Работа с текстом по программе ПИЗА …. класс Дата:…………………………
Фамилия ……………………………………………….
ЗАДАНИЕ ПО ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
на умения осмыслять и оценивать содержание и форму текста
………………………………………………………….
Осенью лес молчит. Такая тишина. За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.
Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. Я спрятался за куст, любуясь работой. Дятел косился вниз, но продолжал работать. В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.
Из синего дыма на прогалину вышел семнадцатилетний парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень почувствовал: встреча не сулила ничего хорошего. В довершение всего он не знал, что делать с птицей.
– Зачем?
– А просто так… Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.
Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?
Василий Песков
1. Озаглавьте текст
2. Определите тему и основную мысль данного текста.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
3. Какую композицию имеет этот текст?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
4. Определите стиль текста, обоснуйте свой ответ.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Определите тип речи, обоснуйте свой ответ.
....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Ответьте на вопросы:
1.В какую пору дятел нарушает тишину леса?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
2..Какими словами автор называет дятла?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
3. С чем сравнивает автор стук дятла в лесу?
4. Какая история случилась с дятлом?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
5 Как вы оцениваете поступок парня, застрелившего дятла?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Внимательно прочитайте последний абзац и ответьте на вопрос:
Кто должен научить мальчишек беречь и любить природу?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Задание:
№ 2 Верны ли приведённые ниже утверждения?
Является ли данное утверждение верным или неверным? | верно | неверно |
В такую пору особую тоску в лесу приносит рабочая музыка дятла | | |
На заболевшей берёзе виднелся узор его «долота» | | |
Дятел не успел проглотить личинку - она так и осталась белеть в окровавленном клюве | | |