СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пищеварительная система

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пищеварительная система»

Министерство образования и науки РД

ГБПОУ «Профессионально-педагогический колледж

имени М.М.Меджидова»







Открытый урок

«ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА»






Подготовили и провели:

Гаджикадиева З.М.







Избербаш 2023

Обобщающий урок по теме «Пищеварительная система».


Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о пищеварительной системе, о строении и функциях органах пищеварения.

Задачи: Развивать умения обсуждать проблему, привлекать личный опыт, реализовывать межпредметные связи, анализировать информацию, работать с раздаточным материалом, выполнять задания нестандартного содержания;

повысить познавательную активность учащихся на уроке;

развивать чувство ответственности за своих товарищей, работать в группах;

развивать реакцию учащихся, умения давать быстрые ответы;

обратить внимание на основные правила гигиены, особенно на профилактику кишечных заболеваний.

повысить интерес к предмету, развивать навыки межличностного общения, инициативу, творческую активность.

Тип урока: урок-марафон

Методы: словесные, наглядные, частично-поисковые.

Форма организации деятельности учащихся: групповая

Межпредметные связи: русский язык.

Учащиеся должны знать: строение органов пищеварения.

Учащиеся должны уметь: соблюдать правила гигиены питания.

Организация деятельности учащихся: работать с текстом, слайдами, обсуждать проблему, привлекают имеющиеся знания и личный опыт при обобщении темы урока.

Оборудование: названия станций, сканворды, названия питательных веществ, продуктов питания, органов пищеварительной системы, маршрутные листы, слайды.


Девиз урока «Если мы хотим успешно общаться с людьми, мы, прежде всего, должны научиться понимать и слушать друг друга».

Ход работы:

1.Организационный момент.

Учитель. Ребята, мы с вами закончили изучение темы «Пищеварительная система». Давайте подведем итог этой темы в виде путешествия в мир биологии.

В путешествие отправляются 2 группы. В пути вас ждет большое количество различных станций , на которых нужно будет выполнять задания. Та команда, которая дойдет до конечной станции и наберет наибольшее количество баллов и победит, т.е получат пятерки за урок, также будут учитываться активность игроков команд.

2.Актуализация знаний

Представление команд


Станция «Сообразительная»

Условия игры: каждой команде задается по15 вопросов. Нужно быстро ответить на вопросы, за каждый правильный ответ, 1 балл.

Вопросы 1 команде

1.Как называется процесс расщепления питательных веществ? Пищеварение

2.Сколько зубов у взрослого человека? 32

3.Что такое кариес? Болезнь зубов.

4.Основной источник энергии? Глюкоза

5.Мышечная трубка, по которой пища поступает в желудок? Пищевод

6.Второе название обмена веществ? Метаболизм

7.Что регулирует инсулин? Уровень глюкозы в крови

8.Какой витамин содержится в желтых плодах? С

9.Под действием, какого фермента происходит расщепление веществ в желудке? Пепсин

10.При недостатке, какого витамина возникает болезнь бери-бери? В1

11.Какой фермент расщепляет пищу в кишечнике? Трипсин

12.Недостаток витаминов в организме называет? Авитаминоз

13.Отдел пищеварительной системы, имеющий в слизистой оболочке ворсинки? Тонкий кишечник

14.Соляная кислота в желудке уничтожает? Микробы

15. Где вырабатывается желчь? В печени

Вопросы 2 команде

1. Где размещена поджелудочная железа? Под желудком

2. Зубы снаружи покрыты? Эмалью

3.В ротовой полости расщепляются? Углеводы.

4.Самая большая пищеварительная железа? Печень

5.Химическая формула соляной кислоты? НСI

6. Как называется сложный процесс, происходящий между организмом и средой? Обмен веществ.

7.Гормон поджелудочной кислоты? Инсулин

8.Где происходит окончательное переваривание пищи? В кишечнике

9.При недостатке витамина Д дети болеют ? Рахитом.

10.Начальный отдел тонкого кишечника? 12-ти перстная кишка.

11.Где начинается расщепление питательных веществ? Во рту.

12.Под эмалью находится? Дентин

13.Орган, в котором происходит переваривание углеводов и белков? Желудок

14.Питательные вещества, имеющие наибольшую ценность? Жиры

15.Сколько крупных слюнных желез в организме? 3 пары


Станция «Анатомическая»

В состав пищеварительной системы человека входят различные органы. Названия этих органов зашифрованы в виде сканворда. Среди буквенной неразберихи нужно найти названия органов и расположить их в той последовательности, в которой они находятся в организме. Приложение 1. (Слайд)

Ответы: рот, железы, эмаль, пищевод, желудок, печень, кишечник.


