СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Пионеры – герои Великой Отечественной войны»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Пионеры – герои Великой Отечественной войны»»







Тематическое направление

патриотическое воспитание и формирование российской идентичности



Тема методической разработки

«Пионеры – герои Великой Отечественной войны»





Автор:

Сымжитова Ирина Цымпиловна,

учитель русского языка и литературы,

классный руководитель

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Мангутская СОШ»




2022 год





1.Пояснительная записка


1.1. Тематическое направление - патриотическое воспитание и формирование российской идентичности. Патриотическое воспитание является фундаментом развития личности человека, патриота своей Родины, готового служить России и защищать её. А также сознающего важность единства российского общества и ценность общероссийской идентичности.

1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность).

Тема воспитательного мероприятия - «Пионеры – герои Великой Отечественной войны». Данная направленность является актуальной, так как раскрывается огромное значение Великой Отечественной войны для всего человечества. В свете последних событий в нашей стране это, как никогда, актуально. Мероприятие позволяет обратиться к событиям тех лет, отдать дань памяти и уважения нынешнего поколения всем героям, которые погибли в годы жестокой войны. Очень важно воспитать в подрастающем поколении нравственно-моральные качества и, главное, любовь к своей Родине, желание защитить её.

1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста / класса). Воспитательное мероприятие направлено на учащихся 5-6 классов (10-12 лет).

1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).

Данное воспитательное мероприятие играет большую роль в работе классного руководителя и школы в целом. Оно позволяет реализовать цели и задачи воспитательной работы: создание благоприятных условий для формирования и развития личностей учащихся, воспитание любви к малой родине, формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины; к главному принципу человеческой жизни, к миру; налаживание отношений с одноклассниками и создания благоприятного микроклимата в классе и семье. Данное мероприятие перекликается и с другими воспитательными мероприятиями, которые проводились в течение учебного года. Мероприятие связано и с часами общения, где читались стихи о войне, участием в конкурсе «Мой дедушка – герой», участием в шествии Бессмертного полка.

1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия

Цели воспитательного мероприятия: воспитание патриотизма; формирование чувства гордости за подвиги пионеров-героев в Великой Отечественной войне; способствовать повышению интереса к изучению истории России.

Задачи воспитательного мероприятия:

Задачи образовательные: способствовать расширению знаний обучающихся о важности и значении Победы нашего народа в Великой Отечественной войне; повышать интерес к изучению истории и культуры нашей Родины.

Задачи воспитательные: воспитывать уважительное отношение к Родине, к ветеранам войны; способствовать привлечению родителей к патриотическому воспитанию патриотические; воспитание честности. Порядочности, благородства и сострадания.

Задачи развивающие: развитие связной устной и письменной речи; способствовать развитию интереса к изучению истории.

Планируемые результаты воспитательного мероприятия:

Личностные результаты: воспитание патриотизма, гражданской позиции, любви и уважительного отношения к Родине, гордость за неё; формирование доброжелательного отношения к другим людям, эмпатии; развитие чувства прекрасного.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: формулировать тему, цель воспитательного мероприятия; анализировать в обсуждении пути достижения цели; определять успешность своей работы на мероприятии.

Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения, обобщать.

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, чувства при помощи устной и письменно речи; учитывать различные мнения учащихся при сотрудничестве, а также отстаивать свою точку зрения; слушать и слышать других; уметь задавать вопросы, осуществлять речевой самоконтроль, дисциплину.

Предметные результаты:

Учащийся научится: понимать роль Победы советского народа в Великой Отечественной войне в контексте глобального мира; читать наизусть стихотворения о войне, Родине, мире; высказывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию.

1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора. Форма проведения: классный час – тематическая беседа. Формы организации деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Данная форма работы была выбрана не случайно. Дело в том, что учащимся параллельно с рассказом учителя о фактах войны, предлагаются вопросы для обсуждения, высказывание своих чувств и переживаний, своей точки зрения. Основной принцип работы тематической беседы – побуждение каждого ученика к диалогу, к рождению его «мыслительных открытий».

1.7. Педагогическая технология / методы / приемы, используемые для достижения планируемых результатов

Современные образовательные технологии: метод исходной мотивации; вступление; элементы творческой мастерской и информационно-коммуникационная технологии; метод общения; заключение и рефлексия. Методы: объяснительно-иллюстративный; информационный; побуждающий; практический метод; интерактивный; словесный опрос. Приёмы: использование ИКТ; музыкальные паузы; оценка событий; педагогическое сотрудничество.

