СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Петр Первый-гений или злодей?Презентация

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Учебная - дать характеристику личности ПетраI и его реформ

   Обобщить материал по теме : «Россия на рубеже XVII-XVIII в.в.»

Развивающая – выделить положительные и отрицательные стороны характера ПетраI , их влияние на государственную деятельность, помочь  детям определить  целесообразность реформ и дать оценку его личности.

Воспитательная – воспитывать уважение к трудовому народу, благодаря усилиям которого осуществлены реформы,

оценить гений ПетраI.

Тип урока: комбинированный. Обобщение изученного по теме «Россия на рубеже  XVII-XVIII в.в.» , изучение нового материала с использованием  сообщений учащихся. 

Просмотр содержимого документа
«Петр Первый-гений или злодей?Презентация»

  • «Роль личности в истории»
  •  
  • Проблемный заголовок :
  • «Петр Первый гений и ли злодей?»
  •  
  • Целевые установки:
  • развитие историко-познавательной компетентности
  • развитие творческого потенциала через вовлечение в исследовательскую работу
  • побуждение к систематическому чтению публицистической литературы, умению самостоятельно пополнять и использовать ее
  • воспитание чувства патриотизма
  • развивать интерес к истории и ее героям
  •  
  • Формируемые приемы умственной деятельности:
  • описание исторического процесса
  • отражение исследуемого объекта в его существенных связях
  • самостоятельная обработка исследуемых источников
  • рассуждение
  • сравнение
  • критическая оценка значимости личности
  • определение своего отношения к личности, способность выражать свои собственные мысли
  •  
  • I Предварительный этап:
  • активизация знаний по изучаемой теме черты сильной личности, особенности исторической личности, роль личности в истории
  • распределение индивидуальных заданий
  • подбор и изучение материала о конкретном периоде деятельности царя Петра
  • подготовка исследовательских проектов-рефератов, сообщений, презентаций, эссе
План-конспект открытого урока в 10 классе .   Цели: Учебная - дать характеристику личности Петра I и его реформ  Обобщить материал по теме : «Россия на рубеже XVII - XVIII в.в.» Развивающая – выделить положительные и отрицательные стороны характера Петра I , их влияние на государственную деятельность, помочь детям определить целесообразность реформ и дать оценку его личности. Воспитательная – воспитывать уважение к трудовому народу, благодаря усилиям которого осуществлены реформы, оценить гений Петра I . Тип урока: комбинированный. Обобщение изученного по теме «Россия на рубеже XVII - XVIII в.в.» , изучение нового материала с использованием сообщений учащихся.

План-конспект открытого урока в 10 классе

.

 

Цели:

Учебная - дать характеристику личности Петра I и его реформ

Обобщить материал по теме : «Россия на рубеже XVII - XVIII в.в.»

Развивающая – выделить положительные и отрицательные стороны характера Петра I , их влияние на государственную деятельность, помочь детям определить целесообразность реформ и дать оценку его личности.

Воспитательная – воспитывать уважение к трудовому народу, благодаря усилиям которого осуществлены реформы,

оценить гений Петра I .

Тип урока: комбинированный. Обобщение изученного по теме «Россия на рубеже XVII - XVIII в.в.» , изучение нового материала с использованием сообщений учащихся.