А пока команды думают, давайте послушаем ответы биологов на интересующие нас вопросы.

  1. Говорят: «Здоровые зубы - здоровое тело». Так ли это на самом деле?(слайд)

Биолог: Здоровые зубы — важное условие сохранения здо­ровья человека. Больные зубы становятся местом раз­множения болезнетворных микробов. Потеря зубов при­водит к нарушению пищеварения, болезням желудка и кишечника. Боль­ные зубы могут стать причиной заболевания сердца, суставов, почек, горла и других органов. Остановить процесс разрушения зуба может только врач — пломбированием

- А чем же питаться? Что можно есть, а что нельзя? Затронем эту тему.

2) В последнее время на Российском рынке появился большой ассортимент продуктов, которые стали неотъемлемой частью нашего питания. Это гамбургеры и супы быстрого приготовления,
каши-минутки, чипсы. Некоторые из этих продуктов дети любят, а некоторые из них даже очень любят. Для тех родителей, которые живут в высоком темпе и не имеют возможности, сил и времени готовить ежедневно «правильные» обеды и ужины, продукты,
которые можно приготовить по принципу «просто добавь воды», представляются удачным выходом. Что же представляют собой эти продукты?(слайд)

Биолог: Да, действительно, каши, бульоны, супы быстрого приготовления, чипсы и др. представлены на рынке в большом ассортименте. Но необходимо помнить о том, что увлечение такого рода продуктами в ряде случаев может спровоцировать обострение заболеваний органов желудочно-кишечного тракта.

В ходе экспериментов исследований было выяснено, что бульоны сухие могут быть включены в меню школьников лишь 1-2 раза в месяц при наличии продуктов других ассортиментных групп. Кроме того, рекомендуется такого рода продукты вводить в рацион питания детей как можно более старшего возраста. А чрезмерное увлечение чипсами и сухариками, которые содержат большое количес­тво жиров, в первую очередь насыщенных, углеводов и специй, может спровоци­ровать развитие избыточной массы тела у школьников, а также ожирения в более старшем возрасте. Кроме того, известен тот факт, что чипсы, а точнее, специи, со­держащиеся в них, раздражают слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта, вплоть до развития заболеваний желудка и кишечника.

Задание 2.

Каждый орган выполняет конкретную функцию. Соотнеси органы и выполняемые ими функции. Приложение 2 (Слайд)



1.Зубы

2.печень

3.желудок

4.кишечник

5.поджелудочная железа



А.Всасывание пищи

Б.Вырабатывает инсулин

В.Переваривание

Г.Измельчает пищу

Д.Вырабатывает желчь


Станция «Дальше, дальше…»

Участники должны быстро отвечать на вопросы . Вопросы задаются обеим командам- кто первый ответит

1. Железы, связанные с ротовой полостью слюнные
2.
Самая большая железа печень
3.
Расширенная часть пищеварительного тракта желудок
4.
Убивает микробы в ротовой полости лизоцим
5.
Активирует работу ферментов желчь
6.
Самый длинный орган пищеварительной системы тонкий кишечник
7.
Мышечный орган во рту язык
8.
Отдел, следующий за ротовой полостью глотка
9.
Начало тонкого кишечника 12-перстная кишка 10. Передние зубы резцы
11.
Жиры при переваривании распадаются на жирные кислоты и глицерин

12. Червеобразный отросток слепой кишки аппендикс 13. Выполняет механическую обработку пищи зубы и язык
14.
Имеет ворсинки на внутреннем слое тонкий кишечник
15.
Защищает желудок от самопереваривания слизь
16.
Начало пищеварительного тракта ротовая полость 17. Накапливает вещества, вырабатываемые печенью желчный пузырь
18.
Белки при переваривании распадаются до аминокислот
19.
Часть пищеварительного тракта между глоткой и желудком пищевод
20.
Центр глотания находится в продолговатом мозге
21.
У здорового человека микроорганизмы заселяют толстый кишечник
22.
Зубы, расположенные рядом с резцами клыки 23. Всасывание питательных веществ в кровь происходит в тонком кишечнике
24.
Углеводы при переваривании распадаются до простых сахаров
25.
Из пищевода пища попадает в желудок
26.
В нее впадают протоки поджелудочной железы и печени 12-перстная кишка 27. Алкоголь всасывается в кровь в желудке
28.
Большая часть воды всасывается в толстом кишечнике
29.
Сколько зубов у взрослого человека 32 +зуб мудрости 30. Кишка в форме подковы толстая

(1балл за каждый правильный ответ)


Станция «Сообразительность»

Конкурс. Игра “Пятый лишний”

В каждом из столбиков выберите лишнее слово. В этом слове найдите указанную букву. В сумме вы получите слово. Какое?

