СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Письма о добром и прекрасном" Д.С.Лихачева и "Капитанская дочка " А.С.Пушкина как образец построения аргумента в ЕГЭ и ОГЭ/работа ученика 10 класса Миронова Д.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал, созданный учеником Дмитрием Мироновым, 10 класс. 

Просмотр содержимого документа
«"Письма о добром и прекрасном" Д.С.Лихачева и "Капитанская дочка " А.С.Пушкина как образец построения аргумента в ЕГЭ и ОГЭ/работа ученика 10 класса Миронова Д.»

«Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва и «Капитанская дочка» А.С. Пушкина как образец построения аргумента в сочинении ОГЭ и ЕГЭ        Выполнил:      ученик 9 «Б» класса      Миронов Дмитрий      Руководитель:      Шмелькова А.А.

«Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва и «Капитанская дочка» А.С. Пушкина как образец построения аргумента в сочинении ОГЭ и ЕГЭ

Выполнил:

ученик 9 «Б» класса

Миронов Дмитрий

Руководитель:

Шмелькова А.А.

Цель: научиться использовать материал художественных и публицистических произведений для аргументации при написании сочинения формата ОГЭ (9.3) Задачи: прочитать «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва определить основную мысль каждого письма соотнести поступки героев «Капитанской дочки» А.С. Пушкина с проблемными размышлениями Д.С. Лихачёва

Цель: научиться использовать материал художественных и публицистических произведений для аргументации при написании сочинения формата ОГЭ (9.3)

Задачи:

  • прочитать «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва
  • определить основную мысль каждого письма
  • соотнести поступки героев «Капитанской дочки» А.С. Пушкина с проблемными размышлениями Д.С. Лихачёва
№ 1 «Большое в малом»/ Проблема смысла жизни, жизненной цели   Если у человека есть цель, то она должна проявляться во всем, даже в самом малом, незначительном. Поговорка «цель оправдывает средства», по мнению Дмитрия Сергеевича Лихачева, безнравственна и даже губительна. Автор призывает быть целеустремленным. В «Капитанской дочке» чтобы узнать нужную информацию Иван Кузьмич предлагает высечь пленного башкирца. Но у него нет языка. Это говорит о том, что нельзя физически издеваться над человеком, даже если это военная необходимость. Швабрин ради личной выгоды лжет, предает, пытается подставить Гринева. Присягает самозванцу, изменяет своему долгу, в итоге теряет все и уважение других людей.

№ 1 «Большое в малом»/ Проблема смысла жизни, жизненной цели

Если у человека есть цель, то она должна проявляться во всем, даже в самом малом, незначительном. Поговорка «цель оправдывает средства», по мнению Дмитрия Сергеевича Лихачева, безнравственна и даже губительна. Автор призывает быть целеустремленным.

  • В «Капитанской дочке» чтобы узнать нужную информацию Иван Кузьмич предлагает высечь пленного башкирца. Но у него нет языка. Это говорит о том, что нельзя физически издеваться над человеком, даже если это военная необходимость.
  • Швабрин ради личной выгоды лжет, предает, пытается подставить Гринева. Присягает самозванцу, изменяет своему долгу, в итоге теряет все и уважение других людей.
№ 2 «Молодость – вся жизнь»/ Проблема дружбы   Настоящие друзья приобретаются в молодости. Молодость – время сближения. Об этом нужно помнить и дорожить друзьями, ведь дружба очень помогает и в горе и в радости. Дмитрий Сергеевич Лихачев призывает беречь молодость и друзей до самой старости. В «Капитанской дочке» главный герой находит настоящих друзей как раз в момент своего взросления. Именно молодой человек может искренне посочувствовать «разбойнику» Пугачёву. И этой дружбой дорожат оба

№ 2 «Молодость – вся жизнь»/ Проблема дружбы

Настоящие друзья приобретаются в молодости. Молодость – время сближения. Об этом нужно помнить и дорожить друзьями, ведь дружба очень помогает и в горе и в радости. Дмитрий Сергеевич Лихачев призывает беречь молодость и друзей до самой старости.

