СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Письменность и знания древних египтян

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока "Письменность и знания древних египтян" создавалась для проведени открытого урока ко Дню преемственности между учителями начальных классов и учителями, работающими в 5 классе. Структура урока соответствует требованиям ФГОС, также имеется презентация к данной теме. В разработку включены раздаточные материалы, листы самооценивания.

Просмотр содержимого документа
«Письменность и знания древних египтян»

Тема: Письменность и знания древних египтян

Класс: 5

Цель: способствовать формированию представлений об особенностях древнеегипетской письменности, о развитии научных знаний в Древнем Египте;

Задачи: раскрыть особенности и сложность египетской письменности, историю ее дешифровки; создать условия для формирования представлений о древнеегипетской школе; воспитать уважительное отношение к чужой культуре.

Планируемы результаты:

Предметные: описывать памятники истории и культуры древних египтян; выявлять закономерности появления письменности и научных знаний египтян; объяснять термины «иероглиф», «папирус».

Метапредметные: организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; самостоятельно обнаруживать и формулировать цель, проблему; анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления.

Личностные: осваивать гуманистические традиции и ценности египетского общества.

Оборудование: проектор, ноутбук, колонки.

Тип урока: открытие новых знаний

Форма обучения: индивидуальная, фронтальная работа, работа в малых группах.


































  1. Мотивационно-целевой этап

А. Организационный момент (1 минута). Приветствие учеников.

Б. Актуализация знаний (3 минуты). Ответы на вопросы:

1. Какие виды искусства были развиты в Древнем Египте?

2. Назовите архитектурные сооружения Древнего Египта.

3. Какая египетская пирамида была самой высокой?

4. Каковы особенности живописи Древнего Египта?

В. Постановка темы (3 минуты)

Учитель: Проводя раскопки, археологи обнаружили, что стены египетских храмов, гробниц и саркофагов были покрыты загадочными знаками. Здесь можно было разглядеть и змею, и птицу ибиса, человеческий глаз, пирамиду…Такие знаки египтяне еще в древности называли иероглифами – «священными письменами». Ученые долго не могли их расшифровать. Французский ученый Франсуа Шампольон впервые увидел иероглифы в 11 лет. «Я прочту это, когда вырасту» - сказал юный Шампольон, с тех пор это стало его мечтой. Как вы думаете, он сумел осуществить свою мечту?

Предположите, о чем мы будет говорить на уроке? Сформулируйте тему.

  1. Ориентировочный этап (1 минута)

Ребята, предположите, как мы организуем работу? (самостоятельно, в парах, группах). Где вы можете найти необходимую информацию? (в книге)



III.Поисково-исследовательский этап

  1. «Загадочные письмена» (7 минут)

Учитель: Письменность в Др. Египта возникла 5000 лет назад, раньше, чем в остальных странах мира. У древних египтян накопилось большое количество знаний, которые они захотели передать другим. Возможно, это стало одной из причин появления письменности.

Учитель: Ребята, вспомните, когда вы пришли в школу, каким навыкам вас научили? (читать, писать, считать)

Учитель: Предлагаю сегодня выступить в роли египтян, которые учатся писать. Первыми знаками письма были рисунки, иероглифы – священные письмена. Выучить их было трудно, как вы думаете, почему? Сколько букв в русском алфавите? (33) А в египетском письме насчитывалось около 750 иероглифов!

Учитель: Каждый иероглиф обозначал букву, звук, целое слово. Предположите, как египтяне могли обозначать следующие слова: вода, огонь, солнце, видеть.

Учитель: Французский ученый Шампольон предположил, что египетские иероглифы, заключенные в рамку, обозначают имя какого-нибудь фараона. Давайте попытаемся вместе разгадать загадку египетских иероглифов.



Подсказки: Бог Солнца – Ра, Бог в виде птицы ибис – Тот.

Учитель: Задание «Дешифровщик». Сейчас я вам раздам египетские иероглифы с переводом на наш алфавит. Ваша задача – расшифровать в группах текст, используя данные обозначения. На работу 3 минуты. (приложение 1)

Ответ: «История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого» (цитата Ключевского)

Физкультминутка (2 минуты)

Б. Египетские папирусы ( 5 минут)

Учитель: Писать мы научились, а теперь хорошо бы познакомиться с материалом, на котором писали египтяне.

Основным материалом для письма был папирус. (просмотр видеоролика «Изготовление папируса»)

Папирус- ломкий материал, его нельзя складывать так, как складывают бумагу в современной книге. Поэтому его листы склеивали в длинные полосы, которые сворачивали в трубки (свитки).

Какие письменные принадлежности еще использовали египтяне? Объясните, как ими пользовались. (работа с учебником)

IV. Практический этап (7 минут)

Учитель: Где египтяне могли научиться писать, считать? (в школе) Как вы думаете, школа в Древнем Египте была похожа на нашу современную или же отличалась? (работа с учебником)

Давайте закрепим наши знания о древнеегипетской школе. Для этого составьте в парах сравнительную таблицу «Сходства и различия древнеегипетской и современной школы». На работу 5 минут.

Древнеегипетская школа

Современная школа

Сходства

различия

различия

Заслушиваются ответы учеников

V.Рефлексивно-оценочный этап (5 минут)

Давайте подведем выводы по сегодняшней теме. Закончите предложения (приложение 2)

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

я научился…

у меня получилось…

я смог…

меня удивило…

Домашнее задание:

Ребята, мы всю тему изучили? (Нет, мы не рассмотрели знания древних египтян.)

Дома по п.3 § 12 сделать небольшой кроссворд по теме «Научные знания древних египтян» (ок. 5 слов)

Подготовиться к контрольной работе по теме «Древний Египет» (Повторить §§6-12)

























Приложение 1

-

ь Щ , Ы

Ш .







Приложение 2

Лист самооценки _________________________________________(Фамилия, имя)

1. На уроке для меня было важно______________________________________

______________________________________________________________

2. На уроке мне было сложно_________________________________________

_______________________________________________________________

3. Теперь я умею__________________________________________________

__________________________________________________________________

4. На уроке у меня получилось_____________________________________

______________________________________________________________

5. Я оцениваю свою работу на ________ (поставь себе оценку)













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!