рот

Желчь(печень)

Тонкий кишечник

Слюнные железы

Ребро

Глотка

диафрагма

Толстый кишечник

Околоушные железы

Зубы

пищевод

Сок поджелудочной железы

миндалины

Подъязычные железы

язык

желудок

пепсин

Прямая кишка

Подчелюстные железы

Нёбо

легкие

слюна

аппендикс

печень

Миндалины

1-я буква

2-я буква

4-я буква

2-я буква

1-я буква

лишнего

слова

(лидер)

А пока наши биологи ответят на ваши вопросы

3) А влияет ли на здоровье потребление различных газированных напитков?(слайд)

Биолог: Позвольте на этот вопрос ответить мне. Потребление прохладительных на­питков становится все более распространенным даже среди детей в возрасте 1-2 лет. Установлено, что чрезмерное потребление газированных вод в детстве способно вызвать дефицит кальция в организме, в результате чего возрастает опасность пере­ломов костей.

Содержащаяся в напитках углекислота раздражает слизистую оболочку ЖКТ школьников, вызывает отрыжку, вздутие кишечника, а в дальнейшем может прово­цировать и заболевания ЖКТ, например, гастрит. Необходимо учитывать, что упот­ребление газированных напитков может повышать кислотность желудочного сока, стимулировать моторную деятельность кишечника, вызвать реакцию непереноси­мости у детей. Все химические добавки, внесенные в напиток для улучшения вкуса, запаха, цвета, а также консерванты, внесенные для увеличения срока годности про­дукта, потенциально являются довольно сильными аллергенами.

Поэтому использование газированных напитков является нежелательным для дошкольников и школьников, желудочно-кишечный тракт которых еще не сформи­ровался, детям с предрасположенностью к заболеваниям ЖКТ или уже страдающим этими заболеваниями.

4) Всем известно, что люди любят жевать, особенно дети. Именно на этом построен бизнес производителей жевательной резинки. Кроме того, большой популярности этого продукта спо­собствует и ее реклама, осаждающая экраны наших телевизоров. Но что несут нам и нашим детям эти пластиночки или подушечки из синтетического каучука, напичканного всякими добавками?(слайд)

Биолог: Позвольте на этот вопрос ответить мне. В. состав жвачек входят подсластители, красители и ароматизаторы. Что касается подсластителей, то одина­ково часто в этой роли выступают сахар и сахарозаменители. Давно уже доказано, что чем дольше контакт сахара с зубами, тем выше риск развития кариеса. И здесь у жвачки, а также жевательных конфет просто нет конкурентов. Стоматологи считают, что ожидаемый эффект от жевательной резинки — профилактика кариеса — очень, очень поверхностный. Для того чтобы принести пользу своему жевательному аппа­рату и удалить остатки еды после приема пищи, если под рукой нет зубной щетки, достаточно жевать резинку всего 2-3 минуты не более 1-2 раза в день после еды.

Многие родители безмерно пичкают своих детей жвачками: чтобы они не плакали, не приставали; в качестве поощрения и т. д. Но необходимо помнить о том, что чрезмерное использо­вание жевательной резинки снижает аппетит, провоцирует аллергические реакции, воспаление кожи вокруг рта, а также оказывает раздражающее действие на слизис­тую оболочку ЖКТ детей, что способствует возникновению дискинезии ЖКТ, гаст­ритов, дуоденитов и других заболеваний. Известны медицинской практике и такие случаи, когда у детей с ничем не объяснимыми запорами находили в пищеводе и кишечнике «резиновые» камни из слипшихся разноцветных комочков.

( Ученые - биологи отвечают на вопросы из зала)

Учитель: Извечные вопросы о питании интересуют, наверное, каждого человека, потому что здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания и др. А здоровье сгубишь - новое не купишь! Итак, подведём итог. Как, когда, сколько и что надо есть?


Станция «Физиологическая»

Слова перемешались, вам нужно разделить их на группы.

1 столбик питательные вещества.

2 столбик органы пищеварения.

3 столбик пищевые продукты.