В «Капитанской дочке» главный герой находит настоящих друзей как раз в момент своего взросления. Именно молодой человек может искренне посочувствовать «разбойнику» Пугачёву. И этой дружбой дорожат оба

№ 3 «Самое большое»/ Проблема доброты, счастья   В чем самая большая цель в жизни? Увеличивать добро. А добро – это счастье. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человекам задачу, которую необходимо решить. Цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким. В «Капитанской дочке» добро рождает добро. Пётр Гринёв дарит случайному путнику, выведшему их из бурана, заячий тулупчик. И позже Пугачев вспомнит этот добрый поступок и помилует Гринёва. Отец оказывает огромное влияние на формирование характера Гринева. Несмотря на возможность сыну служить в столице, отправляет его в небольшую крепость, чтобы получил опыт военного дела и «был солдат, а не шаматон» Мать и отец не хотели идти навстречу желанию сына и принять его выбор жениться. Но когда Маша нуждалась в помощи, приняли ее. И в этом, и есть мудрость и великодушие .

№ 3 «Самое большое»/ Проблема доброты, счастья

  • В чем самая большая цель в жизни? Увеличивать добро. А добро – это счастье. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человекам задачу, которую необходимо решить. Цель добра начинается с малого – с желания добра своим близким.
  • В «Капитанской дочке» добро рождает добро. Пётр Гринёв дарит случайному путнику, выведшему их из бурана, заячий тулупчик. И позже Пугачев вспомнит этот добрый поступок и помилует Гринёва.
  • Отец оказывает огромное влияние на формирование характера Гринева. Несмотря на возможность сыну служить в столице, отправляет его в небольшую крепость, чтобы получил опыт военного дела и «был солдат, а не шаматон»
  • Мать и отец не хотели идти навстречу желанию сына и принять его выбор жениться. Но когда Маша нуждалась в помощи, приняли ее. И в этом, и есть мудрость и великодушие .
№ 3 «Самое большое»/ Проблема патриотизма, национализма   Нужно быть патриотом, а не националистом. Не стоит ненавидеть каждую семью, потому что любишь свою. Не стоит ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом есть большая разница. Патриотизм – это любовь к своей стране, а национализм – это ненависть ко всем другим. В «Капитанской дочке» герои честно защищают своё государство. Национальность не имеет значения. Хотя мы и видим казнённого Юлая, но эта казнь продиктована проблемами политического характера

№ 3 «Самое большое»/ Проблема патриотизма, национализма

Нужно быть патриотом, а не националистом. Не стоит ненавидеть каждую семью, потому что любишь свою. Не стоит ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом есть большая разница. Патриотизм – это любовь к своей стране, а национализм – это ненависть ко всем другим.

В «Капитанской дочке» герои честно защищают своё государство. Национальность не имеет значения. Хотя мы и видим казнённого Юлая, но эта казнь продиктована проблемами политического характера

№ 3 «Самое большое»/ Проблема мудрости, хитрости Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость постепенно чахнет и оборачивается против самого хитреца. Потому что хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает. Мудрость приносит добро, прочное счастье и спокойную совесть. В «Капитанской дочке» Швабрин совершает ряд подлых поступков, что характеризует его как труса, предателя и лжеца. Ранит Гринева на дуэли воспользовавшись его невнимательностью. Он хитростью пытается настроить Гринёва против Маши, но сам же потом будет наказан. Во время штурма крепости Пугачевым переходит на его сторону и становится комендантом. Но всё обернётся против него. От него отвернутся и пугачёвцы, и государство.

№ 3 «Самое большое»/ Проблема мудрости, хитрости

Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость. Хитрость постепенно чахнет и оборачивается против самого хитреца. Потому что хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает. Мудрость приносит добро, прочное счастье и спокойную совесть.

В «Капитанской дочке» Швабрин совершает ряд подлых поступков, что характеризует его как труса, предателя и лжеца. Ранит Гринева на дуэли воспользовавшись его невнимательностью. Он хитростью пытается настроить Гринёва против Маши, но сам же потом будет наказан. Во время штурма крепости Пугачевым переходит на его сторону и становится комендантом. Но всё обернётся против него. От него отвернутся и пугачёвцы, и государство.

