3
Русский язык 2 класс декабрь 2015
Тема урока: Пишем письмо Деду Морозу. Обобщение знаний об изученных орфограммах.
Цель: познакомить с понятием «письмо», правилами его написания; повторить способы обозначения мягкости согласных на письме; повторить правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, чт, щн; продолжить формировать умение видеть и проверять безударные гласные в корне слова; развивать орфографическую зоркость, письменную и устную речь, умение точно отвечать на вопросы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся письменно излагать свои мысли, писать письма; видеть орфограммы в словах, грамотно писать.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Самоопределение к деятельности.
- Что это? (показать конверт, показать старые письма на доске)
- Вы писали письма кому-нибудь?
- Сейчас очень редко пишут письма, настоящие, бумажные. Почему? (телефоны, интернет…)
- Сейчас пишут в основном письма официальные, по работе. А вот раньше это делали для души, чтобы общаться, что-то сообщить. Письмо могло начинаться так: «Привет из Центрального! Я жив и здоров, чего и вам желаю…» А закончиться так: «Жду ответа, как соловей лета!»
- Как вы думаете, куда писали письма, кто с кем переписывался? (ответы детей)
- В армию от матери к сыну и наоборот… Вот, например, моё письмо старшему брату. Он учился в институте, а я во 2 классе.
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Кому мы будем писать письмо? (Деду Морозу)
Тема урока на слайде (слайд 1)
- Значит цель нашего урока…(научиться писать письма и написать свое письмо ДМ)
Работа по теме урока.
- Как вы думаете, понравится ли Деду Морозу, если он найдёт в вашем письме ошибки?
- А чтобы написать без ошибок, что нужно знать? (орфограммы, или правила написания, словарные слова…)
- Значит, чтобы достигнуть нашей цели и написать письмо ДМ мы должны повторить изученные орфограммы.
- Первое задание.
- Посмотрите на цветок. Что общего у всех этих букв? (и, я, ю, е, ё, ь)
- Они обозначают мягкость предшествующего согласного.
- Какую букву можно исключить? Почему? (ь – не обозначает звука, остальные гласные, и – тогда остаются буквы, обозначающие либо два звука, либо один после согласного [а] [у] [э] [о])
- А все ли согласные нужно смягчать? (нет, есть согласные, всегда обозначающие мягкий звук ч, щ, й)
- А все ли согласные можно смягчить? (нет, есть согласные, всегда обозначающие твердый звук ш, ж, ц)
- Назовите орфограммы с этими буквами (буквосочетания жи-ши пиши с буквой и, ча-ща пиши с буквой а, чу-щу пиши с буквой у, сочетания чк, чн, щн и др пиши без мягкого знака)
- Сделайте задание на карточке.
Карточка:
Вставьте пропущенные буквы там, где это нужно.
Ч…жой, девоч…ка, мал…чик, ж…раф, овощ…ной, ч…сы, маш…на, поч…та, олен…, щ…ка, щ…вель.
- Поменяйтесь карточками попарно, проверьте и оцените. (! + или -)
Физкульминутка. (Узоры у животных)
Продолжение работы по теме урока.
- Второе задание.
- У меня есть карточки со словами. На некоторых слова с безударными гласными, на других проверочные к ним. Все слова перепутались. Нужно их распределить в два столбика.
На доске:
проверяемое слово проверочное слово
мосты (почему?) мостик (почему?)
беготня бегает
домишко домик
лепить лепка
часы час
- Сделайте вывод, как проверить безударную гласную в корне слова? (подобрать такое проверочное слово, чтобы безударная гласная стала ударной)
- Мы вспомнили основные изученные орфограммы. Можем ли мы уже написать письмо Деду Морозу?
- Нет. Чтобы написать письмо, нужно знать определенные правила.
- прочитайте письмо девочки к ДМ (слайд 2):
Дорогой Дедушка Мороз!
Я хорошо учусь, стараюсь слушаться маму, чищу зубы и даже ем овсяную кашу. Дедушка, я очень люблю землянику. И если тебе несложно, то пришли мне, пожалуйста, корзинку земляники на Новый Год.
Ты всё можешь. Спасибо. Маша.
- Какие части можно выделить в письме? (1. Обращение к человеку, которому ты пишешь – начало; 2. Рассказ о себе, о своих желаниях – основная часть; 3. Добрые слова, прощание – концовка)
На доске учитель составляет схему.
- Как можно по-другому начать письмо, обратиться? (ответы детей)
- Получите вот эти замечательные волшебные конверты, где вместо марки снежинки.
- Давайте подпишем конверты. (слайд 3)
напоминалка
- Достаньте листочки и напишите письмо по шаблону на доске. Своё желание впишите сами. Но сначала давайте найдём и объясним все орфограммы.
Здравствуй, Дедушка Мороз!
Я очень жду праздник Новый год. Стараюсь хорошо учиться и слушаюсь родителей. Желаю всем мира, здоровья и хочу найти под ёлочкой подарок - ____________________________.
Большое спасибо. ____________.
- Отнесите письмо в сумку Деду Морозу.
Слайд 4
Рефлексия.
- Вам было интересно писать письмо ДМ? Кому интересно, прикрепите на доску снежинку. Если нет, сосульку.
Подведение итогов.
- Чему учились?
- Нужно ли в наше время уметь писать письма? Почему?
- Оцените свою работу на уроке. Самооценка.
- Запись домашнего задания: упр. 21 стр. 14
Учитель начальных классов Трокай Елена Ивановна