Слова: белки, печень. молоко. жиры. желудок. мясо. углеводы. пищевод. яйца. витамины. кишечник. рыба. аминокислоты. ротовая полость. масло. Приложение 5


Станция «Гигиеническая»

Медицинские работники просят помощи.

В центр обратились за медицинской помощью очень много людей, в связи с эпидемией пришлось их госпитализировать.Надо помочь врачам срочно разместить пациентов по палатам, так, чтобы не было контактов между заразными и незаразными больными.

ЗАДАНИЕ: разнести по схеме заболевания:

1. аскаридоз - возникает при заражении яйцами глистов

2.дизентерия - возникает при попадании в кишечник возбудителя заболевания, при употреблении зараженной воды...

3.бутулизм - возникает при употреблении несвежих консервированных продуктов...

4. истощение - возникает при недостаточном поступлении, усвоении питательных веществ или повышенном их расходовании

5. алкоголизм - возникает при частом употреблении спиртных напитков, вызывающем раздражение желудка и разрушение клеток печени

6. ожирение - возникает при переедании и малой мышечной активности ( гиподинамии), а также при гормональных нарушениях

ответы

:глистные -1- аскаридоз

инфекционные - 2 дизентерия

незаразные - 3 - пищевое отравление-бутулизм

4-нарушение обмена веществ - истощение

6- ожирение (обмен веществ)

5 - алкоголизм


Пока команды заполняют схему, проведем среди болельщиков конкурс: Ответить на вопрос

Человек может прожить без пищи 30 и более суток, без воды около недели. Чем объяснить, что при отсутствии воды человек гибнет быстрее, чем при отсутствии пищи? (растворенные вещества лучше усваиваются)

У людей, привыкших съедать много пищи и пить много жидкости, желудок сильно растягивается, и его мышцы становятся слабыми. Это отрицательно сказывается на пищеварении. Почему? (мышечные сокращения стенок желудка обеспечивают перемешивание пищи с желудочным соком, переваривание и продвижение пищевого комка)

В Древней Индии для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому иногда предлагали съесть сухой рис. Если обвиняемый его съедал, считалось, что он невиновен, если нет, то виновен. На основании каких знаний применялось “испытание” рисом?

(слюноотделение прекращалось, если человек нервничает)

Конкурс капитанов «Заморочки из бочки»


Капитаны команд по очереди вытягивают билеты с вопросами.


1. Что такое пищеварение? Какие этапы оно включает?

2. Какое значение имеет пищеварение для живого организма?

3.Чем понятие «питание» отличается от понятия «пищеварения»?

4. Какие органы включает система пищеварения?

5. В какие из этих органов не заходит пища, но, тем не менее, они участвуют в пищеварении?

(2 балла за каждый правильный ответ)


Вы приехали в страну «Биология»


Дополнительное задание

  1. Питательные вещества, в конце концов, поступают в … Клетки, ткани.

  2. Основной строительный материал человеческого организма? Белки

  3. Какой фермент вырабатывает поджелудочная железа? Инсулин

  4. называется вещество, образующееся при расщеплении белков? Аминокислоты

  5. В каком органе вырабатывается желчь? В печени

  6. Что такое диетология? Наука о правильном питании

  7. Что вырабатывают слюнные железы? слюну

  8. Орган переваривания пищи? Желудок.

  9. Какой отдел располагается за желудком? Кишечник.


Рефлексия. Что нового узнали на уроке? Понравился вам урок?

Подсчитывается, сколько набрали баллов команды.


А пока жюри подсчитывает результаты, послушаем интересную информацию.

Дополнительная информация. Это интересно.

Человек - достаточно загадочное создание.

Например, общая протяженность всех сосудов около 100 тысяч километров. При этом диаметр самых мелких сосудов - капилляров - не более 4 микрометров. Здесь возникает сразу несколько интересных вопросов. Во-первых, количество крови в организме, хотя и является непостоянной величиной для разных людей (примерно 7 процентов массы тела), но не превышает 7-10 литров. Этого явно не достаточно, чтобы заполнить все кровеносные сосуды. Во-вторых, средний диаметр эритроцитов - 7 микрометров. Как же они протискиваются в 4-микрометровые капилляры?

