СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пищеварение в ротовой полости

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок о пищеварении в ротовой полости для 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Пищеварение в ротовой полости»

План - конспект урока по теме «Пищеварение в ротовой полости»

Цель: изучить строение ротовой полости и процессы химической обработки пищи в ротовой полости.

Задачи:

Образовательная: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы.

Развивающая: познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, деятельностью слюнных желез, регуляцией слюноотделения, строением зубов.

Воспитательная: содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни, заложить основу для понимания правил гигиены полости рта.

Тип урока:  изучение нового материала.

Методы урока:  словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа.

Формы работы:             индивидуальные,                групповые.

Оборудование:             компьютер,              комплект компьютерных слайдов.

Лабораторное оборудование:       кусочек накрахмаленного сухого бинта,  блюдце со слабым раствором йода, ватные палочки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация изученного материала.

Сегодня, на уроке мы узнаем, какие изменения с пищей происходят в ротовой полости. А чтобы освежить нашу память и настроится на работу,  давайте повторим:

    1. Что такое питание?

    2. Методы изучения пищеварения.

    3. Органы пищеварительной системы.

    4. Функции пищеварительной системы.

    5. Что такое ферменты?

III.  Изучение нового материала.

Можете посмотреть друг на друга, улыбнуться и даже показать язык.



Язык – это орган, который определяет вкус пищи, её качество и температуру, что очень важно для нашего здоровья. Зубами мы откусываем и измельчаем пищу, а слюной смачиваем её.

Слюна пропитывает пищу веществами, содержащимися в ней, обеспечивая тем самым её химическую обработку.

- Как же образуется слюна? Рефлекторно. Рассказ учителя о безусловных и условных рефлексах.

- Тысячи мелких желёз в полость рта постоянно выделяют слюну, сюда же, открываются протоки трех пар больших слюнных желез: околоушной, подъязычной, поднижнечелюстные. В сутки эти железы выделяют слюны –до 1,5л. Слюна – это смесь секретов всех слюнных желез и представляет собой бесцветную слизистую мутноватую жидкость. Она содержит – лизоцим, вещество обладающее бактерицидными свойствами, муцин –придающий вязкость слюне, амилазу и мальтазу - ферменты, расщепляющие углеводы

2. Выполнение лабораторная работа по теме: Действие ферментов слюны на крахмал”.

Что доказывает появление белого круга на синем фоне, который мы нарисовали слюной на накрахмаленном кусочке бинта?

Что крахмала в области рисунка нет. Куда он мог деться под действием слюны, только расщепиться. Крахмал - углевод, а поэтому, делаем вывод: в ротовой полости начинают расщепляться углеводы.

 Общий вывод: Ферменты слюны в ротовой полости начинают переваривать углеводы (крахмал) до глюкозы, активны они в слабощелочной среде при температуре тела (37оС).

Центры слюноотделения находятся в продолговатом мозге.

При страхе у человека нарушается рефлекс выделения слюны и продукт проглотить он не может. Слышали о пытке рисом?

Если человек был виновен, он сильно нервничал, и у него прекращалось выделение слюны, поэтому он не мог проглотить рис. А у невиновного такого чувства не было, слюна смачивала рис, и он глотал его ( такое испытание было в Древней Индии).

Физкультминутка.

Кроме химической обработки в ротовой полости идёт механическая обработка пищи с помощью зубов

  1. Строение зуба (приложение на интерактивной доске).

Зубная формула i2\2-c1\1-pm2\2-m3\3 - рассказ учителя, работа учащихся в тетрадях.

4. Работа двумя группами.

Подготовить рассказ о заболеваниях зубов - задание для первой группы

Создать памятку по уходу за зубами - задание для второй группы.

Необходимость ухода за зубами была обоснована впервые голландцем А. Левенгуком в 17 веке. Он обнаружил многие микробы у себя во рту даже после тщательного протирания зубов солью. Он с иронией говорил, что во всем Соединенном Королевстве не найдется столько жителей, сколько живых зверьков находится в его собственном рту

Отчёт групп

IV.  Обобщение знаний. Закрепление знаний: «да» или «нет»

1.     Количество зубов у взрослого человека 32.

2.     Крупных слюнных желёз две пары.

3.     Если долго жевать хлеб, появится во рту солёный вкус.

4.     Слюноотделительный центр находится продолговатом мозге.

5.     В состав слюны входят фермент липаза.

Подведение итогов. Оценки за урок.

Домашнее задание: пар. № 34. Составить памятку по уходу за зубами.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!