План - конспект урока по теме «Пищеварение в ротовой полости»
Цель: изучить строение ротовой полости и процессы химической обработки пищи в ротовой полости.
Задачи:
Образовательная: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы.
Развивающая: познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, деятельностью слюнных желез, регуляцией слюноотделения, строением зубов.
Воспитательная: содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни, заложить основу для понимания правил гигиены полости рта.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы урока: словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа.
Формы работы: индивидуальные, групповые.
Оборудование: компьютер, комплект компьютерных слайдов.
Лабораторное оборудование: кусочек накрахмаленного сухого бинта, блюдце со слабым раствором йода, ватные палочки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация изученного материала.
Сегодня, на уроке мы узнаем, какие изменения с пищей происходят в ротовой полости. А чтобы освежить нашу память и настроится на работу, давайте повторим:
Что такое питание?
Методы изучения пищеварения.
Органы пищеварительной системы.
Функции пищеварительной системы.
Что такое ферменты?
III. Изучение нового материала.
Можете посмотреть друг на друга, улыбнуться и даже показать язык.
Язык – это орган, который определяет вкус пищи, её качество и температуру, что очень важно для нашего здоровья. Зубами мы откусываем и измельчаем пищу, а слюной смачиваем её.
Слюна пропитывает пищу веществами, содержащимися в ней, обеспечивая тем самым её химическую обработку.
- Как же образуется слюна? Рефлекторно. Рассказ учителя о безусловных и условных рефлексах.
- Тысячи мелких желёз в полость рта постоянно выделяют слюну, сюда же, открываются протоки трех пар больших слюнных желез: околоушной, подъязычной, поднижнечелюстные. В сутки эти железы выделяют слюны –до 1,5л. Слюна – это смесь секретов всех слюнных желез и представляет собой бесцветную слизистую мутноватую жидкость. Она содержит – лизоцим, вещество обладающее бактерицидными свойствами, муцин –придающий вязкость слюне, амилазу и мальтазу - ферменты, расщепляющие углеводы
2. Выполнение лабораторная работа по теме: “Действие ферментов слюны на крахмал”.
Что доказывает появление белого круга на синем фоне, который мы нарисовали слюной на накрахмаленном кусочке бинта?
Что крахмала в области рисунка нет. Куда он мог деться под действием слюны, только расщепиться. Крахмал - углевод, а поэтому, делаем вывод: в ротовой полости начинают расщепляться углеводы.
Общий вывод: Ферменты слюны в ротовой полости начинают переваривать углеводы (крахмал) до глюкозы, активны они в слабощелочной среде при температуре тела (37оС).
Центры слюноотделения находятся в продолговатом мозге.
При страхе у человека нарушается рефлекс выделения слюны и продукт проглотить он не может. Слышали о пытке рисом?
Если человек был виновен, он сильно нервничал, и у него прекращалось выделение слюны, поэтому он не мог проглотить рис. А у невиновного такого чувства не было, слюна смачивала рис, и он глотал его ( такое испытание было в Древней Индии).
Физкультминутка.
Кроме химической обработки в ротовой полости идёт механическая обработка пищи с помощью зубов
Строение зуба (приложение на интерактивной доске).
Зубная формула i2\2-c1\1-pm2\2-m3\3 - рассказ учителя, работа учащихся в тетрадях.
4. Работа двумя группами.
Подготовить рассказ о заболеваниях зубов - задание для первой группы
Создать памятку по уходу за зубами - задание для второй группы.
Необходимость ухода за зубами была обоснована впервые голландцем А. Левенгуком в 17 веке. Он обнаружил многие микробы у себя во рту даже после тщательного протирания зубов солью. Он с иронией говорил, что во всем Соединенном Королевстве не найдется столько жителей, сколько живых зверьков находится в его собственном рту
Отчёт групп
IV. Обобщение знаний. Закрепление знаний: «да» или «нет»
1. Количество зубов у взрослого человека 32.
2. Крупных слюнных желёз две пары.
3. Если долго жевать хлеб, появится во рту солёный вкус.
4. Слюноотделительный центр находится продолговатом мозге.
5. В состав слюны входят фермент липаза.
Подведение итогов. Оценки за урок.
Домашнее задание: пар. № 34. Составить памятку по уходу за зубами.