Между тем, с точки зрения физиологии все вполне нормально. По поводу первого вопроса: далеко не все сосуды заполнены кровью. Происходит перераспределение крови между органами и тканями. Наиболее интенсивно работающие в данный момент получают больше крови, другие - меньше. Так, после очень плотного обеда наиболее энергично работает система пищеварения, к ее органам направляется значительная часть крови, а для нормальной работы головного мозга ее начинает не хватать, и человек испытывает сонливость. Ответ на второй вопрос - еще проще. Эритроцит - живая клетка, имеющая очень эластичную мембрану. Он просто вытягивается и свободно проходят по самым узким капиллярам.

В глазу человека около 110-130 миллионов рецепторов-"палочек", отвечающих за восприятие света вообще, и только 5-7 миллионов "колбочек", отвечающих за восприятие цвета. Глаз способен различать 130–250 чистых цветовых тонов и 5–10 миллионов смешанных оттенков. Глаз не способен воспринимать неподвижное изображение, поэтому, даже когда мы смотрим в одну точку, наши глаза все равно движутся, делая в секунду от 20 до 70 движений с минимальной амплитудой. За сутки в норме выделяется около 1 миллилитра слезной жидкости. При плаче может выделится до 10 миллилитров (2 чайных ложки) слез. При совершенной прозрачной атмосфере палочки сетчатки глаза могли бы среагировать на свет свечи, находящейся на расстоянии более 30 километров.

Бронхиальное дерево имеет 24 уровня ветвления. Общее количество альвеол в легких достигает 300-350 миллионов. Общая площадь дыхательной поверхности легких более 90 квадратных метров. В норме кожное дыхание составляет около 3-5 процентов всего дыхания, в экстремальных ситуациях его удельный вес возрастает до 30 процентов.

Продолжительность жизни сперматозоида около 36 часов, яйцеклетки - 12-24 часа.

Общее количество терморецепторов в коже человека около 280 тысяч, из них только 30 тысяч тепловых, остальные - холодовые. Минимальное количество болевых рецепторов - в области щеки.


Выставление оценок за урок.

Домашнее задание: составить кроссворд на тему «Пищеварение»












Приложение 1

В состав пищеварительной системы человека входят различные органы. Названия этих органов зашифрованы в виде сканворда. Среди буквенной неразберихи нужно найти названия органов и расположить их в той последовательности, в которой они находятся в организме.


Ж


Е

Л

Н

Ь

Р

О

О


Д

У

Е

И

К

Т

К


П

Е

Ч

Ш

Е

Ч

П


И

Ш

Е

К

И

Н

Л


Е

Ж

В

О

Д

Ь

Е


З

Ы

Э

М

А

Л


Приложение 2

Биологический диктант №1

Необходимо вставить пропущенные слова

«Для активного действия ……………. желудочного сока необходимо температура пищи ……..С и …………. среда , создаваемая …………….. кислотой. …………… кислота убивает . ………….. , поступающие с пищей , размягчает волокнистую ……….»


Биологический диктант № 2


Необходимо вставить пропущенные слова

«Поступившая в ……… пища механически раздражает ………… , находящиеся в ………………. оболочке желудка, возбуждение передается в ……………. нервную………….. и оттуда по …………… нервам достигает …………….желудка и они секретируют ………………… сок»



Приложение 3

Слова перемешались, вам нужно разделить их на группы.

1 столбик питательные вещества.

2 столбик органы пищеварения.

3 столбик пищевые продукты.

Слова: белки, печень. молоко. жиры. желудок. мясо. углеводы. пищевод. яйца. витамины. кишечник. рыба. аминокислоты. ротовая полость. масло.


Питательные вещества

Органы пищеварения

Пищевые продукты








Приложение 4

«Найди соответствие»

Даны три понятия. Между первым и вторым существует определенная связь. Запиши рядом с третьим понятием слово, чтобы между ними существовало такая же связь.

Предсердие: сердце = желчный пузырь: _____________________

Легкие: дыхание =тонкий кишечник:________________________

Зубы: кариес = десна:__________________________

Глотка и желудок: пищевод = желудок и тонкий кишечник:________

Зуб: эмаль = желудок:_________________________

Кровь: гематология = зубы:________________________

Печень: желчь = поджелудочная железа: ________________________

Углеводы: глюкоза = белки: _______________________________


Приложение 5




№ станции


№ команды


1

2




























Приложение 2

Задание.

Каждый орган выполняет конкретную функцию. Соотнеси органы и выполняемые ими функции.



1.Зубы


2.печень


3.желудок


4.кишечник


5.поджелудочная железа



А.Всасывание пищи


Б.Вырабатывает инсулин


В.Переваривание


Г.Измельчает пищу


Д.Вырабатывает желчь























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!