  • Оборудование: карта «Россия на рубеже XVII - XVIII в.в.».
  • Иллюстрации , презентации
  • Книга «Петр I », сообщения учащихся по темам : «История создания флота»,
  • «История создания флага и герба», «Культурные преобразования при Петре I », «Европейские обычаи», «Наука и образование при Петре I », «История создания орденов и медалей».
  • Ход урока.. I .1. Организация класса.
  • 2. Вступительное слово учителя :
  • Сегодня необычный урок, урок-дискуссия.
  • Мы одновременно рассмотрим две темы: «Достижения России 1 четверти XVIII в., реформы, которые способствовали могуществу страны, затем оценим роль Петра I в этой связи.
  • 3.Опрос:
  • а) Чтобы говорить о реформах, надо представить себе Россию до них и вспомнить задачи, стоящие перед ней.
  • б) Как была решена главная из них? Все ли удалось достигнуть в борьбе за морские побережья?
  • в) Что необходимо было осуществить для победоносных войн?
  • г) Какие изменения в управлении страной произошли, к чему это привело?
  • д) Какие изменения произошли в хозяйстве страны?
  • е) Ученый, историк Эйдельман высказывает мысль о том, что при П. I количество мануфактур становилось больше (до 200), а капитализма все меньше.
  • Как вы понимаете эту мысль? Почему П. I не отменил крепостное право?
  • ж) Как изменилось положение народных масс при П. I ?
  •   Углубить обсуждение попробуем в ходе дискуссии.
На интерактивной доске представлены теоретические материалы о личности. Факторы, влияющие на определение исторической роли личности Особенности среды (общественный строй, традиции) Состояние, в котором в определенное время находится общество. Фактор ситуации. Наличие конкурентных деятелей Особенность формационного времени (характеристика периода исторического процесса, темпы развития) Возможность общества влиять на исторический процесс  Особенность окружающих обществ Особенность самой личности Вывод: Чем больше факторов благоприятствует личности, тем важнее может быть её роль. Качества сильной личности: Способность влиять Наличие лидерских качеств (умение повести за собой массы) Умение видеть проблему и знать способы её решения Умение предугадать и спланировать результаты Ораторские качества Устойчивость (умение стоять на своем, иметь твердую позицию во всех сторонах жизни, т.е. быть независимым) Выносливость к трудностям и сопротивление к внешнему принуждению
  • На интерактивной доске представлены теоретические материалы о личности.
  • Факторы, влияющие на определение исторической роли личности
  • Особенности среды (общественный строй, традиции)
  • Состояние, в котором в определенное время находится общество. Фактор ситуации.
  • Наличие конкурентных деятелей
  • Особенность формационного времени (характеристика периода исторического процесса, темпы развития)
  • Возможность общества влиять на исторический процесс
  • Особенность окружающих обществ
  • Особенность самой личности
  • Вывод: Чем больше факторов благоприятствует личности, тем важнее может быть её роль.
  • Качества сильной личности:
  • Способность влиять
  • Наличие лидерских качеств (умение повести за собой массы)
  • Умение видеть проблему и знать способы её решения
  • Умение предугадать и спланировать результаты
  • Ораторские качества
  • Устойчивость (умение стоять на своем, иметь твердую позицию во всех сторонах жизни, т.е. быть независимым)
  • Выносливость к трудностям и сопротивление к внешнему принуждению
Участвуя в дискуссии нужно помнить: Наша цель - сообща искать истину Не бойтесь ошибиться и идти на риск Вступайте в разговор даже если ваша мысль не совпадает с мнением других. Петр I много сделал для своих современников :  1) Запретил варварский обычай убивать младенцев, родившихся с физическими недостатками; 2) Учредил аптечную и пожарную службы;  3) Повелел хоронить умерших не раньше, чем через 3 дня;  4) Обязал городские магистраты следить строго за уборкой улиц. Что вы скажете? Заботился ли он о своих гражданах? Вспомните крупнейшие события в России. Например: введение христианства, борьба против раздробленности за объединение, а грандиозные победы в войнах . Разве они проходили безболезненно?
  • Участвуя в дискуссии нужно помнить:
  • Наша цель - сообща искать истину
  • Не бойтесь ошибиться и идти на риск
  • Вступайте в разговор даже если ваша мысль не совпадает с мнением других.
  • Петр I много сделал для своих современников :
  • 1) Запретил варварский обычай убивать младенцев, родившихся с физическими недостатками;
  • 2) Учредил аптечную и пожарную службы;
  • 3) Повелел хоронить умерших не раньше, чем через 3 дня;
  • 4) Обязал городские магистраты следить строго за уборкой улиц.
  • Что вы скажете? Заботился ли он о своих гражданах?
  • Вспомните крупнейшие события в России.
  • Например: введение христианства, борьба против раздробленности за объединение, а грандиозные победы в войнах .
  • Разве они проходили безболезненно?
 Пусть вас не смущает , если мы не придем к единому мнению. Дело в том, что истории известно не так уж много личностей, деятельность которых можно оценить однозначно + или – (назовите). Чаще они на одних этапах деятельности ускоряют историю, на других – тормозят.  Нужно запомнить, что народные массы и выдающиеся личности – это силы, которые дополняют друг друга, хотя и решают разные задачи. Личность тут – организатор, мыслитель, а народ – движущая сила. (Об этом нам расскажут ОлейниковаК.,НевскаяА.)   Последняя группа реформ касается культурных преобразований. Из всех мы коснемся лишь европейских обычаев. Прошу охарактеризовать и оценить целесообразность их введения.(Сообщения Вартанян О., Дорофеева Р., Маркиной А.,ГаспарянН., Белик В.)