1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)

Информационные ресурсы: сведения о пионерах-героях, воевавших в годы Великой Отечественной войны. Материально-технические: компьютер, проектор, экран, колонки, Толковый словарь, иллюстративный материал: портреты пионеров-героев, пионерский галстук, звёздочка, пионерский салют, выставка книг о пионерах-героях.

1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей

Данное воспитательное мероприятие может быть использовано каждым классным руководителем, воспитателем. Оно учитывает образовательные потребности и интересы школьников. Также, при необходимости, можно скорректировать отдельные методы, приемы, технологии (зависит от специфики целевой аудитории).

2.Основная часть

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия:

- учитель определяет тему воспитательного мероприятия (определение целей и задач);

- подготовка материалов к воспитательному мероприятию (учитель заранее готовит материал, задания, вопросы, стихи, разучивание песни с учащимися);

- учащиеся вместе с родителями собирают сведения о пионерах-героях, воевавших в годы Великой Отечественной войны. Предварительно на родительском собрании было предложено родителям оказать помощь детям в подборе материала и портретов пионеров - героев;

- разработка структуры и хода воспитательного мероприятия, а также разработка дополнительного материала – презентации.

- организации репетиций;

- оформление классного кабинета, доски.

2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий)

Сценарий воспитательного мероприятия

«Пионеры – герои Великой Отечественной войны»


Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.


Учитель: Война – жесточе нету слова.

Война – печальней нету слова

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.

Великая Отечественная война… Сколько боли и горя в этих словах. Война — это страшное, беспощадное слово. Самое страшное, что может быть в этом мире… Она приносит страдания, горе, слёзы, разрушает человеческие жизни и дома.

Она забирает у человека все самое дорогое. Ее нельзя забыть. О ней пишут стихи, песни, повести, снимают фильмы. Чтобы знали и помнили…

/Песня видеоролик «И всё о той весне»/

https://www.youtube.com/watch?v=JZrUT47qSN8

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему войну называют Великой Отечественной? /ответы учащихся/

- Великой Отечественной войной она называется потому, что является самой крупной в истории человечества. «Великая» означает огромная, большая. Войной были охвачены огромные части нашей страны, воевали и гибли миллионы человек, длилась война четыре года. Отечественной называется, потому что каждый защищал свою Родину, Отечество. На борьбу с фашизмом поднялась вся страна. Никто не остался равнодушным. В том числе и дети.

И сегодня наш классный час посвящается детям, пионерам-героям.

- Пионеры-герои. Знакомы ли вы с этими словами? Найдите в словаре и объясните их значение.

Знакомство с лексическим значением слов.

1) Герой - Главное действующее лицо литературного произведения

2) Герой - Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности

3) Герой - Тот, кто привлек к себе внимание (чаще о том, кто вызывает восхищение, подражание, удивление)

- Какое определение мы выберем сегодня, если речь пойдет о героях войны?

(ответы детей)

Слово «пионер» также имеет несколько значений (презентация)

  1. Пионер — (от французского «пехотинец», зачинатель) первый в чём- то.

  2. Пионеры — это дети, члены пионерской организации, которая появилась в 1922 году в Советском Союзе.

В пионерскую организацию принимались дети, начиная с 9-летнего до 14 летнего возраста. Пионеры были обязаны носить красный пионерский галстук и пионерский значок.

Пионерский галстук — красная шейная косынка, завязываемая спереди специальным узлом, символ принадлежности к пионерской организации, символическая частица знамени пионерской организации. Три конца галстука символизируют нерушимую связь трёх поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров.

Тот же смысл имеют три пламени на пятиконечной звезде пионерского значка.

Позором считалось прийти в школу без галстука, с помятым галстуком или наспех повязанным. Пионер должен быть честным, старательным в труде и учебе.

Пионерский салют — третий обязательный атрибут пионера. Пионерское приветствие - пять пальцев правой руки, плотно сжатые, поднимаются над головой. Призыв звучит так: «Будь готов!» Ответ «Всегда готов!»

Пионерская организация имела свой гимн. И как положено, когда звучал гимн, его слушали стоя, отдавая честь.

У пионеров была своя форма.

Чем же занимались пионеры - девчонки и мальчишки - в годы войны?