№ 3 «Самое большое»/ Проблема верности Верность – важное качество человека. Каждому из нас должна быть присуща верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек: верность молодости, родным, семье, друзьям, стране, народу. Верность себе есть верность правде – правде-истине и правде-справедливости. В «Капитанской дочке» пример настоящей верности мы видим в сцене присяги «государю». Ни комендант, ни Гринёв даже под страхом казни не собираются присягать «разбойнику и вору».

№ 3 «Самое большое»/ Проблема верности

  • Верность – важное качество человека. Каждому из нас должна быть присуща верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек: верность молодости, родным, семье, друзьям, стране, народу. Верность себе есть верность правде – правде-истине и правде-справедливости.
  • В «Капитанской дочке» пример настоящей верности мы видим в сцене присяги «государю». Ни комендант, ни Гринёв даже под страхом казни не собираются присягать «разбойнику и вору».
№ 4 «Самая большая ценность - жизнь»/ Проблема отношения людей друг к другу   К людям нужно быть открытым, терпимым, искать в них лучшее. Умение находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно. В «Капитанской дочке» Петр Гринёв после дуэли пытается найти в Швабрине хорошее. Считает, что на дуэль его подтолкнула любовь. Наверное, поэтому жизнь Гринёва складывается счастливее.

№ 4 «Самая большая ценность - жизнь»/ Проблема отношения людей друг к другу

К людям нужно быть открытым, терпимым, искать в них лучшее. Умение находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.

В «Капитанской дочке» Петр Гринёв после дуэли пытается найти в Швабрине хорошее. Считает, что на дуэль его подтолкнула любовь. Наверное, поэтому жизнь Гринёва складывается счастливее.

№ 4 «Самая большая ценность - жизнь»/ Что такое жизнь? Жизнь – это дыхание. Нужно избавиться от всего, что стесняет движение мысли, что давит душу. Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая все заботы. Самая большая ценность в мире – жизнь. Жизнь бесконечно глубока. В «Капитанской дочке» есть подтверждение этой мысли. Перед нападением Пугачёва на крепость, жена коменданта говорит, что она отправит из крепости Машу, потому что она ещё молода и ей жить да жить.

№ 4 «Самая большая ценность - жизнь»/ Что такое жизнь?

  • Жизнь – это дыхание. Нужно избавиться от всего, что стесняет движение мысли, что давит душу. Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая все заботы. Самая большая ценность в мире – жизнь. Жизнь бесконечно глубока.
  • В «Капитанской дочке» есть подтверждение этой мысли. Перед нападением Пугачёва на крепость, жена коменданта говорит, что она отправит из крепости Машу, потому что она ещё молода и ей жить да жить.
№ 5 «В чем смысл жизни?»/ Проблема достоинства Жизнь нужно прожить с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от некоторых удовольствий, уметь извиняться, признавать свои ошибки. В «Капитанской дочке» юный Гринёв начинает свою взрослую жизнь с выпивки и проигрыша на бильярде. Потом он требует со своего дядьки Савельича заплатить долг. Но Пётр Андреевич смог осознать свои ошибки. И больше их не повторял

№ 5 «В чем смысл жизни?»/ Проблема достоинства

  • Жизнь нужно прожить с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от некоторых удовольствий, уметь извиняться, признавать свои ошибки.
  • В «Капитанской дочке» юный Гринёв начинает свою взрослую жизнь с выпивки и проигрыша на бильярде. Потом он требует со своего дядьки Савельича заплатить долг. Но Пётр Андреевич смог осознать свои ошибки. И больше их не повторял
№ 5 «В чем смысл жизни?»/ Нужно ли творить добро ? Жизнь – это творчество, но это не значит, что каждый человек должен быть художником или ученым. Нужно творить добро вокруг себя. Жизненная задача должна диктоваться добротой. Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп. Автор считает, что счастья достигает тот, кто старается других сделать счастливыми. В «Капитанской дочке» счастья добиваются те, кто не мечтал о высоком, а честно жил и служил. Это Петр Гринёв, Маша Миронова

№ 5 «В чем смысл жизни?»/ Нужно ли творить добро ?

