СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПИСЬМО СТРОЧНОЙ и ЗАГЛАВНОЙ БУКВ «щ» «Щ» 2урок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даный урок русского языка разработан для учащихся 1-ых классов. Ц е л и : сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ заглавной буквы «Щ»; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный звук в слове; продолжить формирование понятия о звуке как о мельчайшей структурной и функциональной единице языка, с помощью которой различаются слова и формы слов; учить анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; учить перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; совершенствовать умения анализировать предложение и составлять схему предложений; закреплять графические навыки письма изученных букв; развивать внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.

Просмотр содержимого документа
«ПИСЬМО СТРОЧНОЙ и ЗАГЛАВНОЙ БУКВ «щ» «Щ» 2урок»

Тема: ПИСЬМО СТРОЧНОЙ и ЗАГЛАВНОЙ БУКВ «щ» «Щ» 2урок

Ц е л и : сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ заглавной буквы «Щ»; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный звук в слове; продолжить формирование понятия о звуке как о мельчайшей структурной и функциональной единице языка, с помощью которой различаются слова и формы слов; учить анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; учить перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; совершенствовать умения анализировать предложение и составлять схему предложений; закреплять графические навыки письма изученных букв; развивать внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.

Предметные.

Осуществляют сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв; слого — звуковой анализ слов со звуком [ч']. Выполняют письмо слогов и слов с буквой Ч с, заглавной буквы в именах собственных, письмо предложений с комментированием. Дополняют предложения словом, закодированным в предметном рисунке. Списывают с письменного шрифта. Знают критерии оценивания выполненной работы.

Метапредметные.

Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: общеучебные — осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические — осуществляют сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв; проводят слого — звуковой анализ слов со звуком [н]; выделяют признаки предложения.

Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнёра высказывания

Личностные результаты.

Проявляют познавательный интерес, учебные мотивы.


 Оборудование: учебник «Азбука»(авт.Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков); рабочие тетради, загадки, игры.



Х о д у р о к а

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Отгадайте загадки:

 Хвостик из кости,

А на спине щетинка.

(Щетка зубная.)

 Вроде ёжика на вид,

Но не просит пищи.

По одежде пробежит –

Одежда станет чище.

(Щетка платяная.)

 Целый день плясунья наша

Рада по полу плясать.

Где попляшет,

Где помашет,

Ни соринки не сыскать.

(Щетка половая.)

 Хвостиком виляет, Зубаста, а не лает.

(Щука.)

– Проанализируйте слова-отгадки. Что их объединяет? На какой звук начинаются

эти слова? (Звук [щ’].)

– Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами

заглавную букву «Щ», которая обозначает мягкий глухой согласный звук [щ’] в

первом слове предложения и собственном имени.

III. Повторение звука [щ’], изученного на уроке чтения.

– Послушайте шуточное стихотворение и запомните слова со звуком [щ’].

 Щебетал щегол и щелкал.

Раздувал, как шарик, щеки.

Из пруда глядела щука,

Удивлялась: что за штука?

А. Пудваль

– Дайте характеристику звуку [щ’].

– С какой буквой надо писать сочетание чу?

– С какой буквой надо писать сочетание ча?

Заранее подготовленные учащиеся и н с ц е н и р у ю т с к а з к у «Шипящие

звуки».

Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Щ, Ч, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы,

И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки.

Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных

местах, ждут, когда их искать будут. Но шипящие во все щели заглянули, хорошо

ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три

гласные Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот,

спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было

уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не

бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись

шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.

жи – ши

ча – ща

чу – щу

IV. Формирование зрительного образа заглавной буквы «Щ» в памяти

учащихся.

Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы «Щ»: малой и большой

печатных, строчной и заглавной письменных.

– Сравните большую печатную и заглавную письменную буквы «Щ».

– Чем они похожи? Чем отличаются?

Далее учитель на магнитной доске конструирует заглавную букву «Щ».– Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква «Щ». (Две полоски в

форме прямой линии с закруглением с одной стороны; полоска в форме прямой линии

с закруглением с двух сторон; полоска в форме прямой линии с петлей.)

– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только

те, из которых состоит заглавная буква «Щ».

– Выполните конструирование заглавной буквы «Щ» у себя на столе.

В индивидуальные конверты помимо шаблонов № 38, № 5, № 6 и № 31,

необходимых для конструирования этой буквы, следует положить шаблоны № 2, №

36 для дифференцирования размера и формы элементов.

– Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с

помощью «ключа». (Тетрадь № 3, с. 32.)

V. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти

учащихся.

1. Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснение образца начертания

заглавной буквы «Щ» на доске.

