Выполнение обучающимися заданий на составление трофических цепей и определение их вида: (инструкция) Составить пищевые цепи из следующих организмов и определить их виды: Человек, пшеница, карась, мучной червь. Дождевой червь, растительный опад, лисица, землеройка. Колорадский жук, человек, цесарка, картофель. Волк, кора осины, заяц. Аскарида, бактерии, человек. Ответы: Пшеница → мучной червь → карась → человек (цепь выедания). Растительный опад → дождевой червь → землеройка → лисица (цепь разложения). Картофель → колорадский жук → цесарка → человек (цепь выедания). Кора осины → заяц → волк (цепь выедания). Человек → аскарида → бактерии (паразитическая цепь). Выполнение обучающимися проблемных заданий для контроля креативных компетентностей по изученной теме.(инструкция) Карл Линней писал: “Рассмотрев уставы естества, во-первых, постигаем, что растения суть первые, самые многочисленные и главнейшие на Земле жители, но что насекомые и другие животные начальствуют над ними, над коими также предпоставлены и другие хищные твари, и что они опять также подлежат своим начальникам, коих ещё и тех менее находится”. Какие идеи современной экологии предвосхитил в своём высказывании Линней? Какая масса листового опада должна быть переработана дождевыми червями, чтобы их общая масса возросла на 100 г? Из зёрен пшеницы была произведена мука общей массой 2 000 т. 0,1 % всей муки было съедено мучными червями на складах. Каков общий прирост массы тел людей, питавшихся в течение года мясом кур, съевших мучных червей, выросших на складах муки? Известный российский журналист Василий Песков в одном из своих очерков о природе охарактеризовал медведя следующим образом: «Он может щипать, как корова, траву (и весной, главным образом, это и делает), но может завалить лося, лошадь, корову, хотя чаще охотится на мышей, прихлопывая их лапой. Любимое его лакомство – муравьи… Не пройдёт медведь и мимо глухариной или тетеревиной кладки яиц, лакомством для него являются овёс, практически все фрукты – ягоды. И мёд, конечно! Груши, яблоки, абрикосы медведь отряхивает с деревьев ударом лапы либо забирается прямо на дерево и там пирует. Не гнушается медведь и падалью». Как называется тип питания, характерный для медведя? Как и почему этот тип питания влияет на ареал распространения вида медведей в природе? Тест для самопроверки:(инструкция) А 1. В трофической цепи «листовой опад-----дождевой червь-----курица-----человек» курице соответствует … А 2. Организмы, производящие органические вещества из неорганических, - это… 1) редуценты 3) симбионты 2) консументы 4) продуценты А 3. В трофической цепи «пшеница-----мучной червь-----карась-----человек» человек … 1) продуцент 3) консумент2-го порядка 2) консумент1-го порядка 4) консумент 3-го порядка А 4. Организмы, потребляющие готовые органические вещества, - это… 1) консументы 3) симбионты 2) продуценты 4) редуценты А 5. В трофической цепи «водоросли-----головастик-----хищная личинка стрекозы-----цапля» водоросли … 1) продуценты 3) консументы2-го порядка 2) консументы 1-го порядка 4) консументы3-го порядка А 6. Организмы, разлагающие органические вещества до неорганических, - это… 1) консументы 3) симбионты 2) редуценты 4) продуценты В 1. Установите соответствие между примерами живых организмов и их видами, различающимися по способу питания. Впишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам. Примеры живых организмов Виды по способу питания Леопард А) Детритофаги 2) Крокодил Б) Хищники Дождевой червь Ястреб Гриф В 2. Составьте трофическую цепь из следующих живых организмов: А) рачок – дафния Б) щука В) водоросли Г) плотва Ответ запишите в виде последовательности соответствующих названиям организмов букв. Литература: 1.Авраменко И.М. Основы природопользования: учеб. пособие-Ростов н\Д 2.Арустамов Э.А. Экологические основы природопользования-М. 3.Гальперин М.В. Общая экология М. Форум 2016г. 4.Петунин О.В. Сборник заданий и упражнений по общей экологии Феникс2014 5.Информационный саит ,освещающий экологические вопросы.(www.ekologysite.ru) 6.Беляева М.В.Применение кейс-технологии на уроках па уроках экологии |