  • Пусть вас не смущает , если мы не придем к единому мнению.
  • Дело в том, что истории известно не так уж много личностей, деятельность которых можно оценить однозначно + или – (назовите).
  • Чаще они на одних этапах деятельности ускоряют историю, на других – тормозят.
  • Нужно запомнить, что народные массы и выдающиеся личности – это силы, которые дополняют друг друга, хотя и решают разные задачи. Личность тут – организатор, мыслитель, а народ – движущая сила. (Об этом нам расскажут ОлейниковаК.,НевскаяА.)
  •   Последняя группа реформ касается культурных преобразований.
  • Из всех мы коснемся лишь европейских обычаев.
  • Прошу охарактеризовать и оценить целесообразность их введения.(Сообщения Вартанян О., Дорофеева Р., Маркиной А.,ГаспарянН., Белик В.)
С давних времен существовали 2 направления в спорах о будущем России, – какие? Чем отличались? «Западники» верили в европейское будущее России и восхищались делом Петра I . Желали и содействовали европеизации страны. «Россия не Европа, но она должна стремиться ей стать». «Славянофилы» порицали Петра I , внесшего в русскую жизнь раздор и насилие, мечтали о создании общества, избавленного от характерных для Запада потрясений. Утверждали, что «Россия не Европа, опасность для России одна, если она перестанет быть Россией.    Дискуссия : Какова ваша оценка его преобразований? Нужны ли они, нет , чем вызваны?(ПруцковаМ.,ПоспеловаА., КрупскаяК., БезруковаА., ОлейниковаК., Федорович П., Киянченко В., ХромовА., СтихинБ.) Как вы убедились мы снова не пришли к единому мнению, но хорошо то, что вы задумались над проблемой и по-своему ее решили. Мы говорили о Петре I как о главе государства, как о политике. Какой же П. I человек?(Кайванова А., Аниканова В.,УсоваЮ., НалбандянА. о характере и семье царя)
  • С давних времен существовали 2 направления в спорах о будущем России, – какие? Чем отличались?
  • «Западники» верили в европейское будущее России и восхищались делом Петра I . Желали и содействовали европеизации страны. «Россия не Европа, но она должна стремиться ей стать».
  • «Славянофилы» порицали Петра I , внесшего в русскую жизнь раздор и насилие, мечтали о создании общества, избавленного от характерных для Запада потрясений. Утверждали, что «Россия не Европа, опасность для России одна, если она перестанет быть Россией.
  •  
  • Дискуссия : Какова ваша оценка его преобразований? Нужны ли они, нет , чем вызваны?(ПруцковаМ.,ПоспеловаА., КрупскаяК., БезруковаА., ОлейниковаК., Федорович П., Киянченко В., ХромовА., СтихинБ.)
  • Как вы убедились мы снова не пришли к единому мнению, но хорошо то, что вы задумались над проблемой и по-своему ее решили.
  • Мы говорили о Петре I как о главе государства, как о политике. Какой же П. I человек?(Кайванова А., Аниканова В.,УсоваЮ., НалбандянА. о
  • характере и семье царя)
Подумать над вопросами 1) Какая черта была самой яркой в личности П. I ? 2) Что вы осуждаете в нем? 3) Что вас привлекает в нем? 4) Как вы считаете, если бы государем на рубеже веков был не Петр I , а кто-нибудь другой, были бы проведены реформы, т.е. они зависели от него? В заключении беседы : Оценки крупных мыслителей комментируют учащиеся ЧумачковаН., Вартанова Н., Ефимов Д.   Сегодня мы оценили Петра I , а до этого были Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Дмитрий Донской, Александр Невский и Иван Грозный. Беседа: какой вы можете сделать вывод, влияет ли отдельный человек на ход истории всей страны? А если бы они не родились, сумело ли бы государство пройти тот путь, который прошло? (Да, но медленней, они вносят своеобразие в соответствии с особенностями своего характера, мировозрения).  4)Заключение. Рефлексия. Проверка Д/З – таблицы в тетрадях: «Россия на рубеже XVII - XVIII в.в.»  5) Д/З. § 45, повторить §32.
  • Подумать над вопросами
  • 1) Какая черта была самой яркой в личности П. I ?
  • 2) Что вы осуждаете в нем?
  • 3) Что вас привлекает в нем?
  • 4) Как вы считаете, если бы государем на рубеже веков был не Петр I , а кто-нибудь другой, были бы проведены реформы, т.е. они зависели от него?
  • В заключении беседы : Оценки крупных мыслителей комментируют учащиеся ЧумачковаН., Вартанова Н., Ефимов Д.
  •   Сегодня мы оценили Петра I , а до этого были Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Дмитрий Донской, Александр Невский и Иван Грозный.
  • Беседа: какой вы можете сделать вывод, влияет ли отдельный человек на ход истории всей страны?
  • А если бы они не родились, сумело ли бы государство пройти тот путь, который прошло? (Да, но медленней, они вносят своеобразие в соответствии с особенностями своего характера, мировозрения).
  • 4)Заключение. Рефлексия.
  • Проверка Д/З – таблицы в тетрадях: «Россия на рубеже XVII - XVIII в.в.»
  • 5) Д/З. § 45, повторить §32.
Предпосылки петровских преобразований Усиление иностранного влияния Приглашение иностранных специалистов (Кукуй (1652), мануфактуры, «Орёл» (1669)) Создание полков иноземного (нового) строя, воинский устав по западным образцам (1621) Мода на польскую одежду, танцы (мазурка), иностранные языки Афанасий Ордин-Нащокин (1605-1680) 1667-1671 – глава Посольского приказа Проект введения рекрутской повинности Проект создания органов городского самоуправления Протекционизм (Новоторговый устав 1667 г.) Основал новые мануфактуры Учреждение почты (1666 г.) Москва – Вильно – Рига Василий Голицын (1643-1714) Фаворит царевны Софьи Проект отмены крепостного права Проект создания наемной армии Проект «поголовной» подати с крестьян Отмена местничества в 1682 г.