  • Жизнь – это творчество, но это не значит, что каждый человек должен быть художником или ученым. Нужно творить добро вокруг себя. Жизненная задача должна диктоваться добротой. Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп. Автор считает, что счастья достигает тот, кто старается других сделать счастливыми.
  • В «Капитанской дочке» счастья добиваются те, кто не мечтал о высоком, а честно жил и служил. Это Петр Гринёв, Маша Миронова
№ 6 «Цель и самооценка»/ Проблема цели, самооценки Когда человек выбирает жизненную цель, он оценивает себя. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он оценивает себя на уровне этих благ. Если человек живет ради людей, то он оценивает себя на уровне человечества. Он ставит себе цель, достойную человека. Автор считает, что только жизненно необходимая цель позволяет человеку жить с достоинством и получать от жизни радость. В «Капитанской дочке» и Мироновы, и Гринёвы проживают счастливую жизнь, потому что они жили не ради чинов и званий. Главное и в той и в другой семье было честное отношение к миру и к людям. Потому и не принимают они «смертоубийства», за которое сослан в крепость Швабрин. Не принимают и предательства. Выше всех обычного капитана Миронова оценила императрица.

№ 6 «Цель и самооценка»/ Проблема цели, самооценки

  • Когда человек выбирает жизненную цель, он оценивает себя. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он оценивает себя на уровне этих благ. Если человек живет ради людей, то он оценивает себя на уровне человечества. Он ставит себе цель, достойную человека. Автор считает, что только жизненно необходимая цель позволяет человеку жить с достоинством и получать от жизни радость.
  • В «Капитанской дочке» и Мироновы, и Гринёвы проживают счастливую жизнь, потому что они жили не ради чинов и званий. Главное и в той и в другой семье было честное отношение к миру и к людям. Потому и не принимают они «смертоубийства», за которое сослан в крепость Швабрин. Не принимают и предательства. Выше всех обычного капитана Миронова оценила императрица.
№ 7 «Что объединяет людей?»/ Нужно ли заботиться о других? Забота скрепляет отношения между людьми. С самого рождения человек окружен заботой. За заботу о себе дети платят заботой о родителях. Эта забота перерастает в память об ушедших родителях. Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист. Забота объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена на будущее. Незаботливый человек или беззаботный – человек недобрый и не любящий никого. В «Капитанской дочке» есть яркий пример того, что забота помогает спасть людей. Машу Миронову принимают родители Петра Гринёва, хотя ранее не соглашались на сын своего сына с этой девушкой. А потом Маша бросается к императрице, чтобы спасти любимого

№ 7 «Что объединяет людей?»/ Нужно ли заботиться о других?

  • Забота скрепляет отношения между людьми. С самого рождения человек окружен заботой. За заботу о себе дети платят заботой о родителях. Эта забота перерастает в память об ушедших родителях. Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист. Забота объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена на будущее. Незаботливый человек или беззаботный – человек недобрый и не любящий никого.
  • В «Капитанской дочке» есть яркий пример того, что забота помогает спасть людей. Машу Миронову принимают родители Петра Гринёва, хотя ранее не соглашались на сын своего сына с этой девушкой. А потом Маша бросается к императрице, чтобы спасти любимого
№ 10 «Честь истинная и ложная»/ Проблема чести и совести   Между честью и совестью есть одно различие. Совесть всегда исходит из глубины души, она не бывает ложной. А представления о чести бывают ложными, и эти ложные представления наносят ущерб обществу. Это так называемая «честь мундира». Честь истинная - всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне человеческой души В «Капитанской дочке» речь как раз и идёт о чести. «Береги честь смолоду», - говорит отец Петру Гринёву. И это не только о чести мундира. Пётр будет честно служить, честно любитьи честно дружить.

№ 10 «Честь истинная и ложная»/ Проблема чести и совести

  • Между честью и совестью есть одно различие. Совесть всегда исходит из глубины души, она не бывает ложной. А представления о чести бывают ложными, и эти ложные представления наносят ущерб обществу. Это так называемая «честь мундира». Честь истинная - всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне человеческой души
  • В «Капитанской дочке» речь как раз и идёт о чести. «Береги честь смолоду», - говорит отец Петру Гринёву. И это не только о чести мундира. Пётр будет честно служить, честно любитьи честно дружить.
Благодарю за внимание
  • Благодарю за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!