I. Организационный момент | Приветствие учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Этап вызова - мотивации к учебной деятельности |
1. Актуализация знаний | Частично-поисковый: прием «Понятийное колесо», прием визуализации темы | –Какие понятия, ассоциации возникают у вас при слове «культура»? -Учитель корректирует ответы, постепенно заполняя схему на интерактивной доске -Посмотрите внимательно на экран (слайд 2): как вы думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке? | Называют понятия, | Регулятивные: принимают учебную задачу; управление своей деятельностью Коммуникативные: речевая деятельность Познавательные: анализ полученной информации | Корректировка формулировок |
2. Формулирование темы урока | Фронтальная беседа | На протяжении двух уроков мы познакомимся с культурными достижениями Киевской Руси. И начнем мы знакомство с письменности -Какую или какие из трех иллюстраций (слайд 3) письменности вы считаете правильной (-ми) для сегодняшнего урока? Почему? | Учащиеся формулируют тему урока Отвечают на вопрос | Регулятивные: принимают учебную задачу | Корректировка формулировки темы |
3. Постановка проблемных задач | Фронтальная беседа с опорой на слайд презентации | - (слайд 4) Перед вами икона и памятник, на которых изображены святые. Знаете ли вы их имена? (Кирилл и Мефодий.) Что вам о них известно? Проблемные задачи (слайды 5-6): -зачем нужно было создавать азбуку для Руси? - почему кириллица вытеснила глаголицу? - в чем особенность древнерусского алфавита? - в чем трудность изучения древнерусской азбуки? | Учащиеся отвечают на вопрос учителя и вместе с ним формулируют проблемы | Регулятивные :управление своей деятельностью Коммуникативные :речевая деятельность Познавательные :работа с информацией, анализ | Беседа по изображениям богов на слайде |
III. Этап осмысления - усвоение новых знаний и способов действий. |
1. Письменность Древней Руси | Чтение текста Объяснительно-иллюстративный, проблемный. | -Работа в парах: прочтите фрагмент исторического документа (см. Приложение ниже), подчеркивая слова или предложения, которые вам будут непонятны. - Что было непонятного в тексте документа? - Что нового вы узнали? Слайды 7-13: беседа по слайдам о берестяных грамотах и новгородском мальчике Онфиме | Читают фрагмент. Коллективно выполняют задание на закрепление прочитанного материала | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Познавательные: развивают навыки чтения, осуществляют анализ текста, сравнивают, делают выводы. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других | Контроль за правильностью выполнения задания |
Динамическая пауза |
2. Древнерусские цифры | Иллюстративно-проблемный | Слайды 14-15. Учитель организует беседу на материале слайдов: -Запишите число 12. Проверьте правильность вашей записи (щелчком мышки удалить фигуру на слайде). -В чем трудность такой записи цифр? | Анализируют материал. | Регулятивные: управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность Познавательные: строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство; выдвигают гипотезы и обосновывают их. Коммуникативные: выстраивают монологический ответ; допускают существование различных точек зрения | Беседа по вопросам |
3. Древнерусские книги | Объяснительно-иллюстративный | Рассказ одного из учеников (задание дается заранее) по иллюстрациям презентации о древнерусских книгах. (слайды 17-22) | Записывают ключевые слова | Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану Познавательные :работа с информацией, умение обобщать, развитие образного мышления. | Беседа |
III. Этап рефлексии - закрепление знаний и способов действий. |
1. Что мы узнали на уроке | Проблемно-поисковый. Метод фишбоун, синквейн | Вместе с детьми заполняет схему на интерактивной доске, выслушивая предложения учащихся. Учащиеся пишут синквейн | Беседа | Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной и письменной речи. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Беседа по вопросам |
VI. Информация о домашнем задании | Сообщение учителя | Комментирует задание. § 10 (разделы 1-3), в рабочей тетради (М.Н.Чернова. Рабочая тетрадь по истории России. 6 к. часть 1) по § 10 выполняют задания 2-4. Для желающих: создание интеллект-карты по темам «Письменность и грамотность в Древней Руси», «Древнерусские книги» | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу | |