СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пищевые взаимодействия между популяциями

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пищевые взаимодействия между популяциями»

Технологическая карта урока

Дисциплина – Экология

Группа 32 П дата 24декабря 2019

преподаватель Зангионова Л.С.

Тема урока

Пищевые взаимодействия между популяциями

Цель урока

изучить типы пищевых взаимодействий организмов между собой.

Задачи урока

образовательные:

- расширить и углубить знания обучающихся о типах пищевых взаимодействий между организмами;

- повысить усвояемость информации за счёт использования новых компьютерных технологий;

развивающая:

- развить коммуникативную культуру обучающихся;

воспитательные:

- воспитать любовь и уважительное отношение к природе, своей малой Родине;

Студент должен:

Знать:

Уметь:

строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Формируемые компетенции:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Показатель оценки результата:

-Уметь осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

-уметь использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Межпредметные связи

Обеспечивающие дисциплины

русские народные сказки

Обеспечиваемые дисциплины, модули

обычаи осетин

Средства обучения, оборудование

Мультимедийный проектор: презентация, инструкция

Вид учебного занятия

практическая работа

Применяемые технологии

информационно-коммуникативные, проблемно-поисковые

Основная литература

текстовый документ в ноутбуке -глоссарий

Содержание урока

Организационный этап:

-проверка посещаемости

-проверка готовности студентов к уроку

-построение структуры урока

2

Актуализация знаний: (презентация)

- Многие животные поедают растения.-продуценты

- Консументы – это живые организмы, потребляющие органические питательные вещества, созданные продуцентами.


Редуценты – это живые организмы, разлагающие органические питательные вещества, накопленные консументами, до неорганических (CO2 и H2O). К ним относятся грибы и часть микроорганизмов


Детрит – это мёртвое органическое вещество (умершие живые организмы, продукты жизнедеятельности организмов).

Детритофаги – это живые организмы, питающиеся детритом (падальщики).

Трофическая цепь – это последовательность живых организмов, объединённых процессом питания.

Различают:

  • цепи выедания:

продуцент → консумент 1-го порядка → консумент 2-го порядка → консумент 3-го порядка (пример: лист берёзы → гусеница → чёрный дрозд → лесная куница);

  • цепи разложения:

детрит → детритофаг → консумент 2-го порядка → консумент 3-го порядка (пример: навоз → жук-навозник → славка → ястреб);

  • паразитические цепи:

живой организм-хозяин → паразит → паразит-паразит (пример: корова → печёночный сосальщик → бактерии).

Правило «десяти процентов»:

При переходе с каждого предыдущего трофического уровня на последующий усваивается не более 10 % энергии.

Хищничество – это способ питания, при котором живой организм выслеживает добычу, охотится на неё, убивает и съедает (амурский тигр, куница, ястреб-стервятник и др.).

Всеядность – это способ питания, при котором живой организм способен питаться разнообразной пищей (серая крыса (пасюк), бурый медведь и др.).

Закон однонаправленности потока энергии в биосфере:

Энергия в экосистеме необратимо переходит от продуцентов к консументам 1-го, 2-го и 3-го порядков, а затем – к редуцентам, при этом большая часть энергии рассеивается в биосфере или расходуется на дыхание.


Автобиография В.Н.Беклемишева-основоположника о трофических связях


При изучении глоссария обучающиеся пользуются мультимедийной презентацией в ноутбуке.



10

  1. Выполнение обучающимися заданий на составление трофических цепей и определение их вида: (инструкция)

Составить пищевые цепи из следующих организмов и определить их виды:

  • Человек, пшеница, карась, мучной червь.

  • Дождевой червь, растительный опад, лисица, землеройка.

  • Колорадский жук, человек, цесарка, картофель.

  • Волк, кора осины, заяц.

  • Аскарида, бактерии, человек.

Ответы:

  • Пшеница → мучной червь → карась → человек (цепь выедания).

  • Растительный опад → дождевой червь → землеройка → лисица (цепь разложения).

  • Картофель → колорадский жук → цесарка → человек (цепь выедания).

  • Кора осины → заяц → волк (цепь выедания).

  • Человек → аскарида → бактерии (паразитическая цепь).

  1. Выполнение обучающимися проблемных заданий для контроля креативных компетентностей по изученной теме.(инструкция)

  1. Карл Линней писал: “Рассмотрев уставы естества, во-первых, постигаем, что растения суть первые, самые многочисленные и главнейшие на Земле жители, но что насекомые и другие животные начальствуют над ними, над коими также предпоставлены и другие хищные твари, и что они опять также подлежат своим начальникам, коих ещё и тех менее находится”. Какие идеи современной экологии предвосхитил в своём высказывании Линней?

  2. Какая масса листового опада должна быть переработана дождевыми червями, чтобы их общая масса возросла на 100 г?

  3. Из зёрен пшеницы была произведена мука общей массой 2 000 т. 0,1 % всей муки было съедено мучными червями на складах. Каков общий прирост массы тел людей, питавшихся в течение года мясом кур, съевших мучных червей, выросших на складах муки?

  4. Известный российский журналист Василий Песков в одном из своих очерков о природе охарактеризовал медведя следующим образом: «Он может щипать, как корова, траву (и весной, главным образом, это и делает), но может завалить лося, лошадь, корову, хотя чаще охотится на мышей, прихлопывая их лапой. Любимое его лакомство – муравьи… Не пройдёт медведь и мимо глухариной или тетеревиной кладки яиц, лакомством для него являются овёс, практически все фрукты – ягоды. И мёд, конечно! Груши, яблоки, абрикосы медведь отряхивает с деревьев ударом лапы либо забирается прямо на дерево и там пирует. Не гнушается медведь и падалью». Как называется тип питания, характерный для медведя? Как и почему этот тип питания влияет на ареал распространения вида медведей в природе?



  1. Тест для самопроверки:(инструкция)



А 1. В трофической цепи «листовой опад-----дождевой червь-----курица-----человек» курице соответствует …

А 2. Организмы, производящие органические вещества из неорганических, - это…

1) редуценты 3) симбионты

2) консументы 4) продуценты

А 3. В трофической цепи «пшеница-----мучной червь-----карась-----человек» человек …

1) продуцент 3) консумент2-го порядка

2) консумент1-го порядка 4) консумент 3-го порядка

А 4. Организмы, потребляющие готовые органические вещества, - это…

1) консументы 3) симбионты

2) продуценты 4) редуценты

А 5. В трофической цепи «водоросли-----головастик-----хищная личинка стрекозы-----цапля» водоросли …

1) продуценты 3) консументы2-го порядка

2) консументы 1-го порядка 4) консументы3-го порядка

А 6. Организмы, разлагающие органические вещества до неорганических, - это…

1) консументы 3) симбионты

2) редуценты 4) продуценты



В 1. Установите соответствие между примерами живых организмов и их видами, различающимися по способу питания.

Впишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам.

Примеры живых организмов Виды по способу питания

  1. Леопард А) Детритофаги

2) Крокодил Б) Хищники

  1. Дождевой червь

  2. Ястреб

  3. Гриф





В 2. Составьте трофическую цепь из следующих живых организмов:

А) рачок – дафния

Б) щука

В) водоросли

Г) плотва

Ответ запишите в виде последовательности соответствующих названиям организмов букв.



Литература:

1.Авраменко И.М. Основы природопользования: учеб. пособие-Ростов н\Д

2.Арустамов Э.А. Экологические основы природопользования-М.

3.Гальперин М.В. Общая экология М. Форум 2016г.

4.Петунин О.В. Сборник заданий и упражнений по общей экологии Феникс2014

5.Информационный саит ,освещающий экологические вопросы.(www.ekologysite.ru)

6.Беляева М.В.Применение кейс-технологии на уроках па уроках экологии
















15




30

Физмунутка:

2

Пищевые связи человека ,обычаи осетин

15

Подведение итогов:

Анализ работы студентов на уроке.

Выставление отметок

10

Рефлексия:

1.Ответьте на вопросы

-Я знаю, что….

- Я понял, что…

- Я думаю, что

5

Домашнее задание:

Гальперин Экологические основы природопользования.стрю31-40

а) составить кроссворд, ребус или тесты по любой из тем., сообщение



1

















.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!