Предпосылки петровских преобразований

Усиление

иностранного

влияния

Приглашение иностранных специалистов

(Кукуй (1652), мануфактуры, «Орёл» (1669))

Создание полков иноземного (нового) строя,

воинский устав по западным образцам (1621)

Мода на польскую одежду, танцы

(мазурка), иностранные языки

Афанасий

Ордин-Нащокин

(1605-1680)

1667-1671 –

глава Посольского

приказа

Проект введения рекрутской повинности

Проект создания органов городского самоуправления

Протекционизм (Новоторговый устав 1667 г.)

Основал новые мануфактуры

Учреждение почты (1666 г.) Москва – Вильно – Рига

Василий

Голицын

(1643-1714)

Фаворит

царевны Софьи

Проект отмены крепостного права

Проект создания наемной армии

Проект «поголовной» подати с крестьян

Отмена местничества в 1682 г.

Военная реформа Петра I (1689-1725) 1700 г. – Преображенский и Семеновский гвардейские полки 1699-1705 гг. Переход к рекрутским наборам Потешные полки Обучение офицеров  служба в гвардии  навигацкая, артиллерийская, инженерная школы, Морская академия  обучение за границей Подготовка унтер-офицеров  50 гарнизонных школ 1 ч. с 20 дв. пожизненно Содержание армии за счет государства 1716 г. Устав воинский 1720 г. Устав морской Военные наставления и законы для офицеров, солдат, матросов Создание военной экономики: Мануфактуры и верфи

Военная реформа Петра I (1689-1725)

1700 г. – Преображенский и

Семеновский гвардейские полки

1699-1705 гг.

Переход к

рекрутским

наборам

Потешные

полки

Обучение офицеров

  • служба в гвардии
  • навигацкая, артиллерийская, инженерная

школы, Морская академия

  • обучение за границей

Подготовка унтер-офицеров

  • 50 гарнизонных школ

1 ч. с 20 дв.

пожизненно

Содержание

армии за счет

государства

1716 г.

Устав воинский

1720 г.

Устав морской

Военные наставления и

законы для офицеров,

солдат, матросов

Создание военной экономики:

Мануфактуры и верфи

Экономические  преобразования Протекционизм Покровительство отечественной промышленности Высокие пошлины на импортные товары Меркантилизм Активный торговый  баланс Накопление денег в стране  Создание мануфактур  Поощрение частного предпринимательства при регламентации производства; приоритет при выполнении казенного заказа  Госмонополия на заготовку и сбыт основных товаров (соль, пенька, меха…)  Создание купеческих «кумпанств», находящихся под контролем государства В русской мануфактуре преобладал труд крепостных и посессионных  Русская буржуазия полностью зависела от государства Налоговая реформа 1722 г. Подушная перепись. Подушная подать вместо многих мелких налогов

Экономические преобразования

Протекционизм

Покровительство

отечественной

промышленности

Высокие пошлины

на импортные товары

Меркантилизм

Активный торговый

баланс

Накопление

денег в стране

  • Создание мануфактур
  • Поощрение частного предпринимательства при регламентации

производства; приоритет при выполнении казенного заказа

  • Госмонополия на заготовку и сбыт основных товаров (соль, пенька, меха…)
  • Создание купеческих «кумпанств», находящихся под контролем государства

В русской мануфактуре преобладал труд крепостных и посессионных

Русская буржуазия полностью зависела от государства

Налоговая реформа 1722 г.

