будет говорить на уроке? Сформулируйте тему.
Ориентировочный этап (1 минута)
Ребята, предположите, как мы организуем работу? (самостоятельно, в парах, группах). Где вы можете найти необходимую информацию? (в книге)
III.Поисково-исследовательский этап
«Загадочные письмена» (7 минут)
Учитель: Письменность в Др. Египта возникла 5000 лет назад, раньше, чем в остальных странах мира. У древних египтян накопилось большое количество знаний, которые они захотели передать другим. Возможно, это стало одной из причин появления письменности.
Учитель: Ребята, вспомните, когда вы пришли в школу, каким навыкам вас научили? (читать, писать, считать)
Учитель: Предлагаю сегодня выступить в роли египтян, которые учатся писать. Первыми знаками письма были рисунки, иероглифы – священные письмена. Выучить их было трудно, как вы думаете, почему? Сколько букв в русском алфавите? (33) А в египетском письме насчитывалось около 750 иероглифов!
Учитель: Каждый иероглиф обозначал букву, звук, целое слово. Предположите, как египтяне могли обозначать следующие слова: вода, огонь, солнце, видеть.
Учитель: Французский ученый Шампольон предположил, что египетские иероглифы, заключенные в рамку, обозначают имя какого-нибудь фараона. Давайте попытаемся вместе разгадать загадку египетских иероглифов.
Подсказки: Бог Солнца – Ра, Бог в виде птицы ибис – Тот.
Учитель: Задание «Дешифровщик». Сейчас я вам раздам египетские иероглифы с переводом на наш алфавит. Ваша задача – расшифровать в группах текст, используя данные обозначения. На работу 3 минуты. (приложение 1)
Ответ: «История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого» (цитата Ключевского)
Физкультминутка (2 минуты)
Б. Египетские папирусы ( 5 минут)
Учитель: Писать мы научились, а теперь хорошо бы познакомиться с материалом, на котором писали египтяне.
Основным материалом для письма был папирус. (просмотр видеоролика «Изготовление папируса»)
Папирус- ломкий материал, его нельзя складывать так, как складывают бумагу в современной книге. Поэтому его листы склеивали в длинные полосы, которые сворачивали в трубки (свитки).
Какие письменные принадлежности еще использовали египтяне? Объясните, как ими пользовались. (работа с учебником)
IV. Практический этап (7 минут)
Учитель: Где египтяне могли научиться писать, считать? (в школе) Как вы думаете, школа в Древнем Египте была похожа на нашу современную или же отличалась? (работа с учебником)
Давайте закрепим наши знания о древнеегипетской школе. Для этого составьте в парах сравнительную таблицу «Сходства и различия древнеегипетской и современной школы». На работу 5 минут.
Древнеегипетская школа | Современная школа |
Сходства |
различия | различия |
Заслушиваются ответы учеников
V.Рефлексивно-оценочный этап (5 минут)
Давайте подведем выводы по сегодняшней теме. Закончите предложения (приложение 2)
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
я научился…
у меня получилось…
я смог…
меня удивило…
Домашнее задание:
Ребята, мы всю тему изучили? (Нет, мы не рассмотрели знания древних египтян.)
Дома по п.3 § 12 сделать небольшой кроссворд по теме «Научные знания древних египтян» (ок. 5 слов)
Подготовиться к контрольной работе по теме «Древний Египет» (Повторить §§6-12)
Приложение 1
-
ь Щ , Ы
Ш .
Приложение 2
Лист самооценки _________________________________________(Фамилия, имя)
1. На уроке для меня было важно______________________________________ ______________________________________________________________ |
2. На уроке мне было сложно_________________________________________ _______________________________________________________________ |
3. Теперь я умею__________________________________________________ __________________________________________________________________ |
4. На уроке у меня получилось_____________________________________ ______________________________________________________________ |
5. Я оцениваю свою работу на ________ (поставь себе оценку) |