Их детство прервалось 22 июня 1941 года.
В годы войны, несмотря на голод и страх, дети продолжали учиться, работали на полях, заменяли у станков отцов и старших братьев, ушедших защищать Родину, ухаживали за ранеными, собирали металлолом для постройки танков и самолетов, собирали лекарственные растения, отправляли подарки на фронт, а также в грозные годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. дети встали в шеренги бойцов - рядом с отцами и старшими братьями, взяв в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков и партизанскими разведчиками.

1 уч-ся:

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

2 уч-ся:

Юные, совсем юные, мальчишки и девчонки, те, кто в 41-м на груди с гордостью носил пионерский галстук и пионерский значок, совершили бессмертные подвиги.

За боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями.

Четверо пионеров-героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова.

3 уч-ся:

Марат Казей (портрет)

..Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.
    Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
   За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою (фото).

4 уч-ся:

Леня Голиков (портрет)

Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг.

Пионеру-партизану Лене Голикову присвоено звание Героя Советского Союза.

5 уч-ся:

Зина Портнова (портрет)

Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители". Зина участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку....Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в фашиста.
    Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...

Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой.

Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

6 уч-ся:

Валя Котик (портрет)

Когда началась война, Вале Котик, было 11 лет. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.
    Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собирали на месте боев оружие, которое потом переправляли в отряд партизан. Валя был связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Он сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен памятник.

Учитель:

Звание Герой Советского Союза — почётное звание, которого удостаивали за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий, а позже, и в мирное время.

- Какие имена пионеров-героев вам еще знакомы?

7 уч-ся:

Надя Богданова

 В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.

 Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым, вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...

Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.

Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...

Надя Богданова, награждёна орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.

8 уч-ся:

Аркадий Каманин

Он мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, лётчик, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. А ещё всегда рядом друг отца, Михаил Васильевич Водопьянов. Было отчего загореться сердцу мальчугана. Но в воздух его не пускали, говорили: подрасти.

Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром использовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром.

После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно.

 Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет.

До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!

Учитель:

- Сколько же их было? …

Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие подпольщиками и партизанами. Отдавшие жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время.

Мы познакомились лишь с немногими из тех, кто, не дожив до своего совершеннолетия, отдал жизнь в борьбе с врагом. Тысячи мальчишек и девчонок пожертвовали собой ради победы.

Вспомним всех поименно,

Горем вспомним своим,

Это нужно не мёртвым –

Это нужно живым!

- Минутой молчания почтим память юных героев, погибших за счастье и свободу Родины (МЕТРОНОМ ) ролик с периодизацией войны.

- Когда вы слышите слово «ВОЙНА», о чем вы думаете, какие чувства вызывает это слово? (высказывания детей)

- А может нам стоит забыть об этой страшной войне и не вспоминать этих ужасов? (высказывания детей)

- О войне говорить тяжело, но мы не имеем права забывать о ней. Война – это горе, это лишение жизни. Мы обязаны помнить о Великой Отечественной войне, чтобы эти страшные события не повторялись никогда. Чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир. Человечество в неоплатном долгу перед теми миллионами людей, которые погибли, защищая родину от порабощения, неволи, фашизма, грозившего уничтожить все славянские народы. Люди хранят память о погибших, ухаживая за безымянными могилами и братскими захоронениями, возлагая цветы к памятникам и обелискам. Помнят и пионеров-героев.

- В честь юных героев назывались пионерские дружины, лагеря отдыха, школы, улицы, корабли. О них писали книги, снимали фильмы и ставили спектакли.

Прочтите книги о пионерах – героях, узнайте о их подвигах и сохраните в своем сердце их имена (выставка книг).

А тот материал, который вы вместе с родителями подготовили к сегодняшнему мероприятию, мы поместим на стенд, который так и назовем «Пионеры-герои Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.»

Звучит песня «Песня о пионерах героях» https://youtu.be/6fyLDBWbIeY

Рефлексия.

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами поняли одну главную вещь. Какую?

/ответы учащихся/.

Нужно всегда помнить, чтить память о всех близких, которые воевали в Великой Отечественной войне. Они ценой своей жизни сохранили мир на нашей земле. Я надеюсь, что каждый из вас вырастет достойным гражданином нашей страны, пронесет через года уважение и гордость за всех героев тех великих лет.

Список использованных источников

Стихотворение «Никто не забыт». Автор: Алексей Шамарин.

Стихотворение «Победа». Автор: Андрей Усачёв.

Стихотворение «Еще тогда нас не было на свете». Автор: Михаил Владимов.https://www.youtube.com/watch?v=JZrUT47qSN8

https://youtu.be/6fyLDBWbIeY


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!