СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Письма о добром и прекрасном"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы посвященный Д.С. Лихачеву.

Просмотр содержимого документа
«"Письма о добром и прекрасном"»

Министерство культуры Новосибирской области

государственное бюджетное учреждение культуры Новосибирской области

«Областная детская библиотека им. А.М. Горького»

Отдел обслуживания 5-11 классов











10+

«О добром и прекрасном»

Урок литературы






































Новосибирск 2021

Пояснительная записка

Урок - форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями).Например, урок литературы, урок памяти. Может включать занимательные и игровые элементы. Возможны такие виды уроков: урок веселый, урок занимательный, урок-игра, урок-путешествие, урок-сказка, урок-фантазия.

Методика проведения:

  1. Определить цель урока

  2. Определить читательское назначение

  3. Отбор литературы и написание сценария речи

  4. Создание медиа-ресурсов для наглядного понимания темы

  5. Проведение урока в аудитории

Время проведения - не более 45 минут.















































«О добром и прекрасном»



Цель: сохранение и развитие российской духовной культуры

Задачи:

  • Познакомить с писателем Д.С. Лихачевым и донести смысл книги «Письма о добром и прекрасном

  • Сформировать навык осознанного чтения

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня на уроке литературы мы поговорим о русском писателе Д.С. Лихачеве. На нашем уроке мы прочитаем отрывки из книги «Письма о добром и прекрасном», мудрые высказывания этой книги подскажут вам как не затеряться в поисках пути и истины.

Кто может сказать кто же такой Д.С. Лихачев? (ответы учащихся)

Ведущий:

Сейчас дети я вам расскажу кто такой Д.С. Лихачев.

Дми́трий Серге́евич Лихачёв (28 ноября 1906, Санкт-Петербург, Российская империя — 30 сентября 1999, Санкт-Петербург, Российская Федерация) — советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН (до 1991 — АН СССР). Председатель правления Советского (с ноября 1991 — Российского) фонда культуры (1986—1993).

Российский ученый-литературовед и общественный деятель, академик РАН Дмитрий Сергеевич Лихачев родился 28 ноября (15 ноября по старому стилю) 1906 года в Санкт-Петербурге в семье инженера-электрика Сергея Михайловича Лихачева. В 1923 году Дмитрий Лихачев поступил в Ленинградский университет на факультет общественных наук на отделение языкознания и литературы, где он учился одновременно в двух секциях: рС 1938 года жизнь Дмитрия Лихачева была связана с Пушкинским домом – Институтом русской литературы (ИРЛИ АН СССР), где он начал работать младшим научным сотрудником, затем стал членом ученого совета (1948), а позже – заведующим сектором (1954) и отделом древнерусской литературы (1986). Во время Великой Отечественной войны с осени 1941 года до весны 1942 года Дмитрий Лихачев жил и работал в блокадном Ленинграде, откуда был эвакуирован с семьей по "Дороге жизни" в Казань. За самоотверженный труд в осажденном городе он был награжден медалью "За оборону Ленинграда".

С 1946 года Лихачев работал в Ленинградском государственном университете (ЛГУ): сначала в должности доцента, а в 1951–1953 годах – профессора. На историческом факультете ЛГУ он читал спецкурсы "История русского летописания", "Палеография", "История культуры Древней Руси" и другие. Изучению культуры Древней Руси и ее традиций Дмитрий Лихачев посвятил большую часть своих трудов: "Национальное самосознание Древней Руси"(1945), "Возникновение русской литературы" (1952), "Человек в литературе Древней Руси" (1958), "Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого" (1962), "Поэтика древнерусской литературы" (1967), эссе "Заметки о русском" (1981). Русской культуре и наследованию ее традиций посвящен сборник "Прошлое – будущему" (1985).(Слайд 2)

Много внимания Лихачев уделял исследованию великих памятников древнерусской литературы "Повесть временных лет" и "Слово о полку Игореве", которые были им переведены на современный русский язык с комментариями автора (1950). В разные годы жизни этим произведениям были посвящены различные статьи и монографии ученого, переведенные на многие языки мира. Дмитрий Лихачев был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР (1953) и действительным членом (академиком) АН СССР (1970). Он являлся иностранным членом или членом-корреспондентом академий наук ряда стран: Академии наук Болгарии (1963), Сербской академии наук и искусств (1971), Венгерской академии наук (1973), Британской академии (1976), Австрийской академии наук (1968), Геттингенской академии наук (1988), Американской академии искусств и наук (1993).(Слайд 3)

Ведущий:

А сейчас нам Библиотекарь прочитает отрывок из книги Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном»

Библиотекарь:

В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.
   Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.
   Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». Главное действующее лицо этого произведения – Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

Ведущий:

Скажите ребята, а вы всегда честны с людьми? Как вы думаете нужно быть одинаково честными с людьми или же с кем то можно быть не честным?

Дети:

Если не быть честными с людьми то пропадет доброта, доверие. Поэтому нужно всегда быть честным во всем. И по отношению к людям и в учебе.

Ведущий:

Правильно. А сейчас мы просмортим не большой фильм о Д.С. Лихачеве и вы напишите отзывы об уроке. Что запомнилось и что понравилось.

Ведущий:

На следующем уроке мы поговорим с вами о современных писателях, которые написали книги для подростков, об отношении с родителями и сверстниками. До новых встреч!





























Список использованной литературы:

  1. Зубок В. Идея России. Жизнь и творчество Дмитрия Лихачева..- Москва: [б.и.], 2017.- 200с.

  2. Лихачев, Дмитрий Сергеевич Письма о добром и прекрасном.- Режим доступа: https://bookscafe.net/read/lihachev_dmitriy-pisma_o_dobrom_i_prekrasnom-70380.html#p1 (дата обращения 16.03.21)

  3. Дмитрий Сергеевич Лихачев.- Режим доступа: https://fishki.net/1755976-dmitrij-sergeevich-lihachyov.html (дата обращения 16.03.21)

































Приложение

Рис. 1 Д.С. Лихачев

Рис. 2 Семья Д.С. Лихачева



Рис.3 Лихачев о «Слове»
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!