Начинаем ниже дополнительной линейки. Слева направо прописываем

закругление, коснувшись ее (1). Опускаем прямую (2). Не дойдя до нижней линейки,

делаем закругление вправо, коснувшись ее (3). Линию продолжаем до

дополнительной линейки, отклоняясь вправо (4). Вниз пишем прямую (5). Не дойдя

до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (6). Линию

продолжаем до дополнительной линейки, отклоняясь вправо (7). Вниз ведем прямую

(8), не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (9).

Опускаем прямую (10), не дойдя до середины дополнительной строки, делаем

закругление влево (11), ведем плавную линию вверх, отклоняясь вправо. Пересекаем

короткую прямую на нижней линейке (12).

Слева направо (1), вниз (2), вправо (3), вверх, отклоняясь вправо (4), вниз (5),

вправо (6), вверх, отклоняясь вправо (7), вниз (8), вправо (9), вниз (10), влево (11),

вверх, отклоняясь вправо (12).

2. Показ и объяснение учителем на доске технологии начертания заглавной буквы

«Щ» под счет.3. Учащиеся выполняют упражнения в ритмичном чередовании напряжения и

расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 32).

4. Имитация учащимися начертания буквы «Щ» по алгоритму на основе

двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в

синей рамке).

Подготовка руки к письму.

ПАЛЬЧИКИ УСНУЛИ

Пальчики уснули,

В кулачки свернулись.

Один, два, три, четыре, пять –

Захотели поиграть.

Разбудили дом соседей,

Там проснулись шесть и семь.

Восемь, девять, десять –

Веселятся все.

Но пора обратно всем:

Десять, девять, восемь, семь.

Шесть калачиком свернулся,

Пять зевнул и отвернулся.

Четыре, три, два, один –

Снова в домике мы спим.

На первые две строчки сжать пальцы обеих рук в кулачки. На третью строчку

разгибать поочередно пальцы правой руки. На четвертую – пошевелить ими. На

пятую – постучать одним кулачком о другой. На шестую, седьмую – разгибать

поочередно пальцы левой руки. На восьмую – пошевелить пальцами обеих рук. На

следующие строчки сгибать поочередно пальчики сначала на левой, затем на правой

руке.

VI. Письмо учащимися в тетради.

– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения

задания одной строки. (При необходимости учитель оказывает индивидуальную

помощь учащимся.)

1. П и с ь м о у ч а щ и м и с я в т е т р а д и двигательных элементов, их комплексов

и заглавной буквы «Щ» по алгоритму.

2. У п р а ж н е н и е в п и с ь м е соединений: а) нижнего – Ща;

б) верхнего – Щу;

в) среднеплавного – Ще.

VII. Письмо предложений.

Учащиеся читают предложения в тетради и составляют схему текста.

– Какие слова в этих предложениях надо писать с заглавной буквы?

– Прочитайте слова с сочетаниями щу, ща.

– Составьте схему каждого предложения.

– Прочитайте слово-помощник.

– Как можно назвать данный текст?

– Проанализируйте каждое слово по п л а н у :

1. Сколько букв в слове?

2. Сколько звуков?

3. Сколько слогов?

4. Какой слог ударный?

5. Виды соединений букв.

Далее учащиеся выполняют письмо предложений.

VIII. Словарный диктант.

Учащиеся записывают под диктовку ответы на вопросы:

 Шестьдесят минут. (Час.)

 Густой частый лес. (Чаща.)

 Жвачное животное с очень длинной шеей. (Жираф.)

 Инструмент для прокалывания дырок. (Шило.)

 Хищная рыба с острыми зубами. (Щука.) Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая. (Чайник.)

IX. Выполнение логических заданий с буквами.

– Проанализируйте буквы ь, ъ, ы. Чем они похожи? Чем отличаются? (В данных

буквах одинаковый по форме и по размеру элемент – полоска в форме прямой линии с

четвертным овалом.)

– Впишите общий элемент в рамку.

– Переконструируйте букву «ь» в письменную букву «ъ»; в письменную букву

«ы».

Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.

– Проанализируйте группу букв Н, е, ё, з. Чем они похожи? Выделите в них

общий элемент. (Полоска в форме прямой линии с петлей с закруглением с другой

стороны.)

– Сравните буквы Щ – Ш. Чем они похожи? Чем отличаются?

– Сравните буквы Щ – И. Чем они похожи? Чем отличаются?

– Сравните буквы Щ – У. Чем они похожи? Чем отличаются?

– Переконструируйте заглавную букву «Щ» в заглавную букву «Ш»; в заглавную

букву «И».

X. Итог урока. Рефлексия.

Чему научились сегодня на уроке?

Что нового узнали?

Кому было интересно, все удалось, поднимите карандаш зеленого цвета. Кому было интересно, но встретились трудности – желтого цвета.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!