Подушная перепись. Подушная подать

вместо многих мелких налогов

Реформа центрального управления Генерал- прокурор 1699 Ближняя канцелярия 1708 Консилия министров 1711 Сенат Боярская дума 1718 Коллегии 1721 г. 1720 Генеральный регламент Устав государственной службы Внешняя политика Сухопутные войска Флот Торговля Тяжелая промышленность Легкая промышленность Государственные доходы Государственные расходы Проверка доходов и расходов Городское самоуправление Поместья Уголовный и гражданский суд

Реформа центрального управления

Генерал-

прокурор

1699

Ближняя канцелярия

1708

Консилия министров

1711

Сенат

Боярская

дума

1718

Коллегии

1721 г.

1720

Генеральный

регламент

Устав

государственной

службы

Внешняя политика

Сухопутные войска

Флот

Торговля

Тяжелая промышленность

Легкая промышленность

Государственные доходы

Государственные расходы

Проверка доходов и расходов

Городское самоуправление

Поместья

Уголовный и гражданский суд

Реформа местного управления 1708 → 8 губерний Московская Санкт-Петербургская Киевская Архангельская Смоленская Казанская Сибирская Азовская (Воронежская) 1719 г.

Реформа местного управления

1708 8 губерний

Московская

Санкт-Петербургская

Киевская

Архангельская

Смоленская

Казанская

Сибирская

Азовская (Воронежская)

1719 г.

Церковная реформа 1702-1721 Местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский 1700 г. умер патриарх Адриан  Финансовые вопросы 1701-1721 – Монастырский приказ Император 1718-1721 составление Духовного регламента 1722 Обер-прокурор 1721 Духовная коллегия (СИНОД)

Церковная реформа

1702-1721

Местоблюститель

патриаршего престола

Стефан Яворский

1700 г.

умер

патриарх

Адриан

Финансовые

вопросы

1701-1721 – Монастырский приказ

Император

1718-1721

составление

Духовного

регламента

1722

Обер-прокурор

1721

Духовная

коллегия

(СИНОД)

Социальная политика 1714 г. – указ о майорате (единонаследии) Запрет дробить дворянские имения Поместье=Вотчина Коллежский асессор 1722 г. – Табель о рангах Унификация государственной службы Принцип выслуги ( VIII ранг – потомственное дворянство) Все дворяне были обязаны служить Подушная подать  государственные крестьяне Частновладельческие крестьяне + холопы Меры против «вольных и гулящих» Введение паспортов

Социальная политика

1714 г. – указ о майорате (единонаследии)

Запрет дробить дворянские имения

Поместье=Вотчина

Коллежский асессор

1722 г. – Табель о рангах

Унификация государственной службы

Принцип выслуги ( VIII ранг – потомственное дворянство)

Все дворяне были обязаны служить

Подушная подать  государственные крестьяне

Частновладельческие крестьяне + холопы

Меры против «вольных и гулящих»

Введение паспортов

Реформы в области культуры Организация системы образования, упор на естественнонаучные и технические предметы, просвещение как практическая ценность  1708 – замена церковнославянского шрифта светским (гражданским) 1702 г. – «Ведомости»  1725 г. – создание Академии наук  1719 г. – Кунсткамера  1 января 1700 г. – новое летоисчисление 1717 г. – «Юности честное зерцало»  Изменения в быту  брадобритие, европейский  костюм,  курение табака,  проведение ассамблей (1718 г.))

Реформы в области культуры

  • Организация системы образования, упор на естественнонаучные и технические предметы, просвещение как практическая ценность
  • 1708 – замена церковнославянского шрифта светским (гражданским)
  • 1702 г. – «Ведомости»
  • 1725 г. – создание Академии наук
  • 1719 г. – Кунсткамера
  • 1 января 1700 г. – новое летоисчисление
  • 1717 г. – «Юности честное зерцало»
  • Изменения в быту
  • брадобритие, европейский
  • костюм,
  • курение табака,
  • проведение ассамблей (1718 г.))
Итоги и последствия  петровских преобразований окончательное становление абсолютизма бюрократизация управления государством укрепление сословного деления общества развитие российской промышленности на основе крепостного труда Россия вошла в число ведущих европейских держав насилие стало обыденным инструментом управления скачок в экономическом развитии страны; однако крепостническая основа экономики предопределила отставание от передовых западных стран

Итоги и последствия петровских преобразований

  • окончательное становление абсолютизма
  • бюрократизация управления государством
  • укрепление сословного деления общества
  • развитие российской промышленности на основе крепостного труда
  • Россия вошла в число ведущих европейских держав
  • насилие стало обыденным инструментом управления
  • скачок в экономическом развитии страны; однако крепостническая основа экономики предопределила отставание от передовых западных стран


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!